Лучшая организация работы по психологическому сопровождению деятельности профсоюзного комитета образовательного учреждения
методическая разработка по психологии
Региональный конкурс методических разработок «Лучшая организация работы по психологическому сопровождению деятельности профсоюзного комитета образовательного учреждения»
Тема: «Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metodichka.docx | 139.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) БЕЛГОРОДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 г. БЕЛГОРОДА |
Региональный конкурс
методических разработок «Лучшая организация работы по психологическому сопровождению деятельности профсоюзного комитета образовательного учреждения»
Тема: «Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ
в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
Сергеева Татьяна Васильевна,
педагог-психолог
МБДОУ детский сад № 1 г.Белгорода
+7 (980) 370 23 60
SergeevaYar@yandex.ru
г. Белгород, 2021 год
Обоснование актуальности выбранной темы:
«Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Система образования Российской Федерации сегодня находится в стадии модернизации и становления. Дошкольное образование является первой ступенью общей системы образования, а значит тоже подвержено кардинальным изменениям. Вступившие в силу законы «Об образовании в Российской Федерации» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» предъявляют новые требования к качеству современного дошкольного образования и к уровню профессиональной компетентности педагогических кадров. Одной из основополагающих компетентностей педагога ДОУ, отраженных в Законах, является коммуникативная компетентность. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определил необходимые коммуникативные навыки профессиональной деятельности педагога ДОУ: знание психологии взаимоотношений, способствующие развитию общения со всеми участниками образовательного процесса, умение решать сложившиеся проблемы в профессиональном общении.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования позволяет расширить задачи, которые ставит перед педагогическими кадрами современная система образования. На основе изучения данного документа выделяются основные умения, которые определяют коммуникативную компетентность педагога:
- выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми участниками профессиональной деятельности;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.
Т.е. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет те компетенции педагога, благодаря которым ребенок научится владеть речью, выражать свои мысли и желания. Современное дошкольное образование должно учитывать социальный заказ в области образования, поэтому становится особенно значимым процесс совершенствования коммуникативной компетентности педагога ДОУ.
Методическая разработка занятий
«Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Цель: привлечение внимания членов профсоюзной организации ДОУ, настрой на предстоящую деятельность.
Форма занятия | Занятие - тренинг |
Целевая аудитория | Коллектив МБДОУ детский сад № 1 г. Белгорода |
Цель | Формирование положительного имиджа Профсоюзной организации среди работников ДОУ, получение радости и удовольствия в процессе общения в трудовом коллективе вследствие совершенствования коммуникативной компетентности педагогов ДОУ. |
Задачи | 1.Установление положительного социально-психологического климата в коллективе. 2. Совершенствование знаний об эффективной коммуникации. Развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность. 3. Наглядная демонстрация передачи и восприятия информации. 4.Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. 5. Проработка ситуаций, требующих исполнения определенных навыков (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях и т.д.). 6.Отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми. |
Формы, методы, приемы | Используются здоровьесберегающие технологии. Методы: вербальный (рассказ, беседа, диалог) невербальный (позы, жесты, мимика), наглядный, практический. Организационные формы обучения: работа в парах, групповая работа. |
Оборудование | Ноутбук, экран, проектор, доска, карточки с эмоциями, фото девушек, материалы к диагностике, презентация «Теория «Три Я», материалы к упражнениям (видеоролики). |
Структура (содержание) каждой встречи:
- организационная часть;
- приветствие;
- основная часть;
- практическая часть;
- рефлексия;
- заключение.
Продолжительность: 4 занятия по 45 минут.
Занятие № 1 «Восприятие себя, другого человека
в процессе коммуникации»
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Цель: анализ факторов, мешающих объективному восприятию собеседника в процессе общения.
Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги!
Я рада вас всех приветствовать на профсоюзном занятии по совершенствованию коммуникативной компетентности педагогов. Хочу напомнить, что основными целями профсоюза является не только защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, контроль над соблюдением законодательства по охране труда, созданием безопасных и здоровых условий труда и отдыха членов профсоюза, но и создание доброжелательного психологического климата в коллективе.
