Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей
материал по психологии
Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyhoda_iz_konfliktnyh_situatsiy_v_rabote_s_seme1_-_kopiya.docx | 48.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей
Описание: семинар-практикум с педагогами МАДОУ «Детский сад «Колобок».
Цель: Способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности в общении с родителями.
Задачи:
- Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций в общении с родителями.
- Научить педагогов избегать ошибок при взаимодействии с родителями.
План семинара-практикума:
1.Актуальноть
2.Типичные проблемы при общении с родителями. (На какую тему наиболее сложно вести конструктивный разговор с родителями).
2.1 Презентация «Классификация родителей».
3.Практическая часть (Делим всех участников на подгруппы при помощи Цветных бумажных ленточек).
Каждая группа получает проблемную ситуацию и ищет выход. Подводим итог по каждой проблемной ситуации.
Проблемные ситуации:
3.1 Сплетни в родительском чате.
3.2 Родители возмущаются, ребенок не одел на прогулку свитер.
3.3 Родители обвиняют воспитателя в том, что ребенок не хочет идти в детский сад.
3.4 Родители недовольны, тем что ребенку не дали стихи для участия в утреннике.
3.5 Мама забирает ребенка и не находит его игрушку.
3.6 Ребенок получил травму или царапину.
3.7 Необходимо отправить ребенка на ПМПК.
4.Ошибки при обращении с родителями.
5. Правила общения с родителями.
6.Приемы, методы и способы эффективного взаимодействия с родителями.
7. Служба медиации.
8.Упражнение «Волшебное слово «Да».
Оборудование: проектор, цветные полоски по количеству участников, интерактивная доска.
1.Актуальность
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из направлений этого вопроса - поиск путей сотрудничества, взаимодействия, в равной степени необходимых как педагогам, так и родителям. Родителям - для того чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше творчества, эрудиции, гибкости, индивидуального подхода к каждой семье и к каждому ребенку.
Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка.
Большинство современных родителей - люди грамотные, читающие научно - популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Шагая в ногу со временем, стараясь не отстать от ритма жизни родители не замечают, как появляются «белые пятна» в воспитании детей. Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!».
2.Типичные проблемы при общении с родителями
Работая с вами знаю, что педагоги нашего «Колобка» умеют найти подход к каждому ребенку. Дети с любовью о вас отзываются, учатся чему-то новому. Благодаря вашему профессионализму и многолетнему опыту дети отлично справляются с поставленными задачами, имеют интерес ко всему, что их окружает. В основном нашим работникам удается наладить контакт и с родителями. Но в последнее время стало много тревожных родителей, очень много жалобщиков, и еще очень много родителей, требующих бесконечные фотоотчеты. Некоторые родители относятся к воспитателям свысока, неуважительно.
Очень часто в последнее время бывают такие ситуации, что родители сразу идут жаловаться в управление образования. Если раньше они высказывали свои претензии воспитателю, потом шли к заведующей, то сейчас воспитатель может даже не знать о том, что родитель чем-то не доволен. И вот воспитателя вызывают к заведующей, происходит неприятный разговор, и в итоге выясняется, что ничего сверхъестественного не произошло и повода для такой жалобы нет. Просто люди друг друга недопоняли, и из-за какой-то ерунды возникает много сложностей. Воспитатель на работу идет, как на войну. Каждый раз не зная, а что его там ждет.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это:
- с ребенком мало занимаются в саду;
- не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
- не могут найти подход к ребенку;
- используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
- плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
- ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
- ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
- часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
- не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
2.1 Классификация родителей
- Сплетники
Раздувают любую ситуацию «из мухи в слона». Готовы любую мелочь обсуждать в родительском чате, хорошо удается заводить других родителей, а самим оставаться в стороне.
2. Высокомерные
«Вы воспитатель, вы и воспитывайте», — говорят такие родители и снимают с себя все полномочия по обучению ребенка даже элементарным навыкам. В итоге, в три года ребенок ни ложку держать не может, ни на горшок присесть, ни штаны натянуть.
3. Неряхи
Грязные нестриженные ногти, которыми ребенок легко может поцарапать себя или других детей. Кто потом будет объясняться перед родителями за детские царапины? Правильно, воспитатель!
Или приводят девочку с распущенными волосами, а потом эти волосы остаются в тарелке с едой.
