План индивидуальных и подгрупповых занятий педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование по психологии

К данному плану должны быть подобраны диагностические задания, игры, тесты, выбраны соответствующие формы инструкций, подобран разноплановый инструментарий и стимульный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47

346405,Ростовская область, г .Новочеркасск, ул. Привокзальная, 8

телефон (88635) 23-36-25, e-mail:detsckysad47@yandex.ru

План индивидуальных и подгрупповых занятий педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития  

Составила педагог-психолог:

Кротенко Е.С.

  г. Новочеркасск

   2024г.

Дата занятия __________

Задание

Задачи

Оборудование

Содержание

Особенности выполнения

«Запоминай порядок»

- Развивать зрительную память;

-развивать пространственные представления, умения называть словом месторасположение предмета

Цветные карандаши

Ребенку показывается 4–5 цветных карандашей. После ребенку предлагают поиграть в игру: запомнить, в каком порядке лежат цветные предметы на столе. Через 20 секунд со стола убирают все карандаши, а дошкольницу просят показать, в каком порядке они лежали 

____________________________________________________________________________________________________________

Игра «Дом животных»

-Развивать произвольное внимание, умение действовать по инструкции, начинать по сигналу;

-развивать точные тонкие движения;

развивать аудиальное восприятие, слуховое внимание

Доска-основа;

деревянные цилиндры;

прозрачная банка с крышкой

Психолог обращает внимание на доску, предлагает рассмотреть и потрогать углубления, назвать одним словом все фигурки, их цвета. Предлагает крышку с баночки, рассмотреть, потрогать и описать цилиндры, поиграть в игру, как будто это корм для кормления животных. На глазах ребенка педагог ставит на верхнюю панель «подсказку» с палочками для каждого животного. Когда ребенок усвоит правило, педагог предлагает кормить животных только по очереди. Психолог  и ребенок  договариваются еще об одном условии - начинать можно после слов: «Пора кормить животных!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра «Посчитайка»

-Обогатить количественные представления, сформировать понятия о том, зачем нужно уметь считать: чтобы узнать, сколько предметов;

-обучить счету по алгоритму с помощью обобщающего жеста и итогового числа

Деревянные цилиндры;

прозрачная банка с крышкой

Психолог предлагает узнать, сколько корма нужно для каждого животного:
«Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько палочек? Надо посчитать. Собери все палочки, как у курочки, положи на крышечку в ряд и посчитай». Во время счета педагог проводит обучение, при необходимости — рука в руке: «Считаем справа налево, нужно дотрагиваться до каждой палочки, одновременно называя число, в конце обвести пальчиком палочки, поставить пальчик на последнюю палочку в ряду и назвать итоговое число». После игры проводится уборка по формуле: «Убираем все до последней игрушки!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра «Превращение»

Стимулировать мозговую деятельность через двигательную активность;

-развивать образное мышление, выразительные движения;

-развивать операции слухового внимания, саморегуляции

— 

Ребенок встает около своего стульчика и выполняет действия, которые называет психолог. Дошкольник перечисляет животных из предыдущих заданий: «Вокруг себя повернись и в кота превратись!» По окончании игры психолог говорит: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись». В процессе игры психолог стимулирует творческое отношение к выполнению задания, следит за тем, чтобы были проработаны разные группы мышц, ребенок менял позы и мимику, использовал звукоподражания. Также педагог предлагает ребенку выполнять задание на ковре

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Корректурная проба «Силуэты»

-Развивать концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, усидчивость;

-закрепить количественные представления, понятия «столько же, сколько», «поровну», «одинаково»;

-потренироваться удерживать и выполнять сложную составную инструкцию

Бланки для корректурной пробы;

цветные карандаши

Психолог предлагает посмотреть на картинки, задает уточняющие вопросы: «Что ты здесь видишь? Кто на рисунках?». Далее предлагает обвести в кружок только одинаковых животных. После того как ребенок обводит одинаковые картинки, педагог напоминает ему, как он «кормил животных» ранее, и предлагает нарисовать корм и для этих животных. Педагог рисует вверху листа столько кружочков определенного цвета, сколько одинаковых животных ребенок обвел. После педагог просит ребенка сделать вывод о количестве кружочков и предметов: «Желтых кружочков столько же, сколько слоников»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Релаксация «Мягкий домик»

