Игра для родителей "Готовность ребенка к школе"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Игра для педагога и родителей "Подготовка детей к школьному обучению"
Цель игры: познакомть родителей с основными показателями готовности дошкольника к школе через совместную игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_.docx | 20.46 КБ |
kartochka_voprosov.docx | 18.65 КБ |
krysha_dlya_doma.docx | 18 КБ |
pamyatka_rezultaty_obucheniya.docx | 169.98 КБ |
podgotovka_k_shkole_.docx | 20.46 КБ |
podgotovka_k_shkole_domik.pptx | 156.23 КБ |
podgotovka_k_shkole_kirpichiki_tekst.docx | 59.23 КБ |
stili_otnosheniy_v_seme.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Фундамент.
- Физиологическая готовность.
Кнопка «соответствие веса, роста возрастным нормам» - этот показатель влияет на то, будет ли ребёнок уставать или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и так далее.
Кнопка «количество постояных зубов» – призак физиологической зрелости. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы и он может сидеть в течение урока без вреда для осанки.
Кнопка «Развитая крупная и мелкая моторика» - двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребенка и является показателем форирования центральной нервоной В предверии школы сформированность моторных навыков кисти становятся необходимым условием успешности обучения.
Переходим к стенам нашего дома которые предтавляют:
- Интеллектуальная готовность
Кнопка «знание обратного и порядкового».
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот умение считать в обратную сторону: от 10 до 1, знание порядкового счета показывает, что ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде.
Кнопка «развитое наглядно-образное мышление»
Важным аспектом интеллектуального развития является развитие наглядно-образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Кнопка «умение выделять существенные признаки»
Другой показатель интеллектуального развития ребенка – умение выделать существенные признаки
В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, а не на операциях счета, письма и чтения. Приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, неумению классифицировать, анализировать и другое). Ребенок должен уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы, уметь мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения.
Возрастные характеристики возможных достижений детей к концу дошкольного возраста более подробно представлены у вас в памятках.
- Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)
Кнопка «стремление к новым знаниям и любознательность»
Зарождение мотивов учения
Усложняется структура всей мотивационной сферы личности. В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и результат (они проявляются в стремлении к новым знаниям и в общей любознательности),
Кнопка «умение оценивать результат своей деятельности»
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям или требованиям, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.
Кнопка «адекватная самооценка»
Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.
Кнопки «умение общаться», «умение просить о помощи и спрашивать если что-то непонятно»
Коммуникативная готовность, или умение строить отношения со сверстниками, со взрослыми и с самим собой, — вот что является хорошим показателем готовности к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Кнопка «выполнение правил и норм»
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.
Важнейшей характеристикой эмоционально-волевой готовности является произвольность поведения.
Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Эта способность проявляется в различных формах.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности.
Насколько успешным будет обучение в школе, во многом зависит от родителей — от того, как они подготовят ребенка, какой стиль взаимоотношений преобладает в семье.
Крыша дома – это ваш стиль воспитания
- «Делай как хочешь!» - попустительский стиль (синонимы: индифферентный (эмоционально холодный, дистантный), безразличный, равнодушие).
- «Делай то, что считаешь нужным!» - либеральный (невмешательство, полная свобода)
- «Делай как я!» - авторитарный (автократический, диктат, доминирование) –
- «Я тебя понимаю!» - авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество)
Подробно характеристика стилей воспитания представлена в памятке.
Неправильные кнопки
«Развитое логическое мышление» - в старшем дошкольном возрасте только начинает развиваться словесно-логическое мышление и заканчивается приблизительно в 11 лет.
«Выполнение правил и требований в зависимости от своего интереса», «Главное не результат, а процесс», «Проявление детской непосредственности», говорит о несформированной произвольности поведения у дошкольника.
«Завышенная самооценка» - завышенная самооценка, как и заниженная, может привести к ряду проблем. Ребенок с завышенной самооценкой считает себя лучшим во всём. Ему жизненно важно быть лучше других, все привилегии должны принадлежать только ему, остальные никак не могут претендовать на внимание или поощрения. Если это не так — может бурно протестовать, вплоть до истерик. Лишь бы внимание было на его стороне. Могут возникнуть трудности во взаимоотношениях.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Делай как хочешь!
Делай то, что считаешь нужным!
Я тебя понимаю!
Делай как я!