4. Родители-копуши
Они всегда опаздывают, даже если живут в соседнем доме. Утром прибегают в сад взмыленные и кричат на ребенка, чтобы быстрее переодевался. Наш сад работает до 17.30, но некоторые родители считают, что лишние 10-20 минут воспитатели могут и подождать.
5. Ябеды и скандалисты
Попробуй сделать таким хоть малейшее замечание. Тут же побегут жаловаться заведующей или сразу в районный отдел образования. Да и вообще любые вопросы и проблемы родители-скандалисты привыкли решать «на верхах».
6. Вечно обиженные
Этим детям никогда ничего не достается: ни стихов на утреннике, ни роли в спектакле. Не обращают на талант никакого внимания! Зато шкафчик дали у двери, и теперь ребенка продувает. А все почему? «Потому что у вас, Марьиванна, есть любимчики. А нашего Борю вы явно недолюбливаете!»
7. Трудоголики и карьеристы
Ребенок вялый, глаза красные, сопли льют как из ведра, но его упорно ведут в сад, потому что маме и папе нужно на работу. А на следующий день сопли уже у всей группы, а заодно и у воспитателей.
8. Хвастуны
Купили Саше новую машину — обязательно надо взять ее в сад, чтобы все мальчишки обзавидовались и передрались за нее. А Машу оденем в платье с кучей завязок, чтобы другие девочки такое же хотели. И пусть сама она с этими завязками не справится — главное, чтобы красиво и на зависть другим.
9. Зануды
Могут звонить воспитателю с 7 утра до 23 часов, если речь идет о любимом ребенке. Личные дела подождут. А еще можно звякнуть во время тихого часа, когда воспитатель только-только с трудом уложил детей спать. Или такой вариант: прийти вечером, за 5 минут до конца рабочего дня, чтобы обсудить насущные вопросы. На собраниях такие родители забирают на себя все внимание воспитателя. Им неважно, что они тратят чужое время, им нужно как следует выговориться.
10. Заступники
Ситуаций много, а итог один — ребенок — пуп земли, он всегда прав, а все вокруг виноватые.
Какие бы мы шуточные характеристики не давали родителям, нужно помнить, что они любящие. Чаще всего нашим педагогам удается найти подход к разным категориям родителей. Но конфликты возникают, а инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе педагога, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если педагог действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада.
- Практическая часть семинара-практикума
Для того, чтобы сформировать группы из педагогов, каждый вытягивает цветную бумажную ленту. Педагоги объединяются в группы по цвету бумажных ленточек. Каждая группа педагогов должна обсудить ситуацию и найти выход.
Ситуация 1. Сплетни в родительском чате
Родитель пишет в чат группы сообщение: «Сегодня мой сынок рассказал мне, что Марья Ивановна, кричала на детей и кого то даже отшлепала. Представляете, какой ужас. Нужно разобраться с этой Марьей Ивановной, только притворяется хорошей, а на самом деле злющая стерва.»
Начал критиковать один, другие родители не разобрались, но, конечно, поверили, и вот уже плохо к тебе относятся остальные родители, которые это читают. Никто не хочет разбираться и прояснять ситуацию.
Не один раз я слышала, как родители говорят детям: «Рассказывай всё, что было в детском саду». Кто тебя обижал? Но дети в силу своего возраста могут додумать, нафантазировать не со зла. Бывает такое, что приходится повышать голос, чтобы просто обратить внимание детей на себя
А ребенок приходит домой и говорит: «На меня сегодня накричала воспитательница», не объясняя, что было до этого. Что они с ребятами играли, кричали, и воспитатель никак не могла их усмирить и сказала им что-то громким голосом.
Ситуация 2. «Утром мама привела ребенка в группу и возмущается»
Родитель: «Что же Ирина Петровна вчера Саше даже свитер не надела на прогулку? Все же в шкафчике лежит. Неужели трудно?»
1.Если воспитателю, который принимает ребенка утром, неизвестна информация, почему Саша гулял без свитера, то коммуникация строится с учетом этого: «Наталья Петровна, спасибо за обращение. К сожалению, мне неизвестно, почему было именно так. Мы с коллегой проясним этот вопрос, и с Вами вечером обязательно обсудим».
Воспитателю важно вернуться к этому разговору вечером, чтобы продемонстрировать небезразличие к обращению мамы воспитанника.