Наше эмоциональное состояние во многом зависит от качества коммуникации и взаимодействия в процессе трудовой деятельности. Мы обучаем, развиваем детей, говорим, как правильно делать, но дети не столько слушают нас, сколько смотрят на нас и в результате учатся у нас. И от того насколько каждый из нас будет в гармонии с собой и с окружающими зависит результат нашего нелегкого труда. Именно поэтому наши с вами встречи будут посвящены совершенствованию коммуникативной компетентности.
Педагог - психолог: Я предлагаю вам посмотреть притчу «Все оставляет свой след».
Обсуждение притчи.
Педагог – психолог: общение - важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога - его главный инструмент.
Участники:
2. Основная часть.
И для начала я предлагаю вам выявить свой уровень общительности. (Опросник В.Ф. Ряховского) (Приложение № 1)
У каждого из вас имеется опросник, состоящий из 16 вопросов, прочтите каждый вопрос и напишите ответ – «да», «нет», «иногда». За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» -1 балл, за ответ «нет» -0 баллов.
Педагоги заполняют опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности, подсчитывают баллы и знакомятся с интерпретацией баллов.
Педагог - психолог: каждый из вас выявил свой уровень общительности и возможно, некоторым, есть над чем поработать.
А сейчас перейдем к практической части нашего тренинга.
3. Практическая часть:
Педагог-психолог: в данной части нашего занятия мы с вами посмотрим видео и проведем 2 эксперимента.
Видео «Три кандидата на выборах»
Сделать паузу во время показа видео и дать возможность педагогам сделать свой выбор. Затем продолжить показ видео.
Наблюдение за реакцией педагогов по окончании просмотра видео.
Обсуждение:
Комментарий педагога-психолога: всё дело в сокрытии ключевой информации. Если бы описание кандидатов звучало так:
Первый кандидат - потомственный бизнесмен, миллионер, парламентарий, зам. министра флота, успешный губернатор, 20 лет на государственной службе.
Второй кандидат - лучший англоязычный писатель и журналист, офицер, герой двух и участник четырёх войн, кавалер двух боевых орденов и четырех медалей, парламентарий, министр экономики, внутренних дел, флота, авиации, обороны, вооружений, колоний, финансов, 35 лет на государственной службе.
Третий - неудачный художник с незаконченным средним образованием, без профессии, без средств к существованию, с нулевым опытом какой-либо службы и сроком за попытку государственного переворота (крайне дурацкого). Контуженный и травленный газами рядовой герой войны, кавалер двух орденов.
Думаю, при такой подаче информации исход голосования мог быть другим.
Эксперимент «Эффект ореола»
Педагог - психолог: сейчас я покажу вам фотографии 6 девушек. Про одну из этих девушек коллеги говорят: ответственная, целеустремленная, общительная, готова выслушать и прийти на помощь в любую минуту, добрая, отзывчивая, внимательна к проблемам других, трудолюбивая. Всмотритесь в их лица, как вы думаете, о какой девушке идет речь?
Эксперимент «Установки»
Педагог - психолог: сейчас необходимо поделиться на 2 группы. Каждой группе я дам фото человека, ваша задача по фотографии охарактеризовать человека и сказать, исходя из каких внешних данных, вы так считаете. Сейчас каждой группе я дам свою фотографию. Затем посмотрим, какие характеристики у нас получатся. Но есть одно условие – работать тихо, чтобы противоположная группа не услышала ваши характеристики.
4. Подведение итогов.
Педагог-психолог: есть факты, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Сейчас мы были участниками двух экспериментов.
При просмотре видео наглядно показано насколько ошибочно можно относится к человеку в условиях ограниченной информации о нем. Очень часто в жизни именно так и бывает.
В первом эксперименте мы наблюдали явление, называемое «Эффект ореола». Эффект ореола – это влияние первого впечатления о человеке (преимущественно его внешних данных и манеры общения) на наше к нему отношение в дальнейшем. Например, если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии с ним, мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая его недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд, вызывает у нас негатив, то, каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки. Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, со временем, эффект ореола исчезает, и отношение к нему меняется, т.е. мы видим уже и его положительные, и отрицательные стороны.
