Рабочая программа подготовки детей к школе «ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА»
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Однако наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению детей в последние годы только увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов.   

Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. В немалой степени, успехи школьного обучения зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.   Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, а также требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе (обучение грамоте, развитие математических представлений, мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhek_osipova_mv.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

               

Рабочая программа

подготовки детей к школе

«ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА»

Срок реализации: 1 год

Составитель: педагог-психолог

Осипова М.В.

г. Ачинск

Структура программы

  1. Целевой раздел
  1.  Пояснительная записка
  2.  Целевые ориентиры

1.3 Результаты освоения программы

  1. Организационный раздел
  1. Учебно- производственный план на 2024- 2025 уч. год
  2. Режим реализации программы

3.   Содержательный раздел

3.1 Содержание программы

  1.  Календарно - тематическое планирование
  1. Список литературы
  2. Приложение 1 (рабочая тетрадь «Профессора Ума»)

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

      Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Однако наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению детей в последние годы только увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов.   

Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. В немалой степени, успехи школьного обучения зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.   Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, а также требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе (обучение грамоте, развитие математических представлений, мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом).

 Цель программы:

всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие речи, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать развитие психических процессов:

  • произвольного внимания;
  • логического мышления;
  • зрительного и слухового восприятия;
  • памяти, речи детей.

3. Совершенствовать пространственные представления.

  • ориентация на листе;
  • ориентация в пространстве на примере собственного тела.

4. Развитие школьно-значимых функций старших дошкольников.

К организационным условиям относятся: ориентация на учебную деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: (периодичность занятий – с октября по апрель).

Время проведение занятий: 1 раза в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет, количество детей в одной группе - 20.

На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА» для детей 5-7 лет» принимаются все желающие дети. 

                                                    Основные положения программы:

  • подготовка к школе носит развивающий характер;
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  •  организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,


                         
Основные принципы построения программы:

  • общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  •  развитие творческой деятельности;
  • развитие личностных компетенций;
  • поддержка и сохранение здоровья;
  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  • сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. 

Отбор содержания программного материала

осуществляется с учётом следующих принципов:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность;
  • достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведений искусства, произведений детского творчества;
  • разнообразие игровых и творческих заданий.

  Ожидаемые результаты:

  • Освоение дошкольниками роли ученика;
  • Обогащение и активизация словаря;
  • Развитие мелкой моторики и тонкой моторики кисти;
  • Расширение представлений об окружающем мире.                                                                      
  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе;
  • Сформировать эмоционально — положительное отношение детей к школе, желание учиться;
  • Сформировать доброжелательное отношение к сверстникам;

        

Виды занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование.

1.2 Целевые ориентиры

        На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

        Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

 

1.3 Результаты освоения программы:

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

- отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

          -  различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат),

           по цвету, по размеру;

           - считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

          - определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

         - ориентироваться в пространстве;

         - ориентироваться в тетради в клетку;

        - выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

  1. Организационный раздел

2.1 Учебно-производственный план на 2024 - 2025 уч. год

Наименование

кружка

Кол- во занятий

в неделю

Кол- во групп

Кол- во

обучающихся

Количество часов в неделю

1

«Лаборатория профессора ума»

Групповые

1

1

26

30мин

2.2 Режим реализации программы

       Программа «Лаборатория профессора ума» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование».  Занятия организуются на базе МБДОУ Д\с №50 и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 30 недели. Общее количество занятий –30

3. Содержательный раздел

3.1 Содержание программы

«Развитие математических представлений и логики»

  • Знать как выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  •  Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • Находить части целого и целое по известным частям;
  • Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
  • Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  • Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
  • Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  • Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  • Соотносить цифру с количеством предметов;
  • Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  • В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей;
  • Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

3.2 Календарно-тематическое планирование

Занятие 1 раз в неделю

№ п/п

Тема занятия

1 Часть

Кол-во

часов

1

Занятие 1. Вводное. (Объяснение правил поведения на занятии)

1

2

Занятие 2. Введение в тему. («Заполни ящик», «Продолжи ряд»,  Подвижная игра «Зеваки»)

1

3

Занятие 3. Попробуй разберись! («Лабиринты», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки»)