2. Если известна причина: «Наталья Петровна, да, действительно Ирина Петровна не надела вчера Саше свитер на прогулку, так как погода весной переменчивая. На улице в обед было теплее, чем утром. Саша на прогулке играет, бегает. И чтобы он не вспотел, ему не надели свитер. Если важно, чтобы Саша всегда надевал свитер, тогда мы вместе будем об этом напоминать ему.
3. Если забыли или не обратили внимания, то приносим родителю извинения: « Наталья Петровна, да, действительно забыла надеть свитер Саше, извините. В дальнейшем мы в этом вопросе будем внимательнее». Если Саша самостоятельно одевается на прогулку, то воспитатель должен учесть это во время общения с мамой и добавить: «Мы не знаем, что Саша сам хорошо умеет одеваться на прогулку. Будет здорово, если и Вы, и мы напомним ему о свитере». Бывает важным уметь признать свои ошибки и извиниться, хотя педагогам для этого иногда требуется мужество.
Ситуация 3. «Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»
Маша не хочет идти в детский сад, потому что вы с ней разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на других детей. Как только она узнает, что сегодня Екатерина Андреевна, сразу в слезы.
Что на самом деле говорит родитель. Мама Маши беспокоиться по поводу нежелания дочки идти в детский сад, переживает, насколько ребенку эмоционально комфортно и безопасно рядом с педагогом. Чаще всего в таких ситуациях родители ориентируются на реакцию самого ребенка. Данный пример демонстрирует желание мамы Маши прояснить ситуацию в прямой коммуникации с воспитателем.
Если бы мама не проявила открыто и сразу недовольство, это привело бы к накоплению раздражения и вылилось в жалобу руководителю. Как воспитателю на это реагировать. Возможно, воспитатель не замечает, как общается с детьми. Для этого бывает полезным посмотреть на себя со стороны. Если он действительно разговаривает с ребенком и другими детьми громким голосом, но при этом не переходит на крик, нужно объяснить родителю причину: Елена Сергеевна, да, бывает, что разговариваю громко. Это для того, чтобы обратить внимание детей и рассказать им, чем мы будем заниматься. Жаль, что не замечала, как на это реагирует Маша. Спасибо, за Ваше обращение. Буду более внимательна».
Если повышенный тон преобладает и часто переходит в крик, педагогу следует ответить на вопросы: « На что я раздражаюсь при взаимодействии с Машей?», «Что хочу донести криком?», «Как часто повышаю голос?», «Что предшествует сильному раздражению и последующему крику?», «Какие другие средства и способы общения с детьми я знаю?», «Кто может помочь решить проблему коммуникации с детьми в группе?». Если воспитатель испытывает раздражение в большинстве случаев при взаимодействии с детьми, это повод задуматься о причинах и попробовать найти решения проблемы совместно с педагогом-психологом.
Ситуация 4. «Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»
Родитель: «А почему мой Миша стих не читал? Почему вы ему не дали роль? Он не танцевал, не участвовал в сценке. Это уже не первый раз».
Что на самом деле говорит родитель. Маме Миши важно видеть успехи и достижения своего ребенка. Тем более когда идет речь о таком публичном пространстве, как утренник в детском саду. Также такая реакция мамы может быть связана с оценкой ее как успешного родителя со стороны других родителей.
Как воспитателю на это реагировать. В зависимости от ситуации могут быть следующие варианты коммуникации.
Педагоги не представляют ребенку возможности активно участвовать на утренниках по субъективным причинам: из-за индивидуальных качеств ребенка (видят его только как задиру, который мешает другим детям выступать и может сорвать праздник), его видимых дефектов развития (тяжелые нарушения речи и пр.), конфликтных отношений с родителями на утренниках. Разрешить такую ситуацию можно только при участии руководителя, старшего воспитателя и педагога-психолога.
