Проект "Лабиринты разума"
проект по психологии

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Данный образовательный проект ориентирован на применение нейропсихологических игр и упражнений, как средства стимулировани познавательной активности и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_labirinty_razuma.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Лабиринты разума»

(использование нейропсихологических игр и упражнений

 в работе с детьми дошкольного возраста)

Авторы проекта: С.Ф.Журина

Н.С.Чуева

Яр-Сале 2024

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Лабиринты разума» (использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста)

Цель проекта

Повышение компетентности родителей и педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений в коррекции и развитии межполушарных связей у дошкольников.

Задачи проекта

Развивающие:

- развивать межполушарные связи с помощью нейропсихологических игр, упражнений;

- развивать познавательные процессы у дошкольников;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений.

Образовательные:

- активизировать познавательный интерес;

- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

- сформировать комплексы нейрогимнастики для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение работать в коллективе;

- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Разработчики проекта

С.Ф.Журина, Н.С.Чуева

Тип проекта

Инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки и этапы реализации проекта

2023-2025 учебный год.

Участники проекта

- воспитанники средних, старших и подготовительных к школе групп;

 -родители (законные представители) воспитанников;

- педагоги дошкольного учреждения.

Краткая аннотация.

Данный образовательный проект ориентирован на применение нейропсихологических игр и упражнений, как средства стимулировани познавательной активности и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.

Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Актуальность. В последнее время все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной расторможенностью или заторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин довольно много. Это и биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма.

Ведь это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность. Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Функции межполушарных связей:

- Эмоциональная устойчивость к негативным факторам, эмоционально- волевая сфера;

- Координация движений, моторно-двигательная сфера;

- Успешное усвоение информации, ее анализ, когнитивные способности.       Результат для дошкольников-это зрелый подготовленный к школьному обучению ребенок. Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации.

Возникает вопрос, как развивать ребёнка, его интеллектуальные возможности? В этом нам помогут нейроигры. Это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервнопсихических функций, развитие психических процессов. В нейроигры и упражнения специалисты относят: нейрогимнастику, нейротренажеры, нейродорожки.   Систематичное использование нейрокомплексов для развития интеллектуальных возможностей ребенка дает оптимальный результат при подготовке ребенка к школьному обучению. Актуальность темы, обусловлена тем, что нейропсихологические комплексы несут в себе наибольшую развивающую эффективность, они универсальны, не требуют какой-то специальной и сложной подготовки. Во многом определяет преимущества использования нейроигр - это простота в использовании, формирование мотивации, простота в организации, игровая форма, эмоциональная привлекательность, многозадачность и многофункциональность, развитие речи в сочетании с двигательной активностью.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли.  Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

          Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.

Проблема. Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с увеличением детей с низкими показателями познавательной сферы, речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.

Цель проекта: повышение компетентности родителей и педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений в коррекции и развитии межполушарных связей у  дошкольников.

Задачи:

Развивающие:

- развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;

- развивать познавательные процессы у дошкольников;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию  движений.

Образовательные:

- активизировать познавательный интерес;

- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

- сформировать комплексы нейрогимнастики для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение работать в коллективе;

- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Участники проекта: дети подготовительной группы в возрасте 4-7 лет, педагоги ДОУ, родители.

Методы и приемы работы:

- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).

- Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).

- Практические (нейроигры, упражнения).

- Нейродинамическая гимнастика.

- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и  упражнения, дидактический материал).

Ожидаемые результаты

Для детей:

- синхронизируется работа полушарий;

- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.

Для родителей:

  • повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.

Практическая значимость проекта

Проект направлен на развитие познавательной сферы посредствам применения нейропсихологических игр и упражнений.

Продукт проекта: Картотека нейропсихологических игр и упражнений для детей 4 – 7 лет, памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем».

Критерии оценки и показатели эффективности проекта:

Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации

проекта, цели этапа

Содержание и методы деятельности

1-й этап подготовительный (сентябрь 2023)

«Организационный»

Цели этапа:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика детей.

2-й этап основной (октябрь 2023 –апрель 2025)

«Концептуальный»

 Цели этапа:

Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.

Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта.

Работа с родителями воспитанников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейропсихологических игр и упражнений, кинезиологических игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

3-й этап заключительный (май 2025)

«Аналитический»

 Цели этапа:

Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.

Транслирование опыта работы по реализации проекта на личном сайте, во всероссийском сетевом издании «Дошкольник.РФ», научно-образовательном журнале «Вестник дошкольного образования»

Анализ итоговых показателей, характеризующих эффективность внедрения нейропсихологических игр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы.

Картотека нейропсихологических игр упражнений для детей 4 – 7 лет.

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов использования нейропсихологических игр;

- скоординированности действий всех участников проекта.

Заключение

В условиях модернизации дошкольного образования всестороннее развитие стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную, интеллектуальную, речевую деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Важным помощником в решении этого вопроса являются нейропсихологические игры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейропсихологическим играм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников.    Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в практике педагога ДОУ считаем высокоэффективной инновационной методикой в обучении и  всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. -264 с.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  4. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  5. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017. - 474 с.
  6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Здоровье не купишь- его разум дарит"

Представлен материал по взаимодействию с родителями старших дошкольников: собщение на тему " Пропаганда здорового образа   жизни", деловая игра "Поход по стране здоровья"с участием родителей, дет...

Сказка "Как добрый молодец по родному краю путешествовал, да уму-разуму набирался".

Как приучить детей к чтению, как научить любить книгу? А вы почитайте......

Рекомендация для родителей:«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества.Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, ско...

Домашнее чтение для сердца и разума

Статья о книге, как благодаря ей происходит становление личности ребёнка. Важную роль в этом играют родители....

Сценарий игры КВН «Здоровье не купишь – его разум дарит».

Приобщение родителей к здоровому образу жизни....

Родительское собрание в старшей группе "Добрая семья прибавит разума ума."

Родительское собрание в старшей группе"Добрая семья прибавит разума ума."...