Буклет для родителей "Куклотерапия в домашних условиях"
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рябова Ксения Олеговна

Изготовление терапевтических кукол в семье. Взаимодействие ребенка и родителя. Консультация для родителй на тему: "Куклотерапия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощница кукла

 для детей и их родителей

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику.

Кукла выполняет разные роли и может быть помощницей родителям в воспитании детей и близким другом ребёнка.

1. Развивающая роль. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

2. Терапевтическая роль. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

С помощью игры с куклой взрослый может помочь ребёнку справиться с эмоциональными проблемами, скорректировать его поведение, помочь ребенку адаптироваться в непривычной для него среде и выстроить диалог с ребёнком в непринужденной эмоционально безопасной для ребёнка обстановке.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Земляничка»

Куклотерапия

 в домашних условиях

Педагог-психолог: Рябова К.О.

Для игры можно использовать разные куклы, но наиболее терапевтический эффект будут оказывать куклы изготовленные совместно с ребёнком, т.к. эта кукла будет нести в себе те качества, которые актуальны для ребёнка в данный момент.

Дома вместе с детьми каждый родитель может изготовить вместе с ребенку куклу своими руками из подручных материалов. Такой вариант взаимодействия с ребёнком уже есть терапия.

Виды кукол сделанные вместе с ребёнком:

1. Куклы на палочках.

Игры с такими куклами позволят совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

2. Теневые куклы.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7dab8a157a15655445ad6a18e30d9890ccc61ec9-10636899-images-thumbs&n=13   

Теневые игры помогают детям справиться со страхами, понизить уровень тревожности. Играя с куклой в теневом театре, ребёнок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребёнок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряжённости, пугающей составляющей. Ребёнок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневой игры.

3. Куклы из ткани, ниток, соломы.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=90eaf0245e741d5bc8f56481d30289d8ef329260-7086354-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bd4a69c06861b7f032c71ef155e269ba43a7020a-5875863-images-thumbs&n=13

Такие куклы помогут для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности.

Такие куклы в основном выполняются без лиц, что   позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, они обладают выразительной жестикуляцией, которые желает выразить сам ребёнок.

4. Плоскостные куклы.

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Играя с такими куклами взрослый обучает ребёнка понимать и различать эмоции, говорить о своих чувствах и понимать чувства других. Такие игры помогут решить  проблемы ребёнка в общении, поведении, осознать образа "Я".

5. Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребёнка, выступающего для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

Самодельная кукла помогает ребёнку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нём самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребёнку почувствовать себя успешным, т.к. он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Не забывайте про этап озвучивания и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте вместе с ребенком историю, которую кукла хотела рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик) похожий на меня…» Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Заключительный этап – рефлексивный анализ.

Игра завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Всё зависит от настроения и фантазии участников.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру игры включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет Памятка родителям по теме "Организация работы по физическому воспитанию в домашних условиях"

Программа здоровья для семьи Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастик...

буклет "Организация и проведение спортивных и подвижных игр в домашних условиях"

буклет "Организация и проведение спортивных и подвижных игр в домашних условиях"...

Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».Конфуций...

Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...

Буклет "Создание предметно – развивающей среды в домашних условиях"

Воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду.Родители должны создавать развивающую предметную среду дома - обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окр...

Буклет "Театр в домашних условиях"

  Театр в домашних условиях - это театр, который дети и родители создают своими руками и тут же разыгрывают представления. Ваш ребёнок станет и актёром, и режиссёром, и костюмером, и декор...