Сказкотерапия для дошкольников
методическая разработка по психологии
Сказкотерапия для детей — это воздействие на психологическое состояние ребёнка через сказки. Сказки можно использовать для выявления страхов, опасных реакций, проблем. Сказки помогут закрепить полезные знания. Сказкотерапия используется для избавления от страхов и коррекции поведения ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_dlya_doshkolnikov.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия для детей — это воздействие на психологическое состояние ребёнка через сказки. Сказки можно использовать для выявления страхов, опасных реакций, проблем. Сказки помогут закрепить полезные знания. Сказкотерапия используется для избавления от страхов и коррекции поведения ребёнка.
Задавая вопрос и получая ответ по мере чтения сказок мы можем понять, насколько ребёнок хорошо усвоил те или иные правила. Читая сказки, мы помогаем ребёнку взглянуть на многие ситуации со стороны и подчерпнуть полезный опыт. Обсуждая сказки развиваем его внимание, мышление, память, логику. При этом всё это происходит не в форме нравоучительных и скучных бесед, а в виде увлекательного чтения сказок.
Какие сказки рассказывать?
Выделяет 4 вида сказок:
1) Дидактическая — обучающая сказка. Помогает освоить полезные умения или сложную информацию.
Сказка «Волк и семеро козлят» - учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой» - помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» - убеждает ребенка умываться.
2) Медитативная — Успокаивает ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности. Получив через рассказ позитивный опыт, кроха охотней перейдет от разбрасывания игрушек к строительству зоопарка из кубиков.
Пример медативной сказки: «В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть.
Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны.
И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку.
Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего.
Часто в небе она встречала радугу, и они подружились.
И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие».
Автор сказки – Ольга Зайцева.
3) Психотерапевтическая - Помогает ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывает сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учиться решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говориться о дружбе, любви, преодолении страхов.
«Гадкий утенок» - помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» - учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.
4) Психокоррекционная – Не принуждённо влияет на поведение ребёнка и отношение его к окружающему миру. В ходе чтения или прослушивания, помогает решить проблемы подросткового поведения. Такие виды сказок подходят для самостоятельного прочтения.
«В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.
Какой должна быть сказка?
Герои должны быть узнаваемы, понятны и интересны детям.
Для детей 1–3 лет желательно, чтобы героями были животные. В 3–4 года в сказке может появиться волшебный герой или сказочное место действия. В 5–6 лет главным героем может быть человек или ребенок, попавший в волшебную ситуацию.
Персонажей чётко делятся на хороших и плохих.
Маленьким детям сложно верно оценить героев и поступки. Поэтому в сказке все должно быть предельно понятно. Это серый волк, зубами щёлк, он есть козлят. Он плохой и страшный.
В 5–6 лет можно вводить в сказку неоднозначных героев и поступки. Но нужно оценивать вместе с ребенком поступки сложных героев.
Родители в рассказе о Дяде Федоре положительные или отрицательные? Если положительные, то почему ребёнок от них ушел? И можно ли уходить ребёнку из дому?
Для терапии нужно определить цель, т.е. мы подбираем сказку с сюжетом, основа которого, связанна напрямую с поведением ребенка (агрессивность, застенчивость, страхи).
Выбирайте сказки с очевидной моралью. Если в силу возраста ребенок не может понять мораль – объясните ему смысл прочитанного.
Какие сказки подбирать для детей разных возрастов?
1-3 года: выбирайте или придумывайте простые сказки на 5-10 минут про животных. Вовлекайте ребенка в сказочное повествование с помощью игр, картинок, игрушек, диалога. Например так:
Мама говорит своим голосом, передвигая игрушку: «Смотри какой чудесный слонёнок! Топ-топ-топ. Куда это слонёнок собрался? Наверное, в садик?»
Мама меняет голос и отвечает на вопрос: «Да я пошёл в садик. У меня там друзья: медвежонок и тигрёнок. Мы играем в догонялки, лепим из пластилина, рисуем. А Маша тоже ходит в садик?»
Маша кивает в ответ.
Мама продолжает говорить от лица слонёнка: «Ух ты! А ты в садике не плачешь? Я первый раз плакал. Мне казалось, что мама ушла и больше не придет. Вокруг все чужие. Но потом я понял, что мама обязательно меня заберёт – после работы. А воспитательница и дети в садике всегда со мной поиграют и помогут….»
3-4 года: ребёнок учится правильно выражать эмоции и обогащает словарный запас. Поэтому старайтесь читать сказку выразительно: меняйте интонацию, демонстрируйте эмоции героев лицом и жестами. Ребёнок будет наблюдать за вами и перенимать опыт.
Малышам 3-4 лет интересны сказки с животными: Красная шапочка. Три поросенка. Колобок.
Чтобы ребёнок сильней проникся сказкой используйте несколько хитростей:
1) Читайте сказку по ролям – разными голосами.
2) Разыгрывайте представление с игрушками.
3) Демонстрируйте красочные изображения из книжки.
4) После прочтения рисуйте или лепите героев сказки.
5) Задавайте вопросы.
5-6 лет:
В этом возрасте лучше всего воспринимаются сказки с элементами волшебства и чуда.
Читайте отрывки сказки по ролям.
Сделайте героя ровесникам крохи. Так малышу будет легче примерять на себя поступки героя.
Задавайте наводящие вопросы. Кто главный герой сказки? Что хорошего он сделал? Как бы ты поступил в такой ситуации? Вопросы помогут ребенку лучше понять смысл сказки.
Включите в сказку элемент игры. Дойдя до определённого момента спрашивайте у ребенка «как поступить герою»? Логично меняйте сюжет отталкиваясь от решений ребенка. Показывайте к каким последствием привел выбор.
7-8 лет:
Снять психологическое напряжение помогут медитативные сказки.
Найти свое место в коллективе помогут сказки о сверстниках. Особое внимание стоит уделить взаимоотношениям героев сказки.
Детям этого возраста интересны сказки и рассказы с бытовым сюжетом и глубоким смыслом.
Можно задавать больше вопросов. Кратка резюмировать мораль сказки.
Хорошего результата можно добиться, читая сказку по ролям с ребенком. Или сочиняя рассказы вместе с ребенком.
Приёмы в сказкотерапии
Разнообразие приёмов помогает поддержать интерес к сказке, улучшить настроение ребёнка. Совмещение нескольких приёмов развивает воображение и фантазию быстрее и полнее. Например, «проигрывая» сказку игрушками, малыш полнее погружается в сюжет, проживает его.
Основные приёмы:
Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий совершённых героем и провести оценку ситуации.
Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.
Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки. Помимо прямого терапевтического эффекта игра имеет множество других: укрепление эмоционального фона, умение оценивать свои действия со стороны, нарабатывается поведенческий опыт.
Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.
Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказкотерапия для дошкольников
методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...
"Сказкотерапия для дошкольников".
Статья с практическими упражнениями....
Тематическое планирование по дополнительной деятельности "Сказкотерапия для дошкольников"
Работа со старшими дошкольниками по сказкотерапии...
Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"
Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических качеств ребенк. А так же поможет научить ре...
Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?
Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...
«Сказкотерапия для дошкольников»
Консультация для родителей....
"Сказкотерапия для дошкольников"
О влиянии сказок на детей...