Исследовательская работа на тему: «Влияние сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Цель исследования: выявление педагогических условий влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать проблему преодоления страха у детей 7 лет.
2. Охарактеризовать влияние сюжетно-ролевых игр на преодоление страха у детей 7 лет.
- Опытно – экспериментальным путем выявить уровни страха у детей 7 лет.
4. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ, направленные на преодоление страхов у детей 7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального района «Удорский»
МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»
Исследовательская работа на тему:
«Влияние сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет»
Выполнил воспитатель
высшей квалификационной категории
Казанова Наталья Евгеньевна
Усогорск
2023
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты изучения страха у детей 7 лет 6
1.1. Понятие и сущность страха в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности проявления страха
детей старшего дошкольного возраста и причины возникновения 10
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления страхов
детей 7 лет 15
2.1 Цель, задачи, содержание и методика
опытно-экспериментальной работы 21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Страх является одной из сильных и ярких эмоций, которую человек может испытывать. Он появляется, когда человеку или его близким может угрожать опасность. Чувство страха приходит либо сразу при получении негативной информации, либо развивается под влиянием мысли о последствиях случившегося. Страх является причиной возникновения неврозов и различных расстройств.
Проблема детских страхов является достаточно актуальной в современной психолого-педагогической науке. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество исследований по данной тематике. Так, психологическую природу детских страхов, их этиологию и особенности проявления подробно исследовали А.И. Захаров, В.В. Лебединский, М.А. Панфилова, Л.В. Соколов и др.; причины возникновения страхов у дошкольников, а также взаимосвязь между страхами и эмоциональным развитием ребенка изучали Л.А. Ибахаджиева, Ю.З. Колотова. А.Ф. Ремеева и др.; взаимосвязь детских страхов и типа семейного воспитания изучала Ю.А. Кочетова; взаимозависимость страхов и социальной ситуации развития, в частности, места жительства ребенка (город/село), исследовала Л.С. Акопян. Необходимо отметить, что особую актуальность исследование страхов у дошкольников приобретает в современном культурно-информационном контексте.
В связи со значительным увеличением источников информации (современные медиа, Интернет, социальные сети), количество которых с начала 2000-х гг. растет в геометрической прогрессии, закономерно возросла информационная нагрузка на интеллект и волю ребенка. Историко-культурный контекст развития общества, а также свободный доступ к источникам, информирующих о катастрофах и иных трагических событиях, оказывают прямое воздействие на психику ребенка, формируя тревожные, фобические тенденции, и даже может привести к искаженному мировосприятию.
Современные исследования (И.В. Дубровина, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.) убедительно доказывают, что старший дошкольный возраст характеризуется большим количеством страхов по сравнению с другими возрастными периодами. Но проблема страхов мало используется в практике дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста и вполне реально использовать игру как средство преодоления страха. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходит изменение в его психике, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития или же позволяет преодолеть трудности развития.
Это, в свою очередь, высвечивает необходимость исследования детского страха и проведение коррекционного вмешательства. И приоритетной задачей мы считаем поиск инновационных методов и средств, которые будут эффективны для коррекции детских страхов в современных социокультурных условиях.
Проблема исследования – каковы педагогические условия.
Цель исследования: выявление педагогических условий влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет.
Объект исследования: страхи детей 7 лет.
Предмет исследования: процесс преодоления страха у детей 7 лет посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: процесс преодоления страха у детей 7 лет будет более эффективным, если использовать сюжетно-ролевые игры.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать проблему преодоления страха у детей 7 лет.
2. Охарактеризовать влияние сюжетно-ролевых игр на преодоление страха у детей 7 лет.
- Опытно – экспериментальным путем выявить уровни страха у детей 7 лет.
4. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ, направленные на преодоление страхов у детей 7 лет.
Теоретико – методологической основой выступили работы следующих ученых: А.И. Захаров, А.Т. Злобин, К.Э. Изард, Е.П. Ильин, В.В. Лебединский, Е.Г. Макарова, Ю.Л. Неймер, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова, Ф. Риман, А.С. Спиваковская и др.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: опытно – экспериментальная работа;
- методы математической обработки результатов исследования.
