Влияние сказок на развитие эмпатии у дошкольников
консультация по психологии
Опубликовано 01.12.2024 - 2:36 - Ракитина Мария Ивановна
Одной из главных и важных эмоций в социуме, которая определяет способностью личности к проникновению, пониманию и умению сопереживать оппонент является эмпатия. Это умение обеспечивает нравственное развитие личности и умение жить в социуме.
Психологи термин «эмпатия» чаще толкуют как эмоциональную отзывчивость ребенка на внутреннее состояние гаходившегося рядом человека, способность оказать помощь в нужной ситуации.
Развитие эмпатии у дошкольников происходит в несколько этапов: в 1-й год жизни – ребенок пытается запоминать, затем воплощает знакомые эмоции, полученные в процессе общения с родственниками. 2-й год жизни – «этап сострадания» – ребенок интересуется окружающим социумом, различает эмоциональное состояние других людей. На 3-4-м году жизни дошкольник определяет свое место в окружающем мире, он модет понять чувства и желания другого, но не всегда ещё может сопередивать.В возрасте 4 – 6 лет приходит этап «сочувствия и отзывчивости», когда у ребенка появляется способность принимать эмоции других, приходить на помощь, не всегда понимая, чем можно помочь. Заключительный этап «сорадования», когда ребенок может оценить чужие успехи начинает формироваться к 8-9 годам. В случае, когда развитие ребенка формируется верно, он способен отреагировать на чужие проблемы и оказать посильную ему помощь.
Главные показатели сформированности эмпатии у детей дошкольного возраста: способность чувствовать эмоциональное состояние другого, проявление интереса к его чувствам, умение рассмотреть и отреагировать на это состояние. Сказка практически самое эффективное средство в формировании эмпатии у детей дошкольного возраста. Она раскрывает мировоззрение ребёнка, влияет на разум и чувства, помогает сформировать эмоциональность и отзывчивость. Ребенок переживает вместе с героями эмоции, впоследствии влияющие на его собственную жизнь, тк в сказке он может находить решение своих жизненных ситуаций. Сказка воспитывает у детей восприимчивость, доброту, честность и способность к сопереживанию. Завораживающий сюжет, сказочные образы и юмор делают сказку эффективным средством в воспитании детей. Она воздействует на эмоциональный мир ребенка. Динамичный сюжет привлекает внимание детей, а оживленность образов способствует сопереживанию героям, оценке их эмоционального состояния. Оптимизм сказок вселяет в ребенка веру в обязательную победу добра над злом, а оценка поступков героев влияет на формирование нравственных ценностей, представлений о мужественности и женственности. Кроме этого, все герои сказок морально ориентированы: они или положительные, или отрицательные. Это важное условие для разграничений ребенком добра и зла, его отношения к тому и другому. Для развития эмпатии у дошкольников через сказку можно применять некоторые приемы и методы, таких как: «Ситуация спасения в сказке» (сочинительство сюжета и концовки ситуации спасения главного героя; ситуации, требующие отзывчивости и доброжелательности); «На какого героя сказки я хочу быть похожим» (составление нравственного портрета героя и объяснение его эмоций); «Придумай сказку» (составление сказки из рисунков детей и обсуждение их многогранности); «Рисуем сказку» (предоставление ребенку возможности дорисовать иллюстрацию к интересной сказке); «Магия слов» (в просмотренном или прослушанном отрывке сказки, дети отгадывают «волшебное слово», «тихо» произнесенное главным героем собеседнику с просьбой, благодарностью, и подобрать похожие варианты вежливого приветствия, прощания, извинения, уместные в этой ситуации). В этом случае важно сделать акцент на произношении этих слов, какие чувства испытывает собеседник. Для этого можно использовать прием «Поменяйся местами». Он помогает детям лучше узнать и понять друг друга, "Сказочник" (предложение ребенку додумать и изменить ситуации, в которые попадает главный герой). Позиционирование себя в эмоциональном пространстве социума является важным условием для совместной деятельности. Сопереживание – это главный механизм в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Настоящая эмпатия это не только эмоциональная отзывчивость, но и высочайший уровень проницательности и восприятия окружающего. Только при тщательном подборе произведений устного народного творчества возможно правильное влияние на формирование нравственных основ личности ребенка, его познаний и ценностного отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Коммуникативные способности включают в себя:- желание вступать в контакт,- умение организовать общение,- знание норм и правил при общении....
Влияние сказок на развитие речи дошкольников
Консультация для родителей...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников".
Советы родителям, как знакомить детей с миром сказки....
Влияние сказок на развитие речи дошкольников
Влияние сказок на развитие речи дошкольников...
Консультация для родителей. Влияние сказок на развитие речи дошкольников.
Развитие речи дошкольников...
Консультация для родителей "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...