Презентация к городскому семинару "Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения"
материал по психологии

 Руденкова Инна Геннадьевна

Представлен опыт работы по использованию в диагностике готовности к школе программы М.Семаго и Н.Семаго

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru_diagnostika_gotovnosti_k_shkole.pptx774.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила педагог-психолог МАДОУ № 6 «Золушка» Руденкова Инна Геннадьевна Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения

Слайд 2

Цель: содействие обеспечению преемственности методов определения в детском саду и школе готовности ребенка к обучению в школе Задачи: представить опыт работы в МАДОУ № 6 «Золушка» и МБДОУ № 15 «Ромашка» по психолого-педагогической диагностике готовности к обучению в школе на основе скрининга М.Семаго и Н.Семаго, а также по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников и их родителей в рамках подготовки к школе ; соотнести методы диагностики готовности к обучению в школе, используемые в ДОУ и ОУ ; определить противоречия и найти точки сотрудничества в данном направлении работы.

Слайд 3

ФГОС ДО: ВАЖНО! п. 3.2.3: При реализации ОП может производиться оценка индивидуального развития детей. При необходимости используется также психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи) с согласия родителей. Результаты оценки могут использоваться для: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. (Таким образом, п . 4.3: «…. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке…. Они не являются основой объективной оценки…, основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» – не является основанием для запрета диагностических мероприятий )

Слайд 4

ЗАЧЕМ НУЖНА ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ? Выявляемые в рамках диагностики готовности ребёнка к школе трудности и проблемы зачастую поддаются коррекции. И у ребёнка в запасе перед школой остаётся целый год, чтобы получить своевременную помощь . Раннее выявление таких трудностей помогает педагогам более целесообразно выстроить психолого-педагогическое сопровождение детей, которое будет направлено на: - формирование необходимой для обучения в школе мотивации детей, - развитие у них недостающих умений и навыков.

Слайд 5

Готовность к обучению в школе – это комплексная (общая) готовность ребёнка, включающая в себя следующие компоненты : Физическая Педагогическая готовность готовность Психологическая готовность

Слайд 7

Психологическая готовность Мотивационная Эмоционально-волевая Интеллектуальная Коммуникативная На основе этих выделенных компонентов создаются различные методики и программы диагностики готовности ребенка к обучению в школе.

Слайд 8

Программа М.Семаго и Н.Семаго « Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения » https://infopedia.su/21x10553.html Впервые была опубликована в 2005 году и сразу завоевала расположение большого числа педагогов-психологов. Программа позволяет в групповой форме и в короткие сроки провести скрининг-обследование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Слайд 9

Программа позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности : - регуляторного компонента деятельности (произвольной регуляции как первостепенной составляющей готовности к школе): возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности; - моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности, а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке; - операций звукобуквенного анализа, соотнесения числа и количества, представлений «больше - меньше »; - пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка; а также особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.

Слайд 10

Программа содержит в себе : методические рекомендации (в т.ч . общие требования к проведению обследования, анализ результатов выполнения заданий); бланк заданий (стимульный материал), лист наблюдений за поведением детей в процессе обследования, ф ормат таблицы, обобщающей результаты скрининга. П рограмма рассчитана на многократное предъявление: Она дает лишь образец стимульного материала. П ри каждом следующем обследовании - без изменения системы анализа выполнения заданий - можно варьировать все составляющие задания. Так , в задании № 1 можно изменять характер узоров. Необходимо придерживаться единой стратегии: узоры должны давать возможность оценить те показатели, которые содержатся в задачах данного задания. В задании № 2 можно менять число, форму предъявляемых фигур. В задании № 3 возможно изменение анализируемых слов (это надо делать вместе с логопедом, поскольку речь идет о звукобуквенном анализе), количества слогов (в пределах программы дошкольного образования), наличия или отсутствия пустых квадратиков. В задании № 4 допустимо изменение знаков шифровки, расположения знаков в фигурах (то есть какую фигуру оставлять пустой) и т.п. Это не может повлиять на оценку возможностей переключения ребенка, его темповых характеристик и работоспособности.

Слайд 11

Методика включает в себя 5 заданий : « Продолжи узор» : оценка особенностей произвольного внимания (умение удерживать графическую программу рисунка), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, уровня сформированности мелкой моторики . 2. «Сосчитай и сравни» : оценка сформированности навыков удержания и выполнения сложной инструкции - пересчета в пределах 9, соотнесения цифры и количества изображенных фигур, сравнения количеств («больше-меньше »). 3. «Слова» : оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности, произвольной регуляции собственной деятельности . 4. «Шифровка » (корректурная проба) : выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. 5. «Рисунок человека» : общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических, метрических (соблюдение пропорций) и пространственных представлений, общего уровня развития.

Слайд 13

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Специалист работает с группой детей, состоящей не более чем из 12-16 человек. Дети рассаживаются за столом по одному. От специалиста требуется заранее подготовить все необходимые для работы материалы: размножить бланки заданий, подписать их (фамилия, имя ребенка, возраст — полных лет и месяцев). Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша без ластика и один цветной карандаш. Инструкции подаются короткими предложениями, четко, внятно и не быстро, с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом). Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом. Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится). Если ребенок долго выполняет задание, его можно попросить остановиться. Обычно время работы с заданиями не превышает 20 минут.