База исследования: Эмпирическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страхов у детей 7 лет проводилось на базе МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» пгт. Усогорск, Удорского района, Республики Коми. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 7 лет.
Методики исследования: диагностическая методика «Мои страхи» А.И. Захарова.
Практическая значимость работы: заключается в проведении опытно - экспериментальной работы по изучению влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страхов у детей 7 лет, а также разработке практических рекомендаций по теме исследования. Результаты проведенного исследования данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов ДОУ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРАХА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Одной из самых распространенных реакций в детском возрасте является чувство страха, так как инстинкт самосохранения выражен сильно, а жизненный опыт еще не сформирован.
Считается, что дети наиболее сильнее подвержены страхам, нежели взрослые, так как когнитивный аппарат для переработки раздражителей у них еще не сформировался.
Н.Ф. Иванова определяет страх как одну из опасных эмоций, которая становится причиной многих заболеваний в физической и психической сферах [13, c. 1].
Проблема страхов у детей была и остается актуальной. Большинство страхов у детей связанно с поступлением в школу.
Р. Эммануэль рассматривает страх как сигнал, предупреждающий о появлении опасности и о том, что индивид может испытывать эмоции, способные привести его психику в состояние неуправляемой беспомощности [32, c. 77].
По мнению И.П. Павлова – страх считается проявлением естественного рефлекса, пассивно - оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх имеет защитный рефлекс и основан на инстинкте самосохранения; сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока [8, c. 67], но также возникает в ответ на действие угрожающего стимула: смерть и крах жизненных ценностей.
В социальном развитии человека, по мнению Е.А. Коненко, страх выступает как одно из средств воспитания, выполняя определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности [17, c. 44- 47].
Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Таким образом, страх используется как фактор регуляции поведения [17, c. 547-549].
Н.Н. Калацкая и Ф. Шигабиева отмечают, что на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных затормозить развитие потенциальных возможностей личности [16, c. 54].
По мнению А.С. Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [27, с. 114].
Главная мысль в книге «Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии» Ф. Римана в том, что страх — неизбежный спутник нашей жизни, который неотступно пронизывает нашу жизнь, но не всегда осознается и возникает в сознании лишь на мгновение, концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. При этом оказывает двойственное воздействие на человека: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой — парализует [23, c. 5].
В трудах А.И. Захарова страх описывается как защитная реакция человека на опасность, которая способна не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. Неврозы приводят людей к пассивному состоянию, человек в этом состоянии не способен оказывать сопротивление страху, уходя в себя настолько, что не может общаться с людьми, ему кажется, что его везде подстерегает опасность.
Ребенок не может ничего делать самостоятельно, начинает лебезить, заискивать, часто заикаться, просить прощения, прячет глаза, становится беспомощным [9, c. 103].
Так же, в своих работах А.И. Захаров объясняет, что частым последствием развития страха как подконтрольного процесса являются такие панические реакции, когда опасность приобретает гигантские размеры, могут сопровождаться неоправданной агрессией, бегством или торможением. Страх порождает неуверенность, ослабляет чувство удовлетворенностью жизнью, и все кажется бесперспективным и унылым.
Страх и боязнь — характерны для детей дошкольного возраста, А.И. Захаров отмечает, что страх обладает тормозящим воздействием на психику. [11, c. 76].
Исходя из исследования В.В. Лебединского, можно сказать, что появление определенных страхов совпадают во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. «Страхи — это разновидность отрицательных эмоций, защитно-приспособительного характера, часто встречающихся у детей». [цит. по 9, c. 23].
Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими нас людьми.
Внушенные страхи, по мнению В. Голутвиной (страх темноты, мифических существ, чужих людей и т.д.) – это все страхи, в которых реальная опасность усиливается воображением [7, c. 118].