Во 2 эксперименте же, мы познакомились с силой установки. Установка – это неосознаваемая внутренняя психологическая готовность действовать определенным образом.
Рефлексия «Корзина идей»
Участники записывают на листочках свое мнение, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно педагог-психолог зачитывается мнения и обсуждаются ответы. Участники мнение на листочках высказывают анонимно.
Заключение.
Педагог – психолог: все участники встают в круг и мысленно кладут на левую руку все те знания и навыки, с которыми пришли на сегодня, свой багаж настроения, мыслей и опыта, а на правую руку – то, что новое, что узнали сейчас. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши, тем самым показывая, что знаний и умений стало еще больше. Смысл упражнения: человек задумывается над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его на положительной эмоциональной ноте.
Занятие № 2 «Наглядная демонстрация
передачи информации вербально»
Ход занятия:
1. Организационная часть
Цель: развитие навыков точной передачи информации.
Приветствие
Педагог-психолог:
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.
Педагоги здороваются с педагогом-психологом.
1. Основная часть.
Педагог – психолог: многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика свидетельствует, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.
Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). И для определения степени выраженности умения слушать другого человека предлагаю ответить на 16 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, поскольку люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя.
Заранее благодарю вас!
Методика определения умения слушать (приложение № 2)
2. Практическая часть.
Упражнение «Передать одним словом»
Необходимые материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Педагог-психолог раздает каждому участнику одну карточку с названием эмоции и просит каждого по очереди произнести только одно слово «Здравствуй!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. Карточку с названием эмоции не показывать друг другу. Один участник говорит, а остальные по интонации отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения:
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Было ли так, что, позвонив, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
Список эмоций:
Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Упражнение «Леопольд»
Педагог-психолог: из участников выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
Каждый «кот» получает листочек со своим именем - кличкой, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими кличками. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему разные пакости.
В данном упражнении «котам» нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно подружиться. Фокус состоит в том, что из всех «котов» только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышью. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 1 минута на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мышке», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступление и говорит, кому из котов она поверила.
Педагог – психолог: уважаемые коллеги, давайте порассуждаем
- почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
- Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
Коммуникативное упражнение «Пересказ текста»
Педагог-психолог: уважаемые коллеги! Для участия в упражнении нужны от 7 до 10 человек добровольцев. Затем один доброволец остается, остальные выходят за дверь. Участнику, который остался, зачитывается текст.
Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Каждый доброволец заходит по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
Пример текста:
Вариант
Руководство зоопарка недавно предупредило посетителей, чтобы они не давали обезьянам зажженные сигареты. Чем было вызвано такое неожиданное требование? Неужели обезьяны курят? Неужели они приобрели эту вредную привычку?
Конечно, нет. Объяснение гораздо проще и смешнее. Эти маленькие попрошайки используют сигареты (и не без успеха) для того, чтобы избавиться от блох. Они подносят зажженный конец сигареты к своей шерсти и держат до тех пор, пока блохи от жары не начнут выпрыгивать.
Теперь, когда у вас уже не осталось сомнений в том, что обезьяны достаточно разумны, вас не удивляет тот факт, что и они сами нашли эффективный способ борьбы со своими мучителями.
Единственная беда состояла в том, что некоторые, самые неразумные представители обезьяньего племени, причинили себе серьезные ожоги, неаккуратно обращались с сигаретами. И, как следствие этого, руководство зоопарка положило конец этой практике, для того, чтобы спасти некоторых обезьян от самосожжения.
Обсуждение:
Педагог-психолог обращается к участникам, которые не являлись добровольцами, а были слушателями и наблюдателями:
1. «Сколько информации от первоначального текста вы услышали от последнего участника?».
2. «Наблюдатели, заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило?».
4. Подведение итогов.
Рефлексия (беседа по вопросам).
- Как вы думаете, за счет чего происходит искажение информации?
- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
- Какие есть способы повышения качества передачи информации?
Заключение.
Педагог – психолог: все участники встают в круг и мысленно кладут на левую руку все те знания и навыки, с которыми пришли на сегодня, свой багаж настроения, мыслей и опыта, а на правую руку – то, что новое, что узнали сейчас. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши, тем самым показывая, что знаний и умений стало еще больше.