Предварительный просмотр:
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
- ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
- ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
- ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным
утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 88»
ПАМЯТКА
«Возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного возраста (к 7 годам)»
Оренбург, 2024
Предварительный просмотр:
Фундамент.
- Физиологическая готовность.
Кнопка «соответствие веса, роста возрастным нормам» - этот показатель влияет на то, будет ли ребёнок уставать или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и так далее.
Кнопка «количество постояных зубов» – призак физиологической зрелости. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы и он может сидеть в течение урока без вреда для осанки.
Кнопка «Развитая крупная и мелкая моторика» - двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребенка и является показателем форирования центральной нервоной В предверии школы сформированность моторных навыков кисти становятся необходимым условием успешности обучения.
Переходим к стенам нашего дома которые предтавляют:
- Интеллектуальная готовность
Кнопка «знание обратного и порядкового».
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот умение считать в обратную сторону: от 10 до 1, знание порядкового счета показывает, что ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде.
Кнопка «развитое наглядно-образное мышление»
Важным аспектом интеллектуального развития является развитие наглядно-образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Кнопка «умение выделять существенные признаки»
Другой показатель интеллектуального развития ребенка – умение выделать существенные признаки
В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, а не на операциях счета, письма и чтения. Приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, неумению классифицировать, анализировать и другое). Ребенок должен уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы, уметь мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения.
Возрастные характеристики возможных достижений детей к концу дошкольного возраста более подробно представлены у вас в памятках.
- Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)
Кнопка «стремление к новым знаниям и любознательность»
Зарождение мотивов учения
Усложняется структура всей мотивационной сферы личности. В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и результат (они проявляются в стремлении к новым знаниям и в общей любознательности),
Кнопка «умение оценивать результат своей деятельности»
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям или требованиям, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.
Кнопка «адекватная самооценка»
Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.
Кнопки «умение общаться», «умение просить о помощи и спрашивать если что-то непонятно»
Коммуникативная готовность, или умение строить отношения со сверстниками, со взрослыми и с самим собой, — вот что является хорошим показателем готовности к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Кнопка «выполнение правил и норм»
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.
Важнейшей характеристикой эмоционально-волевой готовности является произвольность поведения.
Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Эта способность проявляется в различных формах.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности.
Насколько успешным будет обучение в школе, во многом зависит от родителей — от того, как они подготовят ребенка, какой стиль взаимоотношений преобладает в семье.
Крыша дома – это ваш стиль воспитания
- «Делай как хочешь!» - попустительский стиль (синонимы: индифферентный (эмоционально холодный, дистантный), безразличный, равнодушие).
- «Делай то, что считаешь нужным!» - либеральный (невмешательство, полная свобода)
- «Делай как я!» - авторитарный (автократический, диктат, доминирование) –
- «Я тебя понимаю!» - авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество)
Подробно характеристика стилей воспитания представлена в памятке.
Неправильные кнопки
«Развитое логическое мышление» - в старшем дошкольном возрасте только начинает развиваться словесно-логическое мышление и заканчивается приблизительно в 11 лет.
«Выполнение правил и требований в зависимости от своего интереса», «Главное не результат, а процесс», «Проявление детской непосредственности», говорит о несформированной произвольности поведения у дошкольника.
«Завышенная самооценка» - завышенная самооценка, как и заниженная, может привести к ряду проблем. Ребенок с завышенной самооценкой считает себя лучшим во всём. Ему жизненно важно быть лучше других, все привилегии должны принадлежать только ему, остальные никак не могут претендовать на внимание или поощрения. Если это не так — может бурно протестовать, вплоть до истерик. Лишь бы внимание было на его стороне. Могут возникнуть трудности во взаимоотношениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я тебя понимаю!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Для любого человека дом – это место безопасности, спокойствия. Представьте готовность к школе в виде дома, который обеспечивает безопасный и спокойный переход ребенка из позиции дошкольника в позицию школьника.
Какой он? Из чего состоит фундамент, стены, крыша? Перед вами на столе разложены кирпичики, есть крыша. Предлагаю вам в парах построить свой дом будущего школьника Пустые кирпичики вы можете дополнить недостающими на ваш взгляд значениями.
Родители выкладывают дом из представленных кирпичиков.
После того как родители закончат на слайде выводится готовый дом в котором все кирпичики стоят правильно.
Педагог: Уважаемые родители предлагаю вам посмотреть на дом, который построен правильно с учетом знаний современной науки и сравнить со своими постройками.