В медицинской литературе описаны навязчивые страхи у детей. Но если ребенок при этом не переживает острого состояния со всеми симптомами аффекта (дрожь, бледность, расширенные зрачки, холодные конечности и др.), то можно и не очень опасаться – невротического здесь ничего нет. Но если страх действительно навязчив, и ребенок не может от него избавиться, если он каждый раз дрожит от ужаса, когда сталкивается с предметами, вызывающими у него чувство страха, то необходимо обратиться к врачу-психоневрологу [цит. по 1, c. 86].
В своих трудах А.И. Захаров описывает страх своеобразным средством познания окружающей действительности, которое выполняет определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности, а так же выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх ослабевает по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания [11, c. 119].
Обычно переживаемый страх сковывает инициативу, сдерживает самостоятельность, волю и свободу ребенка, уничтожает уверенность в себе. При этом А.В. Акрушенко фиксирует, что сильное чувство страха может навсегда «вонзиться» в психику ребенка, острые приступы страха человек будет испытывать не только в реальных ситуациях, но и в воображаемых [1, c. 88].
Е.Г. Солодянкина делает акцент на том, что из-за постоянного ощущения страха могут возникнуть мышечные зажимы, так как ребенок постоянно пребывает в состоянии напряжения. Такое состояние с самого раннего детства влечет за собой отклонения, которые нарушают природные компоненты индивидуальных особенностей [цит. по 26, c. 291- 295].
В страхе присутствует такой эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в этом понятии отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Субъективное ощущение интенсивности или неизвестности раздражителя зависит от степени привыкания к нему, т.е. при частой повторяемости пускового стимула страх может уменьшаться.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые точки зрения ученых относительно определения ими понятия «страха».
Раскрыли содержание данного понятия, а так же определили место страха в структуре эмоциональных состояний.
Мы рассмотрели понятие страха у детей старшего дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии с точки зрения многих ученых.
С точки зрения многих авторов, страх – это одна из опасных и очень сильных эмоций, которая оказывает значительное воздействие на ребенка и его психическое развитие (К. Изард, А.И. Захаров и др.)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от социальных, экономических, психологических, культурных и других факторов. Ребенок наиболее подвержен разнообразным внешним отрицательным воздействиям. Самыми распространенными являются детские страхи. Для дошкольников характерно реальное восприятие окружающего мира, поэтому и их страхи носят выраженный реальный характер.
Все дети в своем психологическом развитии переживают немало сходных страхов: в раннем возрасте – страх отделения от мамы, в младшем дошкольном возрасте – страх перед неизвестными или реальными животными, темноты, в 6 - 7 лет – страх смерти. Это служит убедительным доказательством наличия единых закономерностей психического развития. Созревающие мыслительные структуры, складываясь под влиянием социальных факторов, становятся базой для проявления сходных страхов. То, насколько будет выражен конкретный страх, и появится ли он вообще, зависит от индивидуальных и личностных особенностей развития, от определенных социальных условий, в которых будет проходить формирование личности конкретного ребенка.
Детские страхи – это обычное явление для детского развития. В некоторых случаях, страх, как переживание, может нести положительную роль, если в последствии он забывается. Но в том случае, если ребенок длительное время испытывает страх, то у него может возникнуть предневротическое состояние, которое может трансформироваться в патологическое состояние – невроз страха.
Так же страх выполняет охранную функцию, потому что помогает увести человека от опасностей, возможности получения травмы, избежать излишнего риска.
Сами по себе детские страхи имеют временный характер, и, как правило, обусловлены возрастными особенностям.
Страхи, возникающие у детей, рассматривают и изучают как отечественные, так и зарубежные психологи. В научной литературе исследование страхов связано с пониманием важности того, насколько мощно эмоциональное состояние ребенка может влиять на адекватное протекание всех познавательных процессов и развитие личности ребенка. Многие не замеченные страхи у ребёнка могут серьезно затруднять его учебную и игровую деятельность, а также мешать нормальному общению со сверстниками. Также страхи могут стать главной причиной нарушения детско-родительских отношений, отрицательно сказаться на социальной активности и сотрудничестве ребенка с взрослыми и другими детьми. Результаты страхов разнообразны, но очевидно, что неблагоприятные изменения происходят со всеми ведущими психологическими сферами.
