План индивидуальных и подгрупповых занятий педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование по психологии
К данному плану должны быть подобраны диагностические задания, игры, тесты, выбраны соответствующие формы инструкций, подобран разноплановый инструментарий и стимульный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
346405,Ростовская область, г .Новочеркасск, ул. Привокзальная, 8
телефон (88635) 23-36-25, e-mail:detsckysad47@yandex.ru
План индивидуальных и подгрупповых занятий педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития
Составила педагог-психолог:
Кротенко Е.С.
г. Новочеркасск
2024г.
Дата занятия __________ | ||||
Задание | Задачи | Оборудование | Содержание | Особенности выполнения |
«Запоминай порядок» | - Развивать зрительную память; -развивать пространственные представления, умения называть словом месторасположение предмета | Цветные карандаши | Ребенку показывается 4–5 цветных карандашей. После ребенку предлагают поиграть в игру: запомнить, в каком порядке лежат цветные предметы на столе. Через 20 секунд со стола убирают все карандаши, а дошкольницу просят показать, в каком порядке они лежали | ____________________________________________________________________________________________________________ |
Игра «Дом животных» | -Развивать произвольное внимание, умение действовать по инструкции, начинать по сигналу; -развивать точные тонкие движения; развивать аудиальное восприятие, слуховое внимание | Доска-основа; деревянные цилиндры; прозрачная банка с крышкой | Психолог обращает внимание на доску, предлагает рассмотреть и потрогать углубления, назвать одним словом все фигурки, их цвета. Предлагает крышку с баночки, рассмотреть, потрогать и описать цилиндры, поиграть в игру, как будто это корм для кормления животных. На глазах ребенка педагог ставит на верхнюю панель «подсказку» с палочками для каждого животного. Когда ребенок усвоит правило, педагог предлагает кормить животных только по очереди. Психолог и ребенок договариваются еще об одном условии - начинать можно после слов: «Пора кормить животных!» | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Игра «Посчитайка» | -Обогатить количественные представления, сформировать понятия о том, зачем нужно уметь считать: чтобы узнать, сколько предметов; -обучить счету по алгоритму с помощью обобщающего жеста и итогового числа | Деревянные цилиндры; прозрачная банка с крышкой | Психолог предлагает узнать, сколько корма нужно для каждого животного: | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Игра «Превращение» | Стимулировать мозговую деятельность через двигательную активность; -развивать образное мышление, выразительные движения; -развивать операции слухового внимания, саморегуляции | — | Ребенок встает около своего стульчика и выполняет действия, которые называет психолог. Дошкольник перечисляет животных из предыдущих заданий: «Вокруг себя повернись и в кота превратись!» По окончании игры психолог говорит: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись». В процессе игры психолог стимулирует творческое отношение к выполнению задания, следит за тем, чтобы были проработаны разные группы мышц, ребенок менял позы и мимику, использовал звукоподражания. Также педагог предлагает ребенку выполнять задание на ковре | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Корректурная проба «Силуэты» | -Развивать концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, усидчивость; -закрепить количественные представления, понятия «столько же, сколько», «поровну», «одинаково»; -потренироваться удерживать и выполнять сложную составную инструкцию | Бланки для корректурной пробы; цветные карандаши | Психолог предлагает посмотреть на картинки, задает уточняющие вопросы: «Что ты здесь видишь? Кто на рисунках?». Далее предлагает обвести в кружок только одинаковых животных. После того как ребенок обводит одинаковые картинки, педагог напоминает ему, как он «кормил животных» ранее, и предлагает нарисовать корм и для этих животных. Педагог рисует вверху листа столько кружочков определенного цвета, сколько одинаковых животных ребенок обвел. После педагог просит ребенка сделать вывод о количестве кружочков и предметов: «Желтых кружочков столько же, сколько слоников» | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Релаксация «Мягкий домик» | Гармонизировать эмоциональное состояние; расслабить зрительные центры; обучить способам снятия нервно-мышечного напряжения | Бескаркасное кресло; светоммузыкальное сопровождение | Педагог приглашает ребенка прилечь на мягкую большую подушку-кресло, потрогать ее ткань, прощупать. Далее психолог включает светомузыкальную установку «Жар-птица» и спокойную музыку. Затем педагог проговаривает формулу расслабления: «Всем известно, что такое состояние покоя: руки не напряжены и расслаблены, ноги не напряжены и расслаблены, глазки не напряжены и расслаблены». Если ребенок не может расслабить мышцы, педагог просит разрешения погладить руку, показать, какой «мягкой», расслабленной она может быть. Выход из релаксации: если ребенку в течение дня еще предстоит высокая активность, то педагог дает формулу активности: «Как ты хорошо отдохнул, теперь ты бодрый, полон сил, будешь в группе хорошо заниматься и играть!» Если у ребенка впереди обед и дневной сон, то педагог дает формулу покоя: «Как ты хорошо расслабился... Сейчас ты в группе пообедаешь и будешь дальше сладко отдыхать, чтобы вырасти большим и здоровым!» | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Проанализировать уровень сформированности мелкой моторики в течение года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Навык | Предполагаемый результат |
1 | Умения хватать и отпускать. | Ребенок учится брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним («захват щепотью»), затем – двумя пальцами: большим и указательным («несовершенный пинцетный захват») и, наконец, кончиками большого и указательного пальцев («совершенный пинцетный захват»). |
2 | «Пинцетный» захват и контроль над движениями большого пальца. | Развивать способность располагать кончики большого и указательного пальцев друг против друга, чтобы брать ими очень мелкие предметы. |
3 | Координация движений пальцев | Ребенок учится двигать каждым пальцем независимо от других и координировать эти движения |
4 | Умение пользоваться пульверизатором и водяным пистолетом. | Ребенок тренируется зажимать и спускать курок большим и указательным пальцами, чтобы выстрелить из водяного пистолета. |
5 | Вырезание из бумаги | Ребенок обучается навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя более простые навыки. |
6 | Двусторонняя координация с предметами, игрушками | Ребенок сможет скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению. |
7 | Стабильность выполнения последовательности действий | Неизменные привычки и ожидания делают жизнь ребенка с ОВЗ более безопасной и менее напряжённой. |
8 | Ловкость в выполнении движений | Ребенок учиться управлять запястьем, с развитием которой у ребенка появляется возможность поворачивать его так, чтобы ладонь была направлена вверх, а также возможность совершать кистью точные действия при разогнутом запястье. |
9 | Игра с игрушками, имеющими движущиеся части | Ребенок развивает силу пальцев в разных направлениях: вниз, вверх, от себя, к себе и т.д. |
10 | Нанизывание бусин и шнурование ботинок | Ребенок развивает ведущую руку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по лепке с детьми с задержкой психического развития на тему «Осенний лес родного края»
Воспитатель: ребята! оглянитесь вокруг, природа наша так прекрасна......
Интегрированное занятие по лепке с детьми с задержкой психического развития на тему «Осенний лес родного края»
Воспитатель: ребята! оглянитесь-ка вокруг, наша природа так прекрасна!...
Фронтальное коррекционно – развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.
Вид деятельности: «Развитие сенсорного восприятия»Реализация области: «Познавательное развитие».Занятие с использованием интерактивной доски и программы «Mimio».Тема: «Игрушки»Цель: - развитие сенсорн...
Конспект занятия по аппликации с детьми с задержкой психического развития на тему : “Мороженое на день рождения”
Учим детей не только наклеивать из бумаги вазочку с мороженым, но и выкладывать из разноцветных палочек....
Конспект подгруппового занятия для детей средней группы с задержкой психического развития. Тема: «Вот какая ты водичка»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития....
Презентация к занятию для педагогов-психологов и специалистов "Дети с задержкой психического развития".
Описаны основные понятия,причины возникновения, методы и способы коррекции. ...
Конспект занятия познавательного цикла с детьми имеющими задержку психического развития "Перелётные птицы"
Активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц;Учить составлению простых распространенных предложений;Согласование прилагательных с с...