Рабочая программа подготовки детей к школе «ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА»
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Однако наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению детей в последние годы только увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов.
Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. В немалой степени, успехи школьного обучения зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, а также требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе (обучение грамоте, развитие математических представлений, мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhek_osipova_mv.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"
Рабочая программа
подготовки детей к школе
«ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА»
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог-психолог
Осипова М.В.
г. Ачинск
Структура программы
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Целевые ориентиры
1.3 Результаты освоения программы
- Организационный раздел
- Учебно- производственный план на 2024- 2025 уч. год
- Режим реализации программы
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание программы
- Календарно - тематическое планирование
- Список литературы
- Приложение 1 (рабочая тетрадь «Профессора Ума»)
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Однако наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению детей в последние годы только увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов.
Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. В немалой степени, успехи школьного обучения зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, а также требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе (обучение грамоте, развитие математических представлений, мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом).
Цель программы:
всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие речи, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Совершенствовать пространственные представления.
- ориентация на листе;
- ориентация в пространстве на примере собственного тела.
4. Развитие школьно-значимых функций старших дошкольников.
К организационным условиям относятся: ориентация на учебную деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.
Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: (периодичность занятий – с октября по апрель).
Время проведение занятий: 1 раза в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет, количество детей в одной группе - 20.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «ЛАБОРАТОРИЮ ПРОФЕССОРА УМА» для детей 5-7 лет» принимаются все желающие дети.
Основные положения программы:
- подготовка к школе носит развивающий характер;
- не допускает дублирования программ первого класса;
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,
Основные принципы построения программы:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Отбор содержания программного материала
осуществляется с учётом следующих принципов:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- доступность и достаточность;
- наглядность;
- достоверность;
- комплексность;
- взаимосвязь с окружающим миром;
- использование произведений искусства, произведений детского творчества;
- разнообразие игровых и творческих заданий.
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика;
- Обогащение и активизация словаря;
- Развитие мелкой моторики и тонкой моторики кисти;
- Расширение представлений об окружающем мире.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе;
- Сформировать эмоционально — положительное отношение детей к школе, желание учиться;
- Сформировать доброжелательное отношение к сверстникам;
Виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
1.2 Целевые ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
1.3 Результаты освоения программы:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат),
по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
- Организационный раздел
2.1 Учебно-производственный план на 2024 - 2025 уч. год
№ | Наименование кружка | Кол- во занятий в неделю | Кол- во групп | Кол- во обучающихся | Количество часов в неделю |
1 | «Лаборатория профессора ума» | Групповые 1 | 1 | 26 | 30мин |
2.2 Режим реализации программы
Программа «Лаборатория профессора ума» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование». Занятия организуются на базе МБДОУ Д\с №50 и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 30 недели. Общее количество занятий –30
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание программы
«Развитие математических представлений и логики»
- Знать как выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- Находить части целого и целое по известным частям;
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- Соотносить цифру с количеством предметов;
