Лекция для воспитателей "Общение с детьми"
учебно-методический материал по психологии

Сысоева Дарья Александровна

Чтобы общение было эффективным, мы должны вкладывать в него определенный смысл. Если педагоги будут знать стили общения и какие последствия они за собой несут, то смогут выбирать наиболее эффективный(отталкиваясь от ситуации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_detmi.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. Автор педагог-психолог Сысоева Д.А.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. С 20 по 26 ноября по всей стране проводится неделя психологии. Чтобы зарядится хорошим настроением предлагаю вам поучаствовать в акции «Предсказания Бабы Яги». Вы можете взять карточку с предсказанием. А теперь приступим к нашему разговору, тема которого «Общение с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.

Теперь предлагаю вам немного переключиться и поприветствовать друг друга. Но приветствие у нас будет не простое, мы будем говорить комплименты по цепочке своему соседу справа, а в ответ на комплимент будем отвечать: «Да, я (и повторяем комплимент)». Для примера, Вы профессионал с большой буквы. Да, я профессионал с большой буквы.

Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».

(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)

Давайте рассмотрим просто общение и педагогическое общение.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

А педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:

Демократический

Либеральный

Авторитарный.

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения

Основная особенность этого стиля – взаимопринятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Вы знаете, что общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение – общение с помощью речи. Невербальное – общение с помощью мимики, жестов и прикосновений.

Ребенок воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Дети подсознательно улавливают и взгляд воспитателя и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на ребенка: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.

Предлагаю немного отвлечься от теории и поиграть. Игра называется «Закончи предложение». Каждый участник произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» (я люблю детей и стараюсь понять их эмоции и чувства.)

Отлично, а какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово комфорт? Удобство, тепло, дружелюбие.

Предлагаю придумать вам слова ка каждой букве этого слова. Начнем с буквы К. К-красота, о-органичность, м-мама, ф-фантазия, о-отдых, р-радость, т-тепло.

Что такое комфорт? Толковый словарь говорит нам, что комфорт- это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

После того как мы вспомнили, что такое педагогическое общение и комфорт, предлагаю сформировать правила общения педагога с детьми:

  1. Разговаривать с ребенком, находясь на одном уровне, контакт «глаза в глаза».
  2. Не унижать и не стыдить ребенка.
  3. Проявлять педагогический такт.
  4. Отслеживать свои эмоции и уметь ими управлять.

Я просила педагогов заполнить листочки с фразами, которыми они хвалят и ругают воспитанников. Предлагаю их сейчас прослушать, можно для лучшей концентрации закрыть глаза.

Что вы чувствовали, когда я читала высказывания?

Как вам?

Какие слова вызвали переживания?

От каких захотелось улыбнуться или защититься?

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Мы дарим вам сегодня такое солнышко, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»

Итак, наш семинар подходит к концу. Хочу сказать, что не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями.

А воспитание -  это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, всем спасибо!

И в завершении, я хотела бы попросить вас выполнить в свободное время задание. Чтобы правила легче было соблюдать, нужно их видеть. Обговорите и нарисуйте с воспитанниками правила группы и повесьте их на видное место. При нарушении какого-либо правила, вы можете обращаться к этому плакату.

А так как сейчас по всей стране проходит неделя психологии, я дарю вам правила общения педагога с детьми и памятку как снимать стресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"

Она поможет подготовиться и  провести  беседу с родителями....

Лекция о формах музыкального воспитания

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Лекция для конференции "Православие в моей жизни"

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...

Лекция. "Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни".

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни...

Лекция на тему:"Методика словарной работы с детьми".

Методика словарной работы с детьми...

Мини-лекция для родителей: "Про ревность между детьми"

Проблемы в семьях имеющие двух и более детей...