Педагоги не настаивают на участии ребенка в утренниках из-за его личностных особенностей. В этом случае необходимо аргументированно объяснить ситуацию родителю. Например, «Дарья Михайловна, мы так же, как и Вы, обеспокоены тем, что Мише пока с трудом даются выступления. Знаем, что Миша выучил стихотворение, жаль, что не захотел его рассказывать. Мы ищем разные способы, как его привлечь. Планируем в скором времени провести досуг в группе и хотели предложить Мише, чтобы он ребятам из группы рассказал стихотворение. Хотели бы пригласить Вас. Вы хорошо знаете своего сына, может быть, у Вас есть идеи, какую роль он мог бы исполнить на мероприятии. Мы готовы выслушать, чтобы вместе помочь Мише выступать на праздниках». Воспитателю нужно донести до родителя, что важно уважать желание ребенка не участвовать активно в утреннике. Взрослым нужно понять причины и вместе искать подходящую для ребенка в данный момент форму участия в праздниках.
Ситуация 5. «Вечером мама забирает ребенка и не находит его игрушку»
Родитель: «Мы сегодня с костей утром с машиной приходили, вы не знаете, где она? Столько игрушек уже пропало. Что вы тут с ними только делаете?»
Что на самом деле говорит родитель. Слова мамы Кости о том, что игрушек, которые ребенок приносил в детский сад, было уже много, позволяют сделать вывод: сама игрушка не представляет какую-то ценность для мамы. однако ее слова имеют претензионный оттенок.
Для ребенка эта игрушка может иметь разное значение. Возможно, это очередной подарок, который он принес в группу, чтобы быть принятым в игру или обменяться. Бывает, что родители утром дают ребенку игрушку, чтобы избежать слез при сборе в детский сад или при расставании с ребенком. Поэтому данную ситуацию нужно внимательно рассмотреть.
Как воспитателю на это реагировать. Воспитатель может задать уточняющие вопросы маме об игрушке: как выглядит игрушка, как часто ребенок берет ее поиграть на улице и в детский сад, не оставил ли он ее сегодня дома. Затем можно предложить вместе с ребенком поискать игрушку на площадке или в группе. На другой день помочь ребенку с поиском могут другие дети и воспитатель, превратив это в игру-приключение.
Вопрос домашних игрушек в группе детского сада – одна из самых частых. Кроме того, дети приносят в детский сад не только игрушки, но и некоторые личные домашние предметы. Поэтому на первой встрече с родителями нужно обсудить правила и договориться, что можно приносить в группу, а что нет. Например, игрушки, которые представляют большую материальную ценность, памятные вещи не стоит давать ребенку с собой, потому что они могут сломаться или потеряться.
Также нужно оформить памятки для родителей с правилами на эту тему, разместить информацию на стенде, своей странице на сайте. Отдельно следует уделить внимание конфликтам между детьми в группе, когда игрушка ломается, теряется или «пополам никак не делится». В этом воспитателю помогут обмен мнениями с коллегами, как решать подобные конфликтные ситуации, и работа с методической литературой.
Ситуация 6. Ребенок получил травму или царапину
Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.
Ситуация 7. Необходимость отправить ребенка на ПМПК
Педагоги образовательных организаций первыми замечают, что у ребенка имеются определенные трудности в развитии, обучении, общении и ему требуется помощь. Они рекомендуют родителям обратиться на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Родители, несмотря на уговоры, продолжительные беседы, отказываются идти на комиссию, так как считают, что их ребенок развивается нормально, а педагоги предвзято относятся к их чаду.
В связи с этим, главная задача педагогов убедить родителей в том, что у ребенка существуют трудности в обучении, развитии и необходимо как можно скорее разрешить возникшие проблемы всеми возможными методами и способами. В дальнейшем это сделать будет сложно, а может быть просто невозможно.
Как вести и что делать педагогу, чтобы убедить родителей обратиться на ПМПК?
1. Своевременно говорите родителям, что Вас беспокоят возникающие трудности у ребенка в освоении общеобразовательной программы.
Часто педагоги думают, что родители сами знают проблемы своего ребенка и им незачем говорить об этом. Это заблуждение педагогов. Родители должны четко знать о том, какие требования предъявляются к уровню развития ребенка в его возрасте и к освоению образовательной программы. Необходимо конкретизировать, что может и что не может делать ребенок.
Когда родителям говорят о необходимости пройти ПМПК, они это предложение воспринимают в штыки. Поэтому адекватность оценивания ребенка, имеющего проблемы в развитии – важный фактор успеха в работе с его родителями.
Педагог также может пригласить родителей понаблюдать за ребенком во время занятий. Это будет способствовать лучшему пониманию его проблем, и адекватности той программы, по которой он занимается, а также соответствует ли она его возможностям и способностям.
