Влияние сказок на развитие эмпатии у дошкольников
консультация по психологии
Опубликовано 01.12.2024 - 2:36 - Ракитина Мария Ивановна
Одной из главных и важных эмоций в социуме, которая определяет способностью личности к проникновению, пониманию и умению сопереживать оппонент является эмпатия. Это умение обеспечивает нравственное развитие личности и умение жить в социуме.
Психологи термин «эмпатия» чаще толкуют как эмоциональную отзывчивость ребенка на внутреннее состояние гаходившегося рядом человека, способность оказать помощь в нужной ситуации.
Развитие эмпатии у дошкольников происходит в несколько этапов: в 1-й год жизни – ребенок пытается запоминать, затем воплощает знакомые эмоции, полученные в процессе общения с родственниками. 2-й год жизни – «этап сострадания» – ребенок интересуется окружающим социумом, различает эмоциональное состояние других людей. На 3-4-м году жизни дошкольник определяет свое место в окружающем мире, он модет понять чувства и желания другого, но не всегда ещё может сопередивать.В возрасте 4 – 6 лет приходит этап «сочувствия и отзывчивости», когда у ребенка появляется способность принимать эмоции других, приходить на помощь, не всегда понимая, чем можно помочь. Заключительный этап «сорадования», когда ребенок может оценить чужие успехи начинает формироваться к 8-9 годам. В случае, когда развитие ребенка формируется верно, он способен отреагировать на чужие проблемы и оказать посильную ему помощь.
Главные показатели сформированности эмпатии у детей дошкольного возраста: способность чувствовать эмоциональное состояние другого, проявление интереса к его чувствам, умение рассмотреть и отреагировать на это состояние. Сказка практически самое эффективное средство в формировании эмпатии у детей дошкольного возраста. Она раскрывает мировоззрение ребёнка, влияет на разум и чувства, помогает сформировать эмоциональность и отзывчивость. Ребенок переживает вместе с героями эмоции, впоследствии влияющие на его собственную жизнь, тк в сказке он может находить решение своих жизненных ситуаций. Сказка воспитывает у детей восприимчивость, доброту, честность и способность к сопереживанию. Завораживающий сюжет, сказочные образы и юмор делают сказку эффективным средством в воспитании детей. Она воздействует на эмоциональный мир ребенка. Динамичный сюжет привлекает внимание детей, а оживленность образов способствует сопереживанию героям, оценке их эмоционального состояния. Оптимизм сказок вселяет в ребенка веру в обязательную победу добра над злом, а оценка поступков героев влияет на формирование нравственных ценностей, представлений о мужественности и женственности. Кроме этого, все герои сказок морально ориентированы: они или положительные, или отрицательные. Это важное условие для разграничений ребенком добра и зла, его отношения к тому и другому. Для развития эмпатии у дошкольников через сказку можно применять некоторые приемы и методы, таких как: «Ситуация спасения в сказке» (сочинительство сюжета и концовки ситуации спасения главного героя; ситуации, требующие отзывчивости и доброжелательности); «На какого героя сказки я хочу быть похожим» (составление нравственного портрета героя и объяснение его эмоций); «Придумай сказку» (составление сказки из рисунков детей и обсуждение их многогранности); «Рисуем сказку» (предоставление ребенку возможности дорисовать иллюстрацию к интересной сказке); «Магия слов» (в просмотренном или прослушанном отрывке сказки, дети отгадывают «волшебное слово», «тихо» произнесенное главным героем собеседнику с просьбой, благодарностью, и подобрать похожие варианты вежливого приветствия, прощания, извинения, уместные в этой ситуации). В этом случае важно сделать акцент на произношении этих слов, какие чувства испытывает собеседник. Для этого можно использовать прием «Поменяйся местами». Он помогает детям лучше узнать и понять друг друга, "Сказочник" (предложение ребенку додумать и изменить ситуации, в которые попадает главный герой). Позиционирование себя в эмоциональном пространстве социума является важным условием для совместной деятельности. Сопереживание – это главный механизм в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Настоящая эмпатия это не только эмоциональная отзывчивость, но и высочайший уровень проницательности и восприятия окружающего. Только при тщательном подборе произведений устного народного творчества возможно правильное влияние на формирование нравственных основ личности ребенка, его познаний и ценностного отношения к окружающему миру.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/01/php4sczju_proekt-teatralizovannaya-deyatelnost_html_c3a31ba3755e15c9.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-263960-1607443173.jpg)
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Коммуникативные способности включают в себя:- желание вступать в контакт,- умение организовать общение,- знание норм и правил при общении....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1061169-1538758307.jpg)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1061169-1538758307.jpg)
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников".
Советы родителям, как знакомить детей с миром сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-704008-1446836981.jpg)
Консультация для родителей. Влияние сказок на развитие речи дошкольников.
Развитие речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1273243-1603739407.jpg)
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...