Гармонизировать эмоциональное состояние;

расслабить зрительные центры;

обучить способам снятия нервно-мышечного напряжения

Бескаркасное кресло;

светоммузыкальное сопровождение

Педагог приглашает ребенка прилечь на мягкую большую подушку-кресло, потрогать ее ткань, прощупать. Далее психолог включает светомузыкальную установку «Жар-птица» и спокойную музыку. Затем педагог проговаривает формулу расслабления: «Всем известно, что такое состояние покоя: руки не напряжены и расслаблены, ноги не напряжены и расслаблены, глазки не напряжены и расслаблены». Если ребенок не может расслабить мышцы, педагог просит разрешения погладить руку, показать, какой «мягкой», расслабленной она может быть.

Выход из релаксации: если ребенку в течение дня еще предстоит высокая активность, то педагог дает формулу активности: «Как ты хорошо отдохнул, теперь ты бодрый, полон сил, будешь в группе хорошо заниматься и играть!» Если у ребенка впереди обед и дневной сон, то педагог дает формулу покоя: «Как ты хорошо расслабился... Сейчас ты в группе пообедаешь и будешь дальше сладко отдыхать, чтобы вырасти большим и здоровым!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализировать уровень сформированности мелкой моторики в течение года.

Учебно-тематический план

№ п/п

Навык

Предполагаемый результат

1

Умения хватать и отпускать.

Ребенок учится брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним («захват щепотью»), затем – двумя пальцами: большим и указательным («несовершенный пинцетный захват») и, наконец, кончиками большого и указательного пальцев («совершенный пинцетный захват»).

2

«Пинцетный» захват и контроль над движениями большого пальца.

Развивать способность располагать кончики большого и указательного пальцев друг против друга, чтобы брать ими очень мелкие предметы.

3

Координация движений пальцев

Ребенок учится двигать каждым пальцем независимо от других и координировать эти движения

4

Умение пользоваться пульверизатором и водяным пистолетом.

Ребенок тренируется зажимать и спускать курок большим и указательным пальцами, чтобы выстрелить из водяного пистолета.

5

Вырезание из бумаги

Ребенок обучается навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя более простые навыки.

6

Двусторонняя координация с предметами, игрушками

Ребенок сможет скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.

7

Стабильность выполнения последовательности действий

Неизменные привычки и ожидания делают  жизнь ребенка с ОВЗ более безопасной и менее напряжённой.

8

Ловкость в выполнении движений

Ребенок учиться управлять запястьем, с развитием которой у ребенка появляется возможность поворачивать его так, чтобы ладонь была направлена вверх, а также возможность совершать кистью точные действия при разогнутом запястье.

9

Игра с игрушками, имеющими движущиеся части

Ребенок развивает силу пальцев в разных направлениях: вниз, вверх, от себя, к себе и т.д.

10

Нанизывание бусин и шнурование ботинок

Ребенок развивает ведущую руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное коррекционно – развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.

Вид деятельности: «Развитие сенсорного восприятия»Реализация области: «Познавательное развитие».Занятие с использованием интерактивной доски и программы «Mimio».Тема: «Игрушки»Цель: - развитие сенсорн...

Конспект занятия по аппликации с детьми с задержкой психического развития на тему : “Мороженое на день рождения”

Учим детей не только наклеивать из бумаги вазочку с мороженым, но и выкладывать из разноцветных палочек....

Конспект подгруппового занятия для детей средней группы с задержкой психического развития. Тема: «Вот какая ты водичка»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития....

Презентация к занятию для педагогов-психологов и специалистов "Дети с задержкой психического развития".

Описаны основные понятия,причины возникновения, методы и способы коррекции. ...

Конспект занятия познавательного цикла с детьми имеющими задержку психического развития "Перелётные птицы"

Активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц;Учить составлению простых распространенных предложений;Согласование прилагательных с с...