Главным образом страдает сфера эмоций, так как при страхе все чувства окрашиваются тревогой. Например, могут исчезнуть некоторые виды положительных эмоций, такие как смех, удовлетворенность жизнью, жизнерадостность. В последнее время специалисты в области детской психологии отмечают бурный рост страхов у детей дошкольного возраста, а также настаивают, что наличие страхов в детском возрасте не следует оставлять без внимания, так как это может стать серьезной причиной необратимых изменений в развитии личности ребенка.
Р.В. Овчарова подразделяет страхи на две большие группы: возрастные и невротические [22]. По её мнению, страхи, возникающие с возрастом, отмечаются у чувствительных и эмоциональных детей как отражение особенностей их индивидуального и личностного развития. Появление их обусловлено страхами у родителей, тревожностью в отношениях с ребёнком, избыточным предохранением его от опасностей и изоляции от общения со сверстниками.
Вторая группа её классификации – невротические страхи. Они характеризуются повышенной эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, продолжительным течением во времени или постоянством, неблагоприятным воздействием на формирование личности и характера человека в целом, взаимосвязью с иными невротическими расстройствами, избеганием конкретного объекта страха. Данный вид страхов может являться закономерным результатом напряженных и неразрешимых переживаний. Особенно это характерно для чувствительных, эмоциональных детей, испытывающих сильное давление со стороны родителей, особенно, если их детское представление о себе искажено неблагополучными экспансивными переживаниями в семье либо деструктивными конфликтными взаимоотношениями с родственниками. Такие дети здесь не могут полагаться на взрослых, как на источник комфорта, благополучия, безопасности, авторитета и любви.
Наиболее полно классификацию страхов мы можем рассмотреть у А. И. Захарова [9]. По определённым качествам и признакам, он сгруппировал виды в категории.
Поэтому его классификация состоит из видов и категорий.
• по характеру – выделяются социальные, ситуативные, природные, личностные страхи;
• по степени реальности – воображаемые, реальные;
• по степени интенсивности – хронические, острые.
Для того чтобы разобраться в специфике проявления страхов детей 7 лет, сначала нужно рассмотреть возрастные особенности детей данного периода.
Во-первых, основной признак старшего дошкольного возраста заключается в том, что именно в этот период происходит активное развитие образного мышления, формируется способность к обобщениям, анализу, классификациям, происходит осознание категории времени и пространства, идет интенсивный поиск ответов на самые различные вопросы.
Во-вторых, в данный период развития ребёнка происходит формирование опыта межличностных отношений, основанного на умении ребенка принимать игровые роли, планировать действия сверстника, понимать его чувства и намерения. На этом этапе развития отношения с другими людьми становятся более гибкими, целенаправленными, формируется целостная система мировоззрения ребенка. Именно в этот период у детей появляются страхи, причины, возникновения которых имеют различные основания.
При изучении страхов у детей, учёные выделили ряд причин актуализации страхов в дошкольном возрасте.
Прежде всего, основной причиной появления страхов могут стать конкретные случаи, вызвавшие неприятные ощущения у ребенка (укусила злая собака, захлебнулся водой в реке). Такие страхи проще остальных поддаются коррекции. Во многом это зависит от особенностей характера и личности ребёнка, его внутреннего мира.
Самыми распространенными признаются внушённые страхи. Их могут ненамеренно формировать близкие люди, окружающие ребенка – родители, дедушки, бабушки, педагоги, которые настойчиво и эмоционально, предупреждают его об опасности, часто не замечая, что именно напугало больше ребенка: ситуация либо неадекватная реакция на нее самого взрослого.