Занятие № 3 «Невербальное общение»
Ход занятия
1. Организационная часть
Цель: познакомить участников группы с ритуалом невербального приветствия, показать значение и способы невербального общения.
2. Приветствие
Педагог-психолог: в начале нашего занятия, я предлагаю всем участникам поздороваться без слов:
Встаньте лицом друг ко другу. Мы здороваемся: (выполняем разные способы приветствия по инструкции)
1. Китай (ладошки лодочкой, поклон)
2. Подростки (ладони, локти, колени и т.д.)
3.Норвегия (пожимают друг другу руки)
4.Чукотка (трутся носами)
5.Франция (обнимают друг друга)
6. Россия (обмениваются троекратным поцелуем).
7.Япония (низко кланяются).
8.Новая Гвинея (поднимают вверх брови).
9.Туареги (племена в Сахаре) прыгают, кланяются, кривляются.
10.Африканцы (хлопают ладонями по бёдрам, потом со всей силы топают ногами и сгибают колени, и, наконец, раздувают грудные клетки, выпучивают глаза и, время от времени, высовывают языки.
11.А просто весёлые люди (поворачиваются спиной друг к другу, наклоняются вперёд и выполняют рукопожатие между ног.
3. Основная часть
Педагог-психолог: по данным исследований, только 7% информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания (“Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли”); 38% - интонация, 55% достоверной информации – через позу, мимику выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждения могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю. Но и здесь также необходима осторожность. Всё не так очевидно, как кажется, иногда одно легко можно принять за другое.
Язык нашего тела выражает неповторимый контекст, в котором одно и то же содержание может получить различный смысловой оттенок. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.
4. Практическая часть
Игра «Десять секунд»
Педагог-психолог: сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по залу. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок — в течение десяти секунд. Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью.
- Распределиться на тех, у кого, есть часы на руке и у кого, нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем.
- Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви!
- По длине волос!
- По любимому хобби!
- По цвету брюк и юбок!
- По цвету глаз!
- По настроению, которое вы сейчас испытываете!
Коммуникативное упражнение «Беседа»
Участники садится по кругу.
Педагог-психолог: для выполнения этого упражнения мы создадим пары (если в группе нечетное количество участников, педагог-психолог может сам принять участие в упражнении). Каждая пара занимает место так, чтобы никому при этом не мешать. Дается 6 минут для беседы (на любую тему). В ходе беседы я буду говорить, а вы будете менять положение тела, не прекращая беседу. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу.
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.
Итоги упражнения:
1. Уважаемые коллеги, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным.
2. Давайте подумаем вместе и обсудим способы как перейти из сложного положения в комфортное в различных жизненных ситуациях.
Наглядная демонстрация жестов и поз, которые принимает человека во время общение.
Негативные жесты.
∙ Руки скрещены на груди – оборонительная реакция.
∙ Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта – критическая оценка.
∙ Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – также критическая оценка.
∙ Взгляд в сторону – подозрение и сомнение, отсутствие интереса
∙ Поворот головы в сторону на 45° - вежливый отказ от общения.
∙ Пожимая руку, поворачивает ее так, что она находится поверх ладони собеседника – превосходство, самодовольство.
∙ Посматривает на часы – спешит, торопится закончить встречу.
∙ Пальцы сплетены в замок – закрытость для общения.
Позитивные жесты.
∙ Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.
∙ Наклоненная набок голова – интерес.
∙ Манипуляции с очками. Медленно снять и протереть стекла, даже если этого не требуется – пауза для разговора.
∙ Устойчивый визуальный контакт с собеседником – открытость, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: подозрительный, следит за мной и т. д.
Поза и особенности внешнего вида.
*Движение плечами и головой вперед — признак готовности «взорваться».
*Руки в карманах, большой палец обращен наружу — превосходство.
*Руки на боках — готовность.
*Пальцы стучат о пальцы— вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный контакт, превосходство.