1

4

Задание 4. Наш первый эксперимент. («Продолжи рисунок», Физкультурная  минутка, «Игра с обручами»)

1

5

Задание 5. Продолжаем эксперимент. («Продолжи узор», Игра «Пожалуйста», «Посчитай»)

1

6

Задание 6. Перепутанные буквы. (Ира «Расставить посты»,  «Дорисуй узор»)

1

7

Задание 7. Ассоциации. («Конкретизация абстрактного», Активная игра «Кричалки - шепталки - молчалки» (И. Шевцова), «Живая лаборатория»)

1

8

Занятие 8. «Что спрятано?», Игра «Улитка» (Н. Кряжева)., «Повтори рисунок»)

1

9

  1. Задание 9. День в лаборатории с клетками.  («Заполни пробел», Активная  игра «Зоопарк», «Сделай копию»)

1

10

Задание 10. Тренируем память. («Запоминаем слова», «Тренируем зрительную память»

1

11

Задание 11.( «Что на что похоже?», Упражнение «Повтори рисунок»,  Активная  игра «Ой, ой, ой»)

1

12

Задание 12. В лаборатории Ума. («Найди закономерность», Физкультурная минутка, «Дорисуй картинку», Упражнение  «Место рядом со мной свободно...»)

1

13

Задание 13. Заключительное занятие

  1. Подарок профессору Уму.
  2. «Любимая лаборатория».
  3. Считаем баллы «капельки знаний»

1

2 Часть

1

Занятие 1. В гостях у сказки. (Физкультурная  минутка, Упражнение «Сломанные сказки», Активная  игра «Пары слов»)

1

2

Занятия 2. Учимся думать. («Назови одним словом», «Логические задачи», И г р а «Войди в круг - выйди из круга»)

1

3

Занятия 3. Учимся думать. («Логические задачи» (А.Ф. Ануфриев), Игра «Съедобное - несъедобное», «ЧП в лаборатории у профессора Ума»).

1

4

Занятия 4. («Ассоциации». Игра «Угадай животное», «Найди закономерность»)

1

5

Занятия 5. («Противоположности», Игра «Угадай животное», «Найди соотношение»)

1

6

Задание 6. («Назови слова на букву….», Физкультурная минутка, Посчитай количество фигур и напиши цифру в пустом квадрате, Игра «Ой, ой, ой».)

1

7

Задание 7. И снова сказки? («Кто это?», «Собери пазлы», Упражнение «Изобрази предмет»)

1

8

Задание 8. Царство геометрических фигур. (Физ. минутка, «Будь внимателен!»,)

1

9

Задание 9. Царство геометрических фигур. («Повтори рисунок», Игра «Геометрические фигуры». «Найди закономерность и заверши узор»)

1

10

Задание 10. Волшебный лес. («Логические задачи», «Физкультурная минутка «Прогулка». «Повтори рисунок»)

1

11

Задания 11. Умники и умницы. («Реши пример», «Четвертый лишний», Игра «Перестроение»)

1

12

Задания 12. Считаем вместе! («Посчитай предметы», «Реши пример»)

1

13

Задания 13. Будь внимателен! («Дорисуй!», Упражнение «Изобрази предмет»)

1

14

Задание 14. Повтори узор! («Повтори рисунок по точкам»)

1

15

Задания 15. «Право-лево, вверх и вниз!»

1

16

Занятие 16-21

В программу включены 4 графических диктанта и 2 зрительный диктант (выполняются на отдельных листах, прикладываются к рабочей тетради). Не обязательно выполнение по порядку, возможно включение между занятиями в период прохождения курса.

1

17

Занятие 22.

Считаем капельки!

1

                Итого:

    30

4. Литература

1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

5. ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

6. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

10. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

11. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

12.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

13.Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума»

Цель: формирование школьной готовности детей посредством развития познавательных процессов.Задачи:     ...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к школе: «Помощники профессора Ума»

Цель: формирование школьной готовности детей посредством развития познавательных процессов.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему : «Чудесная лаборатория профессора Чудакова»

Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий. На протяжении пяти лет обучения в дошкольном образовательном учреждении в ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "Лаборатория профессора Чудакова"

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе"Лаборатория профессора Чудакова"...