2. Разговаривайте о затруднениях ребенка без его присутствия, не забывайте сказать и о его достоинствах.
Такая тактика поможет установить доверительные отношения с родителями и достигнуть положительного результата.
3. Вместе с родителями не только обсуждайте проблемы ребенка, но и ищите пути их преодоления.
Четко разграничьте свои действия и конкретные действия родителей по преодолению трудностей их ребенка.
4. Сообщите родителям полную и достоверную информацию о ПМПК, о процедуре обследования и о тех специалистах, которые помогут ребенку преодолеть трудности в обучении.
Часто родители не хотят идти на ПМПК, так как думают, что их направят в коррекционные школы. Объясните им, что ПМПК не ставит диагнозы и не направляет в коррекционные учреждения. Специалисты делают выводы о том, имеются ли у ребенка особенности в психическом, физическом развитии, и дают рекомендации, какую образовательную программу сможет успешно освоить ребенок, какие формы и методы психолого-медико-педагогической помощи необходимы ребенку для преодоления возникших трудностей и какие специальные условия получения образования требуются обучающемуся.
4.Ошибки при взаимодействии с родителями
Приятельских отношений с родителями обучающихся, где стираются официальные правила делового общения. Это ведет к снижению авторитета педагога, росту конфликтов и требований со стороны родителей, не соответствующих педагогическим задачам. Нарушение границ ведет к переходу взаимодействия из делового в эмоциональное.
Оценивания действий родителей с фокусированием на ошибках и проблемах родительской позиции. Важно уважать в родителях их ответственность, знания, уникальный родительский опыт, стремление создать для своего ребенка условия эмоционального комфорта и благополучия.
Формализма в отношениях с родителями. Дошкольный возраст требует личностной включенности и согласованности взаимодействия между родителями и педагогами по всем вопросам воспитания и образования.
Дублирования родительской ответственности и подмены собой родителя. Определяя воспитательные дефициты, педагогу следует в форме мягкой рекомендации подсказать родителю способы и приемы преодоления этих дефицитов, предоставить доступ к необходимым знаниям, замотивировать на решение задач повышения родительской компетентности.
- Проявления оценочной позиции в отношении родителей. Безоценочность и принятие, реализуемые в отношении ребенка, должны становиться моделью отношений и для родителей.
5.Правила взаимодействия с родителями
- Реализация личностно ориентированного стиля общения. Доброжелательная позиция заинтересованного общения и включенного внимания формирует отношения сотрудничества и взаимопонимания. А назидательное, требовательное и категоричное отношение формирует сопротивление и формализм. Стиль общения педагога задает весь характер отношения семьи к ДОО. Уважительные отношения "личность - личность" позволяют реализовать в общении ценностную позицию. Современные родители достаточно образованы в области воспитания и активно ищут информацию о методах и подходах к развитию детей. Их знания и представления требуют уважения и учета.
- Ориентация на конкретные задачи в отношении к конкретным детям. Важно, чтобы взаимодействие с родителями было направлено на решение конкретных задач, возникающих в развитии детей. Мероприятия, организуемые педагогом, должны инициироваться самой жизнью в ДОО, а не абстрактными административными целями.
- Индивидуализация взаимодействия с родителями. В общении с родителями необходимо учитывать самые разные особенности конкретной семьи (социальные, культурные, национальные, религиозные, образовательные и другие). Построение работы с родителями должно исходить из этих особенностей и мероприятия должны строиться с учетом интересов, увлечений и ценностей семей обучающихся. Взаимодействие с родителями индивидуализируется через использование разных видов совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
- Партнерство и совместная деятельность с родителями. Активное включение родителей в жизнь ДОО напрямую влияет на уровень активности, уверенности и инициативности детей. Отношения с родителями - это отношения разделенной ответственности. Сотрудничество и позитивное отношение родителя к педагогу формирует доверительное общение ребенка с педагогом и эмоционально-комфортное самоощущение детей в ДОО. Кроме того, совместная деятельность является эффективным механизмом профилактики конфликтов, наиболее продуктивной формой развития всех субъектов общения.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, которое возможно на всех этапах и в самых разных формах, объединение усилий педагогов и родителей очень важно для развития и воспитания детей. Положительное и заинтересованное родительское отношение к ДОО способствует развитию ребенка и повышению его успешности. Важно, чтобы родители становились полноправными участниками образовательных взаимоотношений и осознавали свою причастность к ДОО. Родительская вовлеченность позволяет формировать единые ценности социализации ребенка, включения его в общество.
