Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ
картотека по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ

 

Условием эффективного развития вербальной коммуникации детей такой категории является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей, так и их интересам.

важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных  способностей  детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь.

. Игра на развитие регуляционно - коммуникативных умений «Клеевой ручеёк»

Цельразвитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; умению доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Правила игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия, предупреждая друг друга по цепочке, передавая команду первого. («Осторожно, впереди большая лужа! Обогнем широкую гору!”. Спрячемся от диких животных! Пройдем по канату через пропасть и т. п.)

2. Игра на развитие аффективно- коммуникативных умений "Без маски"

Цельразвитие умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Правила игры: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

- “Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

- “Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

- “ Особенно мне не нравится, когда. ”;

- “Однажды меня очень напугало то, что. ”;

- “ Я люблю, когда мама. ”.

3. Игра "Позвони другу"

Цельразвитие умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила игры. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони,
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку!
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова!

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. Сообщение должно быть хорошим и звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_komunikativnyh_sposobnostey_u_detey_ovz.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ

Условием эффективного развития вербальной коммуникации детей такой категории является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей, так и их интересам.

важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь.

. Игра на развитие регуляционно - коммуникативных умений «Клеевой ручеёк»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; умению доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Правила игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия, предупреждая друг друга по цепочке, передавая команду первого. («Осторожно, впереди большая лужа! Обогнем широкую гору!”. Спрячемся от диких животных! Пройдем по канату через пропасть и т. п.)

2. Игра на развитие аффективно- коммуникативных умений "Без маски"

Цель: развитие умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Правила игры: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

- “Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

- “Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

- “ Особенно мне не нравится, когда. ”;

- “Однажды меня очень напугало то, что. ”;

- “ Я люблю, когда мама. ”.

3. Игра "Позвони другу"

Цель: развитие умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила игры. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони,
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку!
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова!

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. Сообщение должно быть хорошим и звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Игра «Стиральная машина».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Дружные ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

«Царевна Несмеяна»

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...