Советы для родителей " Как помочь ребенку легко пройти адаптацию в ДОО"
консультация по психологии (младшая группа)

Буянова Надежда Юрьевна

Работа с родителями (родительское собрание ) . Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду . 

основные понятия, что же такое адаптация. Какие степени адаптации бывают. 13 простых советов как помочь ребенку легко адаптироваться к режиму детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_dlya_legkoy_adaptatsii_k_doo.docx501.99 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду.

Picture background

Дорогие родители, у Вас впереди очень важный этап жизни, а именно адаптация вашего малыша к детскому саду . Это очень волнительный момент не только для малыша, но и для родителей. В этой статье опубликовано, как помочь ребенку лучше адаптироваться к режиму детского сада.

Для начала все таки рассмотрим что же такое адаптация .

Адаптация – способность организма приспосабливаться к условиям внешней среды .

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников( социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется, самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим.

Навряд ли мы сможем вспомнить, а как же у нас происходила адаптация в детском саду, было ли нам также страшно. Навряд ли кто- то сможет вспомнить. Но когда мы меняем работу, мы волнуемся. А примет ли нас коллектив, какие там работают люди, а какой все таки начальник. Но вы уже взрослый человек, со своим жизненным опытом коммуникации, мировоззрением, знающий правила общение. Так вот ребенку в этот период намного сложнее. он жил в семье и все время был с мамой.

Различают 3 степени адаптации к детскому саду:

Легкая степень адаптации В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.

Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация.

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.

Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Как же все таки помочь нашим малышам легко адаптироваться к детскому саду?

13 несложных советов для легкой адаптации в детском саду.

  1. Зачем нужен детский сад?. Старайтесь объяснить заранее ребенку, что такое детский сад . опишите что там делаю детки, чем занимаются. Так же можно проиграть игру « как мышонок пошел в детский сад» (или с любым другим персонажем). Каждый раз проходя мимо садика. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми.
  2. Приучение к самостоятельности. Учим малыша кушать самостоятельно столовыми приборами, пить из кружка. Самостоятельно умываться и мыть руки пользоваться полотенцем, пробовать самостоятельно одеваться, обуваться.
  3. Общаться с другими детьми и взрослыми. Играя на детской площадке с ребенком учите взаимодействовать с другими детьми. Так же по простите бабушку дедушку , подругу посидеть с ребенком . что бы ребенок привыкал находиться без мамы какое то время.
  4. Режим. Соблюдаем режим детского сада. Так ребенку будет проще адаптироваться к режиму детского сада . ранний подъем , завтрак , познавательная деятельность, прогулки обед , дневной сон, игровая деятельность , и т.д.
  5. Есть что предлагают в саду. Готовить еду приближенную к саду.
  6. Создаем положительное подкрепление. Каждый раз после прихода из детского сада нужно спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, что интересного с ним произошло. Важно акцентировать внимание на положительных моментах, чтобы сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению. Показ добрых книг, познавательных мультфильмов или программ про детский сад. Это создаст позитивное подкрепление и поможет быстрее адаптироваться к детскому саду. Так же подойдет сказка терапия «как Оля полюбила детский сад» Людмила Цвирко, «мышонок Тим идет в детский сад» Казалис Анна «Конни идет в детский сад» Шнайдер Лиана.
  7. Стабильность в жизни. Во время адаптации лучше не планировать переезды в другую квартиру. Не вносите в жизнь ребенка что- то новое, если вы решили что ребенку пора спать в отдельной комнате, в период адаптации лучше ничего не менять. Так же на время адаптации лучше отказаться на время развивашек, секций и т.д.
  8. Прощаться быстро. В первые дни адаптации в детском саду часто малышам очень трудно расстаться с мамой. Процедура прощания с ребёнком очень важна! Обязательно расскажите малышу, куда и зачем вы идете, и что его ждёт. Ведь больше всего его пугает неизвестность. Точно говорите ребенку, когда за ним придете. Придумайте для себя ритуал прощание с ребенком, всегда его применяйте. Старайтесь сразу все сказать, отдать воспитателю .

Вот несколько примеров ритуала прощания:

«Поцелуй в ладошке» (в рюкзачке, кармашке) Когда ребёнок соскучится, он раскроет ладошку и приложит ваш поцелуй к щечке.

  • «Мамин браслет» Купите резиновый браслетик, и каждый раз при встрече с малышом обменивайтесь ими. Ребенок будет знать, что даже когда мамы нет рядом, ее частичка всегда с ним.
  • 🔸«Перевоплощение в животных» Поиграйте в маму-кошку и маленького котёнка. Чтобы котёнку было что поесть, мама-кошка должна уходить на охоту за мышками. Уверены, ребёнку понравится эта игра!
  • 🔸«Гостинец» Мы не советует подкупать малыша сладостями, но вот маленький сюрприз «от белочки», яблочко «от ёжика» точно поднимут настроение с утра!
  1. Не наказывайте за капризы и плач. Не ругайте малыша при всех за его поведение просто обнимите поцелуйте , скажите что скоро придете за ним.
  2. Спрашивайте как прошел день в садике. Это поможет узнать, что он делал в садике, с кем играл, были ли проблемы и какие.

Лучше задавать открытые вопросы, на которые нужны развёрнутые ответы. Они побуждают ребёнка размышлять, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Некоторые примеры вопросов:

  • «Я сегодня на работе видел/делал (перечислить свои дела), а чем сегодня занимался ты?».
  • «Что было самым интересным сегодня на прогулке/на занятии?».
  • «Какая игра сегодня тебе понравилась?».
  • «Какие игрушки есть в садике? С какими ты сегодня играл? Ты им придумал имена?».

Не стоит акцентировать внимание на негативных моментах. Например, лучше спросить: «С кем ты сегодня играл и с кем ты хочешь играть завтра?».

В процессе таких бесед дети раскрываются, а родители получают возможность дать им нужные жизненные советы.

  1. Спокойная обстановка дома. Обеспечьте покой и чувства любви. Оставьте все свои дела, после садика посвящайте больше времени своему ребенку .
  2. Контролируйте свои эмоции. Ребенок чувствует ваше состоянии и эмоции. Когда вы ведете ребенка в сад и сами переживаете ваше состояние почувствует ребенок и тоже начнет испытывать страх и волнение . на истерики и плач старайтесь реагировать спокойно
  3. Не создавайте негативный образ детского сада . Также не нужно пугать малыша педагогом, например, фразой «Не кричи громко! Сейчас Мария Ивановна тебя отругает».

Вместо этого стоит прямо рассказать ребёнку, что в детском саду есть воспитатели, к которым можно обратиться за помощью, а ещё будут другие дети, с которыми можно играть, гулять и заниматься.

Основная задача родителей в период адаптации :

  • Быть спокойным ;
  • Терпеливым;
  • Внимательным;
  • Заботливым

Трудности ? Из-за чего?

  • Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям.
  • Через мерная опека в семье, незнание родительского нельзя,
  • Недостаточные знания у родителей возрастных особенности детей. Застенчивые, замкнутые, робкие, трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительно привыкают часто болеют.

Что можно сделать, что бы ребенок меньше болел:

  • Соблюдать режим дня (режим садика). Правильный режим залог хорошего самочувствия.
  • После садика обязательно 15 мин прогуляться по парку. Не заходите сразу в магазин. Лучше пройтись по парку в двое, по наблюдать за природой, поговорить с ребенком.
  • Соблюдать правила гигиены.
  • Правильное с сбалансирование питание. Что бы ребенку хватало нужных витаминов и микроэлементов для правильного развития, и иммунитета. Если ваш малыш малоежка давайте комплекс витаминов.
  • Если видите, что ваш ребенок стал не такой активный, часто капризничает, прикладывается. Оставьте лучше дома по наблюдайте не ведите болеющего малыша в группу.

Итак, чтобы свести все переживания и стрессы к минимуму, нужно правильно подготовить ребенка к детскому саду! Помните: чем больше времени вы уделите подготовке ребенка к детскому саду, тем проще ему будет влиться в новый ритм жизни. От правильности ваших действий и слов будет зависеть, как пройдет адаптация ребенка к детскому саду!

Детский сад и адаптация – понятия часто не разрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОО в качестве абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс полезен для ребенка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни-школе, институту, семейным отношениям. Обычно ребенок привыкает к садику за два три месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду"

В данном материале представлены советы родителям , которые помогут им наиболее "безболезнено" пройти вместе с ребенком такой сложный жизненный период, как адаптация в ДОУ...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ"

Данная консультация поможет родителям пережить период адаптации своих детей в первом для них социльном учреждении. Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повтор...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации"

Проблема адаптации ребенка в детском учреждении всегда занимало умы научных и практических работников. Оформляя ребенка в дошкольное учреждение, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации"

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие сем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ» (1 младшая группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАРЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ      КОНСУЛЬТАЦИЯ Д...

Консультация для родителей Как помочь ребенку пережить период адаптации к школе. Советы родителям

Вчепа еще ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником..Возрастают требования учителей и родителей.появляет...