Упражнение «Передача движения по кругу»
Все участники становятся в круг. Педагог-психолог начинает действие с воображаемым предметом (мяч) так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к педагогу-психологу. Он называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что именно передавал он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.
Видео «Испорченный телефон»
Педагог-психолог: коллеги, сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео с очень интересным упражнением «Испорченный телефон», в котором наглядно показаны навыки коммуникации, передачи информации, где важно уметь точно воспроизводить полученную информацию.
Рефлексия «Пантомима»
Участники пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Заключение.
Педагог – психолог: все участники встают в круг и мысленно кладут на левую руку все те знания и навыки, с которыми пришли на сегодня, свой багаж настроения, мыслей и опыта, а на правую руку – то, что новое, что узнали сейчас. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши, тем самым показывая, что знаний и умений стало еще больше.
Занятие № 4 «Роли»
Ход занятия:
1. Организационная часть
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
2. Приветствие.
Педагог – психолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги!» (в ответ педагоги здороваются с психологом).
Каждый день мы встречаемся с множеством людей, здороваемся с ними, вступаем в коммуникации, прощаемся. Сколько раз за день мы проделываем все эти действия? На языке психолога мы обмениваемся трансакциями – единица измерения, которая состоит из стимула «Здравствуйте!» и реакции «Здравствуйте».
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
3. Основная часть.
Мини-лекция «Три Я» (слайд 1)
Главная цель концепция человеческих взаимоотношений Эрика Берна: научить человека анализировать характер своего общения и то, как воспринимается он собеседником (слайд 3, слайд 4).
Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры. Самая страшная игра на земле – война. Общение с людьми (детьми в группе, коллегой, родителями детей, начальником на работе, продавцом в магазине, другом и т.д.) может строиться по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, от того является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.
Философия транзактного анализа:
1. Все люди хорошие: человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе, других людях и о том, как эти другие люди к нам относятся.
2. Жизненные позиции: я хороший – ты хороший; я хороший – ты плохой; Я плохой – ты хороший; я плохой – ты плохой.
3. Каждый человека обладает способностью думать: вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и о том какой он хочет ее видеть.
4. Каждый человек определяет свою судьбу.
Все отношения и конфликты можно разложить и решить исходя из 3-х позиций общения: Родитель, Взрослый, Ребенок (слайд 5). В каждом человеке сложным образом переплетены эти состояния. Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний.
Родитель – (совокупность устоявшихся стереотипов) - педант требует или заботится, знает, как надо себя вести. Склонен к поучениям. Главное слово «надо». Родитель – наша совесть, это автопилот, который автоматически выполняет привычные действия, потому что так принято, освобождает Взрослого от принятия обыденных рутинных решений, удерживает от опрометчивых поступков. Это правила, наставления, предостережения, основа личной этики. Девиз: должен, нельзя (слайд 6).
Ребенок – (эмоциональная часть) Ребенок – источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же страхи, капризы, недовольство. Поза и жесты соответствуют внутреннему состоянию. Главное слово «хочу», критерий оценки – нравится (слайд 7).
Взрослый - объективно оценивает обстановку и принимает четкие решения, действует безэмоционально. Постоянно ищет баланс между «хочу» и «надо». Главное слово «должен». Взрослый – необходим для выживания. Действует свободно независимо от посторонних влияний, объективно, рационально оценивая складывающиеся ситуации. Взгляд направлен на объект, на лице выражение внимания. Контролирует действия Родителя и Ребенка. Девиз: целесообразно, полезно (слайд 8).
В каждом человеке одновременно живут эти «трое», хотя и проявляются в каждый момент поодиночке. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Бернса), когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый», со «Взрослым». Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями» (пер. «сделка»). И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Часто наблюдаются столкновения «Ребенка» и «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя». Так же несостоятельными могут быть сделки между другими эгосостояниями партнеров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. Если мы начинаем общаться с разных позиций, не соответствую ожиданиям партнера по общению – это неизбежно приводит к конфликтам.
Как укрепить Взрослого:
- Научитесь распознавать своего Ребенка.
- ( где у него самые уязвимые места, чего он боится, как выражает эмоции)
- Научитесь распознавать своего Родителя.