Слайд 14

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОДЕ СКРИНИНГА Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений. Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором отмечаются особенности деятельности ребенка (при их выраженном проявлении). ФИ ребенка Возраст Нуждается в дополнительной помощи Работает медленно Расторможен, мешает другим Другое 1 2 3 4 5 6 Иванов Миша 6 лет 1 м + Графа 3 : если ребенку более чем однократно понадобилась дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется знак «+» Графа 4: если ребенка приходится ждать и это наблюдается при работе более чем с одним заданием, в этой графе напротив фамилии ребенка ставится знак «+». Графа 5 : если ребенок расторможен, мешает другим, не может сам сосредоточиться, кривляется, отвлекается, разговаривает и т.п ., в этой графе напротив фамилии ребенка ставится знак «+». Графа 6 : полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий; ребенок расплакался и не может остановиться; проявил бурную аффективную реакцию; демонстрирует полное непонимание происходящего - напротив фамилии ребенка ставится знак «+». Корректирующие коэффициенты определяются следующим образом: 1 «+» – суммарная балльная оценка умножается на коэффициент 0,85, 2 «+» – суммарная балльная оценка умножается на коэффициент 0,72. 3 «+» - суммарная балльная оценка умножается на коэффициент 0,6. 4 «+» - суммарная балльная оценка умножается на коэффициент 0,45.

Слайд 15

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. 1-й уровень . Готовность к началу регулярного обучения в школе. 2-й уровень . Условная готовность к началу обучения. 3-й уровень . Условная неготовность к началу регулярного обучения. 4-й уровень . Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов. Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 16 баллов . Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов. Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): от 10 баллов и ниже. Результаты оценки уровня готовности детей Ф.И. ребенка « Продол-жи узор» max – 5 баллов «Сосчитай и сравни» max – 5 баллов Звуко -буквенный анализ слова max – 5 баллов Корректурная проба (шифровка) max – 5 баллов Рисунок человека max – 5 баллов Корректирую- щий коэффициент (по результатам наблюдения поведения детей во время диагностики) Суммарная оценка выполнения заданий Уровень готовности к обучению в школе А.М. 3,5 4 3 4 4 18,5 I – готовность к обучению в школе Б.Д. 4 4 4 2 3 0,85 (работает медленно) 14,5 II – условная готовность к обучению

Слайд 16

Итоги фронтальной оценки уровня готовности к обучению в школе, 2024 г. Уровень Группы, количество детей Всего детей «Осьминожки» «Смешарики» «Солнышко» Октябрь -21 Май - 16 Октябрь - 15 Май - 14 Октябрь - 14 Май - 11 Октябрь -50 Май - 41 I - Готов 4 (19%) 11 (68,8%) 8 (53,3%) 11 (78,5%) 10 (71,5%) 11 (100%) 22 (44%) 33 (80,5%) II -Условно готов 5 (24%) 3 (18,8%) 4 (26,7%) 3 (21,4 %) 1 (7,1%) 0 10 (20%) 6 (14,6 %) III - Условно не готов 8 (38%) 0 2 (13,3%) 0 3 (21,4%) 0 13 (26%) 0 IV - Не готов 4 (19%) 2 (12,4%) 1 (6,7%) 0 0 0 5 (10%) 2 (4,9%) ИТОГО I и II уровни: 64 % 95,1 %

Слайд 17

Пример вывода и рекомендаций педагогам группы…: ВЫВОД : Уровень готовности к обучению в школе следует считать удовлетворительным , так как в целом по группе на начало учебного года I и II уровни готовности («готов» и «условно готов») суммарно составили 74 %. В связи с этим прогноз готовности детей к школе на конец учебного года условно благоприятный. РЕКОМЕНДАЦИИ : Воспитателям группы в течение учебного года следует: 1) уделять в первую очередь внимание на развитие у детей регуляторного компонента деятельности, что является базовым условием готовности к обучению в школе: повышать их работоспособность, темп деятельности (рекомендуются дыхательные и глазодвигательные упражнения, самомассаж); формировать навыки восприятия, удержания и выполнения сложной многоступенчатой инструкции, формировать навыки концентрации и переключения внимания (в т.ч . при помощи разнообразных корректурных проб, групповых игр на развитие внимания), учить детей работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции (не отвлекаться, не подглядывать в тетради других детей, обходиться без направляющей/обучающей помощи взрослого); развивать умения удерживать и воспроизводить заданную программу из нескольких последовательных, чередующихся элементов (графическую, двигательную, ритмическую), 2) развивать у детей умения звукового и звуко -буквенного анализа материала, подаваемого на слух; 3) развивать умения пространственной ориентации (относительно своего тела, а также внешних предметов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определения уровня речевой готовности к началу школьного обучения

Материал состоит из нескольких заданий с инструкциями. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Анализ выполнения теста позволит определить уровень речевой готов...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатовНаталья СЕМАГО,кандидат психологических наук,Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наукВВЕДЕНИЕТема готовно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

Педагогическая характеристика готовности к началу школьного обучения

Образец педагогической характеристики готовности ребенка к началу школьного обучения...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Семаго М.Семаго

Психолого-педагогичская оценка готовности к началу школьного обучения.1.Введение2.Методтческие основы предлагаемой программы скрининговой оценки3.Описание программы4.Общие требования к проведению фрон...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по...

Психолого-Педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Семаго

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов...