Семинар-практикум для педагогов тема: «Познай себя»
консультация по психологии (старшая группа)
Практикум предназначен для педагогов, педагогов- психологов для определения темперамента. в практикум включен тест и расшифровка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
тема: «Познай себя»
«Мой темперамент»
Цель: совершенствование представлений у педагогов о типах темпераментов
ведущий: Педагог-психолог Червякова А.Е.
Приветствие. Игра «Я похож на…»
Цель: активизировать, снять напряжение.
Ход игры:
Каждый педагог говорит, с чем он может сравнить себя, учитывая свой характер, эмоции, спектр умений и интересов.
Вы обратили внимание, что все говорили, жестикулировали по-разному? Кто-то громко, с вызовом, кто-то тихо, спокойно. А происходит это потому, что мы неодинаковы, мы люди с разными типами темпераментов.
Мини-лекция.(сопровождается презентацией)
Может быть, кто-то из вас знает, что такое темперамент?
Темперамент – это врожденная характеристика, которая зависит от свойств нервной системы, таких как сила, подвижность и уравновешенность. Он неизменный и остается в течение жизни.
Греческий врач Гиппократ, живший в (460-377 г-х), 5 век до н.э., объяснял различные болезни и темпераменты преобладанием в организме одной из жидкостей:
Сангвиник – кровь, выделяемая сердцем,
Флегматик – слизь, выделяемая мозгом,
Холерик – красно-желтая желчь, выделяемая печенью,
Меланхолик – красно-желтая желчь, выделяемая селезенкой.
Названия этих темпераментов соответствуют латинским и греческим названиям этих жидкостей : «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна холе».
Само слово «темперамент» (лат.) обозначает правильное смешение.
В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И.П. Павлов, советский ученый, физиолог. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы:
Таким образом, темперамент – это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности и поведении человека. Тип нервной системы – это врожденное свойство.
Стоит отметить, что не бывает хороших или плохих типов темперамента. У каждого есть свои отрицательные и положительные стороны, зная которые можно определить, как их правильно использовать. Всего существует 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Но в природе крайне редко встречаются люди с одним каким‐то типом, обычно это смесь нескольких в разных соотношениях. Какие типы и в каких пропорциях присущи именно Вам? Узнаем?
Тестирование Автор теста: Белов А. Н. (приложение 1)
Каждый из нас представляет собой некий микс из сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика, и на нашу личность оказывает значительное влияние не только преобладающий тип, но и их сочетание. Чтобы больше узнать о себе и о своих сильных и слабых сторонах, предлагаем пройти тестирование.
Приложение 1
Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента.
Для определения типа темперамента существуют специально разработанные опросники, их довольно много. Один из них. Его автор - А. Белов.
После ответов на четыре блока вопросов, вам будет предложена несложная формула для наиболее точного расчета вашего темперамента. С помощью этой методики также можно определить тип темперамента вашего ребенка.
Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента.
Инструкция: Внимательно прочитайте список свойств, присущий тому или иному темпераменту, и ставить "+", если свойство вам присуще, и знак "-", если это свойство у вас не выражено.
Если вы: 1 блок
1.Спокойны и хладнокровны. |
2. Последовательны и обстоятельны в делах. |
3. Осторожны и рассудительны. |
4. Умеете ждать. |
5. Молчаливы и не любите зря болтать. |
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. |
7. Сдержанны и терпеливы. |
8. Доводите начатое дело до конца. |
9. Не растрачиваете попусту сил. |
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе. |
11. Легко сдерживаете порывы. |
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию. |
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. |
14. Постоянны в своих интересах и отношениях. |
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. |
16. Ровны в отношениях со всеми. |
17. Любите аккуратность и порядок во всем. |
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. |
19. Обладаете выдержкой. |
20. Постепенно сходитесь с новыми людьми. |
Блок 2
1. Стеснительны и застенчивы. |
2. Теряетесь в новой обстановке. |
3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми. |
4. Не верите в свои силы. |
5. Легко переносите одиночество. |
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. |
7. Склонны уходить в себя. |
8. Быстро утомляетесь. |
9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота. |
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. |
11. Впечатлительны до слезливости. |
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. |
13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. |
14. Склонны к подозрительности, мнительности. |
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы. |
16. Чрезвычайно обидчивы. |
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. |
18. Малоактивны и робки. |
19. Безропотно покорны. |
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих. |
Блок 3
1. Неусидчивы, суетливы. |
2. Невыдержанны, вспыльчивы. |
3. Нетерпеливы. |
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. |
5. Решительны и инициативны. |
6. Упрямы. |
7. Находчивы в споре. |
8. Работаете рывками. |
9. Склонны к риску. |
10. Незлопамятны и необидчивы. |
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. |
12. Неуравновешенны и склонны к горячности. |
13. Нетерпимы к недостаткам. |
14. Агрессивный забияка. |
15. Обладаете выразительной мимикой. |
16. Способны быстро действовать и решать. |
17. Неустанно стремитесь к новому. |
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями. |
19. Настойчивы в достижении поставленной цели. |
20. Склонны к резким сменам настроения. |
Блок 4
1. Веселы и жизнерадостны. |
2. Энергичны и деловиты. |
3. Часто не доводите начатое дело до конца. |
4. Склонны переоценивать себя. |
5. Способны быстро схватывать новое. |
6. Неустойчивы в интересах и склонностях. |
7. Легко переживаете неудачи и неприятности. |
8. Легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам. |
9. С увлечением беретесь за любое новое дело. |
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. |
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. |
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой. |
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. |
14. Выносливы и работоспособны. |
15. Обладаете быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. |
16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке. |
17. Обладаете всегда бодрым настроением. |
18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. |
19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях. |
20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться. |
Ключ к тесту на темперамент.
Подсчитайте количество "+" по каждому блоку отдельно.
1 блок - флегматик
2 блок - меланхолик
3 блок - холерик
4 блок - сангвиник
Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (количество "+" по одному типу темперамента разделить на количество "+" по всем четырем типам темперамента и умножить на 100%).
В окончательном виде ваша формула темперамента примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35% С + 15% Ф + 14%М, что означает, что ваш темперамент на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.
Интерпретация к полученным значениям.
Флегматик Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - ленью и склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик Обладает высокой чувствительностью: присутствует глубина чувств при слабом их выражении. Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, ответственный, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Холерик Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, вспыльчивости при эмоциональных обстоятельствах.
Сангвиник Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Выводы: В природе нет чистого темперамента, они смешанные. Нет плохих и хороших типов темпераментов, у каждого свои плюсы и минусы.
Рефлексия.
Участники делятся своими впечатлениями о семинаре. Что было интересно, а что может быть знали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с педагогами по теме: «Познай себя»
Цель данного занятия это расширение представлений педагогов о связи между психикой и телом, понимании важности языка тела и развитие чувствительности к невербальным средствам общения....
Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"
Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации...
Деловая игра для педагогов «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Деловая игра направлена на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Педагоги уч...
Семинар-практикум для родителей дошкольников "Я познаю отцовство через радость"
на тему: «Я познаю отцовство через радость» цель: мотивирование отцов на более активное участие в воспитании своих детей.Задачи:создание в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональн...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»
План семинара-практикума:1. Актуальность проблемы.2. Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».3. Игра-Викторина «Моя малая Родина».4....
Тренинг для педагогов "Я познаю себя"
Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатии, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...