Идет обсуждение домов родителей.
Фундамент.
Физиологическая готовность.
Соответствие веса, роста возрастным нормам - этот показатель влияет на то, будет ли ребёнок уставать или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и так далее.
Количество постояных зубов – призак физиологической зрелости. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы и он может сидеть в течение урока без вреда для осанки.
Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребенка и является показателем форирования центральной нервоной В предверии школы сформированность моторных навыков кисти становятся необходимым условием успешности обучения.
- специальная готовность предполагает наличие специальных умении и навыков - понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета (знать буквы, звуки, уметь считать).
У ребенка должны быть сформированы элементарные представления об окружающем мире. Что должен знать и уметь ребенок представлено в памятке.
3. психологическая - предполагает достижение определенного уровня психического развития (интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовности).
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)
Зарождение мотивов учения
Усложняется структура всей мотивационной сферы личности. В познавательных мотивах выделяют два уровня: широкие учебные мотивы, направленные на процесс учения, на его содержание и результат (они проявляются в желании идти в школу, в стремлении преодолевать трудности, в общей любознательности), и теоретико-познавательные, направленные на способы добывания знаний.
Развитие познавательных интересов
Общение приобретает специфическую, крайне важную черту – ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ. Основной отличительной характеристикой общения детей с высоким уровнем произвольности является то, что может быть названо контекстностью общения.
Контекстность общения (внеситуативность) – это непривязанность к какой-либо наличной ситуации, способность действовать не под влиянием сиюминутных ситуативных побуждений, а с учетом предзаданной целевой установки, правил, условий и других задающих контекст ситуации моментов.
Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям. Этот показатель демонстрирует, насколько ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого оценить свои действия и их результаты как правильные, соответствующие условиям или требованиям, или как ошибочные, насколько он в состоянии скорректировать свои действия в случае, если они оказываются неэффективными.
Для психологической готовности к школе оказывается гораздо более важным не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно он оценивает сформированность этого навыка..
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Важным аспектом интеллектуального развития является развитие наглядно-образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.
Другой показатель интеллектуального развития ребенка – умение ориентироваться на систему признаков.
Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.
Важнейшей характеристикой эмоционально-волевой готовности является произвольность поведения.
Произвольность поведения – это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Эта способность проявляется в различных формах.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности.
Насколько успешным будет обучение в школе, во многом зависит от родителей — от того, как они подготовят ребенка, какой стиль взаимоотношений преобладает в семье.
Крыша дома – это ваш стиль воспитания
- Попустительский стиль (синонимы: индифферентный (эмоционально холодный, дистантный), безразличный, равнодушие) – «Делай как хочешь!»
- Либеральный (невмешательство, полная свобода) – «Делай то, что считаешь нужным!»
- Авторитарный (автократический, диктат, доминирование) – «Делай как я!»
- Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество) – «Я тебя понимаю!»
Подробно характеристика стилей воспитания представлена в памятке.
Предварительный просмотр:
Поведение родителей (Р.) | Поведение детей (Д.) |
Попустительский стиль и его характеристика | |
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. про- являют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь!» | Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации. |
Либеральный стиль и его характеристика | |
В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему пол- ную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным». | Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми. |
Авторитарный стиль и его характеристика | |
Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким дол- жен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!» | Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей. |
Поведение родителей (Р.) | Поведение детей (Д.) |
Авторитетный стиль и его характеристика | |
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители- демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю». | Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 88»
ПАМЯТКА
«Стили отношений между родителями и детьми»
Подготовила: Копылова Наталия Петровна
Педагог-психолог
Оренбург, 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?
Как настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры помогут подготовить ребенка к школе?...
Деловая игра «Готов ли ребенок к школе»
Деловая игра с родителями на тему:«Готов ли ребенок к школе» Ребенок идет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее членов: кто-то пр...
«Значение игры при подготовке ребенка к школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ №1 «РУСАЛОЧКА» П.ГИГАНТ САЛЬСКОГО РАЙОНА...
Буклет "Значение игры при подготовке ребенка к школе"
Мамы и папы будущих первоклассников!Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка. Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к...
Статья для родителей "Значение игры при подготовке ребенка к школе".
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собст...
Игры для подготовки ребенка к школе. Подвижные игры на умение управлять собой.
Игры для подготовки ребенка к школе.Подвижные игры на умение управлять собой. Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и...