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей;
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
3.2 Календарно-тематическое планирование
Занятие 1 раз в неделю
№ п/п | Тема занятия 1 Часть | Кол-во часов |
1 | Занятие 1. Вводное. (Объяснение правил поведения на занятии) | 1 |
2 | Занятие 2. Введение в тему. («Заполни ящик», «Продолжи ряд», Подвижная игра «Зеваки») | 1 |
3 | Занятие 3. Попробуй разберись! («Лабиринты», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки») | 1 |
4 | Задание 4. Наш первый эксперимент. («Продолжи рисунок», Физкультурная минутка, «Игра с обручами») | 1 |
5 | Задание 5. Продолжаем эксперимент. («Продолжи узор», Игра «Пожалуйста», «Посчитай») | 1 |
6 | Задание 6. Перепутанные буквы. (Ира «Расставить посты», «Дорисуй узор») | 1 |
7 | Задание 7. Ассоциации. («Конкретизация абстрактного», Активная игра «Кричалки - шепталки - молчалки» (И. Шевцова), «Живая лаборатория») | 1 |
8 | Занятие 8. «Что спрятано?», Игра «Улитка» (Н. Кряжева)., «Повтори рисунок») | 1 |
9 |
| 1 |
10 | Задание 10. Тренируем память. («Запоминаем слова», «Тренируем зрительную память» | 1 |
11 | Задание 11.( «Что на что похоже?», Упражнение «Повтори рисунок», Активная игра «Ой, ой, ой») | 1 |
12 | Задание 12. В лаборатории Ума. («Найди закономерность», Физкультурная минутка, «Дорисуй картинку», Упражнение «Место рядом со мной свободно...») | 1 |
13 | Задание 13. Заключительное занятие
| 1 |
2 Часть | ||
1 | Занятие 1. В гостях у сказки. (Физкультурная минутка, Упражнение «Сломанные сказки», Активная игра «Пары слов») | 1 |
2 | Занятия 2. Учимся думать. («Назови одним словом», «Логические задачи», И г р а «Войди в круг - выйди из круга») | 1 |
3 | Занятия 3. Учимся думать. («Логические задачи» (А.Ф. Ануфриев), Игра «Съедобное - несъедобное», «ЧП в лаборатории у профессора Ума»). | 1 |
4 | Занятия 4. («Ассоциации». Игра «Угадай животное», «Найди закономерность») | 1 |
5 | Занятия 5. («Противоположности», Игра «Угадай животное», «Найди соотношение») | 1 |
6 | Задание 6. («Назови слова на букву….», Физкультурная минутка, Посчитай количество фигур и напиши цифру в пустом квадрате, Игра «Ой, ой, ой».) | 1 |
7 | Задание 7. И снова сказки? («Кто это?», «Собери пазлы», Упражнение «Изобрази предмет») | 1 |
8 | Задание 8. Царство геометрических фигур. (Физ. минутка, «Будь внимателен!»,) | 1 |
9 | Задание 9. Царство геометрических фигур. («Повтори рисунок», Игра «Геометрические фигуры». «Найди закономерность и заверши узор») | 1 |
10 | Задание 10. Волшебный лес. («Логические задачи», «Физкультурная минутка «Прогулка». «Повтори рисунок») | 1 |
11 | Задания 11. Умники и умницы. («Реши пример», «Четвертый лишний», Игра «Перестроение») | 1 |
12 | Задания 12. Считаем вместе! («Посчитай предметы», «Реши пример») | 1 |
13 | Задания 13. Будь внимателен! («Дорисуй!», Упражнение «Изобрази предмет») | 1 |
14 | Задание 14. Повтори узор! («Повтори рисунок по точкам») | 1 |
15 | Задания 15. «Право-лево, вверх и вниз!» | 1 |
16 | Занятие 16-21 В программу включены 4 графических диктанта и 2 зрительный диктант (выполняются на отдельных листах, прикладываются к рабочей тетради). Не обязательно выполнение по порядку, возможно включение между занятиями в период прохождения курса. | 1 |
17 | Занятие 22. Считаем капельки! | 1 |
Итого: | 30 |
4. Литература
1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
5. ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.
7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.
10. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
11. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
12.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
13.Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.
Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...
Конспект развивающего занятия по подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума»
Цель: формирование школьной готовности детей посредством развития познавательных процессов.Задачи: ...
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"
программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...
Конспект развивающего занятия по подготовке детей к школе: «Помощники профессора Ума»
Цель: формирование школьной готовности детей посредством развития познавательных процессов.Задачи:...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Приключения в лаборатории профессора Чудакова" (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить и закрепить математические представления детей....
Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему : «Чудесная лаборатория профессора Чудакова»
Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий. На протяжении пяти лет обучения в дошкольном образовательном учреждении в ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "Лаборатория профессора Чудакова"
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе"Лаборатория профессора Чудакова"...