- Реализация психолого-педагогической поддержки семьи. Семейное воспитание незаменимо в дошкольном периоде развития и требует всесторонней защиты, поддержки и помощи. Знание особенностей каждой семьи обучающихся и понимание конкретных текущих семейных событий помогает правильно выстроить отношения с ребенком (с учетом, например, родительского развода, болезни члена семьи или взросления старшего ребенка в семье) и грамотно выстроить взаимодействие с родителями, подобрать необходимую информацию или оказать ребенку направленную поддержку. Содействие семье в трудных ситуациях - важная часть государственной образовательной политики. Реализация психолого-педагогической поддержки может потребовать и нейтрализации отрицательного влияния семьи на ребенка, компенсации дефицитов, с которыми семья временно не может справиться.
- Повышение родительской компетентности. Помощь родителям должна оказываться в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, создания условий эмоционального благополучия. Необходимо повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; развивать у родителей практические навыки воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; практические навыки регуляции поведения детей; обогащать содержание общения и формы совместного досуга родителей с детьми.
6.Приемы, методы и способы эффективного взаимодействия с родителями
Формировать систему "Мы", объединение с родителями в интересах развития ребенка. Важно не подчеркивать различия, а искать точки соприкосновения и единомыслия.
Активизировать творческие процессы, которые способствуют развитию личности, открывают потенциал конструктивного взаимодействия (творческие мастерские, родительские клубы, объединения по интересам).
Предлагать детям совместную деятельность с родителями, направленную на общение, а не на создание трудоемких, сложных продуктов.
Записывать короткие, эмоционально выразительные тематические ролики, в том числе с участием детей, направленные на повышение уровня компетентности их родителей; информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка и другое.
Организовывать практические мероприятия, направленные на формирование навыков воспитания и регуляции поведения детей. Обсуждать в клубной или тренинговой форме типичные трудности, возникающие в воспитании, причины нарушения поведения детей дошкольного возраста.
Активизировать и обогащать воспитательные навыки родителей. Выделять родительские успехи, конкретные показатели воспитательного прогресса, повышать мотивацию совместной деятельности с детьми.
Использовать техники активного слушания, которые являются универсальными стратегиями эффективного общения. Активное слушание направлено на понимание, подтверждение и принятие слов партнера по общению, тем самым партнеру подается надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета.
Использовать техники Я-высказывания (сообщения от первого лица), которые позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на партнера по общению.
Определять потребности, которые мотивируют поведение партнера по общению в данной конкретной (возможно конфликтной) ситуации.
Переключать собеседника на информационные сообщения. Обсуждение конкретной информации позволяет снизить напряженность ситуации, переключиться от эмоционального общения на деловое.
Формулировать правила общения с родителями. Предложите родителям совместно с детьми составить кодекс общения или правила взаимодействия в группе: пусть они совместно озвучат свои "Хорошо" и "Плохо".
Уметь выдержать паузу, прежде чем высказывать свое мнение. Часто необходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или чуть больше мысленно проанализировать ситуацию.
Переключать на отдаленные перспективы, уметь представить позитивный образ будущего.
Удерживать позицию профессионала, уметь отстраниться от эмоциональных реакций и реализовывать профессиональные задачи независимо от обстоятельств; сохранять чувство собственного достоинства и значимости как профессионала.
Это выдержки из методических рекомендаций по внедрению ФОП ДО <Письмо> Минпросвещения России от 16.08.2023 N 03-1321 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования", "Ответами на типовые вопросы по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику")
7.Служба медиации
При некоторых конфликтах можно использовать службу медиации, которая работает в нашем детском саду.
Цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, сотрудников, родителей (законных представителей).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в детском саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
8.Упражнение «Волшебное слово «Да»
Желаю вам, чтобы несмотря ни на что. С какими бы родителями вам не приходилось встречаться, вы бы всегда находили выход из сложившейся ситуации, могли налаживать контакт не только с детьми, но и с самыми «неадекватными родителями», всегда быть обаятельными и привлекательными, эмоционально уравновешенными и сдержанными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Презентация к семинару «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...