Статья Арт-практика "Рисовые фантазии"
статья по психологии

Агафонова Светлана Сергеевна

Использование цветного риса в группах раннего возраста в период адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОТЕКА «РИСОВЫЕ ФАНТАЗИИ»

В первые три года жизни ребенка, как известно, закладываются самые важные человеческие способности – любознательность, познавательная активность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.

Игра и действия с предметами в этом возрасте являются основными видами деятельности малышей. Игра, прежде всего, доставляет им много радости, она сопровождается положительными эмоциями. Развивая игровую деятельность детей раннего возраста, мы не только влияем на психофизическое развитие детей, но и облегчаем процесс адаптации к условиям дошкольного учреждения, увеличиваем глубину интеграции в окружающий мир.

Эффективную помощь в этой работе нам оказывают игры с цветным рисом. Общение с разноцветным рисом дает толчок для развития творческой фантазии малышей. Как показывает многолетняя практика, творческое самовыражение детей раннего возраста позволяет снимать нервно-психологические нагрузки и нарушение их эмоционального благополучия. Для игр с рисом не требуется специальных навыков и умений, в таких играх можно не бояться ошибиться и легко начать все заново.

Прежде, чем рис попадет в руки детям, необходимо подготовить малышей к взаимодействию с ним. Для этого педагоги используют игрушку-посредника Мишутку. Он хозяин разноцветного риса и строго следит за порядком во время игр детей. Мишутка знакомит малышей с правилами во время игры с рисом, так как при игре рис обычно высыпается из контейнера или песочницы, поэтому нужно обратить внимание на этот факт.

        Для проведения данной работы мы всегда привлекаем родителей, которые помогают подготовить необходимое оборудование: контейнеры для игр с рисом, игрушки, разнообразные фигурки, природный материал, подготовить и покрасить рис.

После того, как все готово, на первом этапе малыши знакомятся с рисом в «пальчиковом бассейне»: они трогают рис руками, копают, перекладывают, пересыпают.          

На втором этапе педагог рассказывает и разыгрывает сказки в игровых коробках с рисом, проводит игры, связанные с главным героем сказки. Для этого мы используем русские народные сказки, потешки, детские стихи, сказки, придуманные педагогами в зависимости от той или иной ситуации.

        Большую помощь в работе с детьми на данном этапе оказывает сотрудничество с детской библиотекой. Малыши стали чаще обращаться к книжкам, рассматривать иллюстрации. А воспитатели используют понравившиеся детям сюжеты произведений в игротеке с цветным рисом.

На третьем этапе малыши самостоятельно, на основе уже имеющегося опыта, но под присмотром педагога используют цветной рис в игровой деятельности, придумывая свои сюжеты.

Важно отметить, что во время игры на этом этапе воспитатель не должен навязывать ребенку какое-либо действие или играть за ребенка, в случае затруднений наши педагоги играют рядом и своим примером показывают нужное действие.

        Безусловно, не все дети сразу включаются в этот процесс и активно принимают в нем участие, но в первое время положительным считается уже то, что ребенок просто наблюдает за происходящим.

        Используя рис в работе с детьми раннего возраста, мы отметили, что игры с цветным рисом помогают развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений малышей, что в свою очередь влияет на развитие мышления, внимания, наблюдательности, воображения памяти и речи. Так же игры с цветным рисом позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, стабилизируя их эмоциональное самочувствие. Игры с рисом успокаивают очень активных и импульсивных детей, раскрепощают зажатых и тревожных.  

Таким образом, работа по использованию цветного риса в игровой деятельности детей раннего возраста показывает положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия во время периода адаптации к условиям дошкольного учреждения. Такая работа является весьма эффективной и многофункциональной. Это позволяет нам рекомендовать ее педагогам ДОО к использованию в работе с детьми  раннего возраста.

Л. Титова, заместитель заведующего по УВР,

С. Агафонова, педагог-психолог,

Н. Архипова, инструктор по физической культуре,

А. Иванова, педагог дополнительного образования

А. Савилова, педагог дополнительного образования

               Н. Веселова, У. Гилязова,  О. Двинская,

                                 Е. Кавандина, О.Шадрина, воспитатели

Детский сад № 216 ОАО «РЖД»,

Г. Иркутск, Иркутская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Песчаные фантазии».

Песчаная терапия помогает корректировать детские неврозы, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. В настоящее время и медицина использует лечебные свойства песка – пес...

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей у дошкольников»

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей дошкольников....

Статья по теме: «Песчаные фантазии».

Игры и упражнения с песком являются любимым развлечением детей всего мира. Из песка можно слепить чудесный замок с башнями,   сказочный город, лабиринты, заодно придумав интересные ист...

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей дошкольников»

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей дошкольников»   …едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н.В.Гоголь     В человеческой деятельности услов...

"Терпения и фантазии хватит на всех" - статья в газете "Степная НОВЬ"

У канеловчанки Бобыревой Ольги Петровны олна запись в трудовой книжке - детский сад № 8 "Теремок"......

Статья "Игрушки и игры с ними. Развитие фантазии детей".

В статье рассказывается о негативном влиянии интерактивных игрушек на развитие фантазии и воображения ребенка. Приводятся примеры создания "игр из ничего"....

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...