- (какие он дает приказы, наставления, в каких случаях он не терпим, в чем это выражается)
- Будьте чутким к Ребенку в других.
- При необходимости сосчитайте до 10, чтобы дать Взрослому время обработать информацию и отделить данные Родителя.
- Выработайте систему ценностей, невозможно принимать решения, если предварительно не установлены этические ориентиры.
- Помогайте партнеру, находиться в позиции Взрослого. Сначала соглашайтесь, а затем задавайте вопрос.
А теперь я предлагаю вам определить три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское. (Приложение № 3)
У каждого из вас имеется опросник, состоящий из 21 вопроса, прочтите каждый вопрос и оцените каждое высказывание в баллах от «0» до «10».
Педагоги заполняют тест, подсчитывают баллы и знакомятся с интерпретацией баллов.
А сейчас перейдем к практической части нашего тренинга.
4. Практическая часть
Педагог – психолог: уважаемые коллеги, предлагаю смоделировать несколько ситуаций в парах и предложить варианты разрешения ситуации в зависимости от позиций общения: Родитель, Взрослый, Ребенок:
Задача - вывести из состояния равновесия своего собеседника.
Ситуация 1. Ваша смена в саду закончилась, а ваша напарница никак не приходит.
Ситуация 2. Вам необходимо было совместно выполнить работу, но ваш напарник опоздал на 40 минут и вам пришлось все делать одному.
Ситуация 3 Ваш руководитель отчитал вас за неверно выполненный отчет. Отчет готовил ваш коллега и в его части работы допущены неточности.
Обсуждение упражнения.
Подведение итогов. Как мы убедились, много факторов влияет на эффективность процесса общения. Надеюсь, что предоставленная информация будет Вами использована в работе. А наши с вами занятия завершаются. Спасибо за внимание, за активное участие, и помним: все оставляет свой след!
Рефлексия «Пик взаимопонимания»
Изображены ступеньки. Верхняя – информация интересная и полезная. Вторая – что то понравилось, но бесполезная. Третья – ничего интересного и полезного для себя не узнал. Участники подходят и клеят фигуру человечка в зависимости от выбранной ступеньки.
Заключение.
Педагог – психолог: все участники встают в круг и мысленно кладут на левую руку все те знания и навыки, с которыми пришли на сегодня, свой багаж настроения, мыслей и опыта, а на правую руку – то, что новое, что узнали сейчас. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши, тем самым показывая, что знаний и умений стало еще больше.
Литературные источники
- Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
2. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. - No 8 (49). - С.53-58.
3. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. Сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
5. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
6. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.
7. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
8. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
9. .Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ [Текст] / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2008 - No 4. - С. 29-33.
10 .Формановская Н.И. Речевой этикет и вежливость. [Текст] / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание. - 1990. - NoNo 1-10.
11. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 1997 г.
12. . И. Н. Чакова «Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №12/ 2015 г..
Приложение № 1
Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
- Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
- В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
- Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
- Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются.
30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Приложение № 2
Методика определения умения слушать
1. Ждете ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?
2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?
3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?
4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Мешают ли вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
10. Всегда ли вы слушаете собеседника?
11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
13. Допускаете ли, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?
15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «да».
Интерпретация:
— 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации — когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.
Приложение № 3
Тест Трансактный анализ Э.Берна «Ребенок», «Взрослый», «Родитель»
Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.
Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.
Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
- Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающий человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну
1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам .Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми : Родительское, Взрослое, Детское.
Интерпретация:
- Детское (Дитя – Д, или Ребенок)состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.
Признаки актуализации эго – состояния: Эго состояние Ребенка
Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
- Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.
Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Взрослый
Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
- Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Родитель
Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Сочетания Эго-состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Формулы:
- Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
- Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
- Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д –состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...
Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"
В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...
Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»
В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...
Психологическое сопровождение молодых педагогов в образовательном учреждении
Психологическая адаптация педагога является важнейшим этапом профессионального развития личности. Для становления молодого педагога большое значение имеют ситуации затруднения, препятствующие активнос...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Социально - психологическое сопровождение семей в дошкольной образовательной организации
Социально - психологическое сопровождение семей в дошкольной образовательной организации...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...