Еще одной частой причиной страхов бывает бурная детская фантазия. Ребенок нередко сам изобретает себе предмет страха. Следует учитывать, что каждый малыш может по-разному реагировать на подобные фантазии. Один дошкольник сразу их забудет и быстро успокоится. У другого ребенка это может привести к непоправимым последствиям.
Влияние на чувство страха оказывают и сложные внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за проблемы родителей или опасается стать их причиной.
Зачастую причиной страха становится взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив по каким-то причинам не принимает ребенка, сверстники не приглашают его в игры и обижают, малыш отказывается идти в детский сад, боясь унижения. Также это может стать серьезной причиной страхов среди детей.
Далее рассмотрим, каковы же особенности проявления страхов у детей 7 лет.
В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальное количество страхов наблюдается у детей в 7 лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивность связей между страхами, но при этом каждый конкретный страх больше психологически мотивирован и несет в себе сильный познавательный заряд.
Многие страхи ребенка 7 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость, физические наказания, излишняя жестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинства малыша. В этом случае у дошкольника может возникнуть страх смерти – основной для данного этапа развития. Данный страх имеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся еще в 3-5 лет), смерти родителей (6-7 лет), стихии, огня, пожара и других [11]. Последние виды страхов наиболее характерны для старшего дошкольного возраста. Они несут максимальную угрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде. Если у ребенка доверительные отношения с родителями, то к 6-7 годам он должен осознавать, что смерть это нечто неизбежное в жизни любого человека.
Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страхов значительно больше, чем у мальчиков, при этом страхи очень тесно связаны между собой. Также они продолжают серьезно влиять друг на друга, не только в дошкольном, но и уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединены с формирующейся структурой личности, особенно с эмоциональной сферой.
Страхи старшего дошкольника напрямую зависят от отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детско-родительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка и его благополучие в целом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что страхи, возникающие у детей 7 лет, являются страхами, характерными дошкольникам с яркими эмоциями, как отражение особенностей их индивидуального и личностного развития. В этом возрасте наблюдается самое большое количество страхов у детей, при этом страх становится более сложно, психологически мотивирован, и обусловлен особенностями познавательного и социального развития детей.
1.3. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
С.Л. Рубинштейн говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Сюжетно-ролевая игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и взаимоотношениях. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания [20, с.5].
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых людей и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр [25].
Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. [33]
Характерная особенность сюжетно-ролевой игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре [24, с. 26]:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект. Структуру сюжетно-ролевой игры составляют роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов – замещение реальных предметов условными, реальные отношения между играющими.
Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, роль. Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребёнка и его социализация [34, с. 55].
В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. [29]
Таким образом, можно отметить что, играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Кроме того, игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С. Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста. [6]
В отечественной современной психологии одним из средств психологической работы по преодолению детских страхов является игра. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не в полной мере освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. [4]
Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.
К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис.
Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.
Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.
Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.
В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. [2]
В процессе игровой терапии используются различные виды игр, специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует поставленным задачам. Некоторые игры предлагаются самими детьми и затем используются как обязательные процедуры коррекции. Существует большой набор подвижных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в ходе которых реализуется прием десенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении и т.д., но сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте является ведущим средством избавления детей от страхов.
Основные задачи в работе с детьми по преодолению страхов в сюжетно-ролевой игре:
- помочь ребенку безопасным образом осознать самого себя, свои эмоции;
- переформировывать отношение к травмирующим событиям прошлого и настоящего. Заново проигрывая то, что причиняло ему боль, расстроило или напугало, без травмирующего эмоционального «аккомпанемента». Это приводит к угасанию болезненного эффекта;
- снять избытки торможения, скованности и страхов, возникающих при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения;
- конструктивно разрешить какое-либо из актуальных, тревожных переживаний, помогая осознать и отрепетировать позитивные модели поведения;
- вызывать у ребенка новые формы переживаний.
Сюжетно-ролевая игра способствует: созданию близких отношений между участниками группы; снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими; повышает самооценку; позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является наиболее приемлемым средством преодоления страхов в старшем дошкольном возрасте, позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом и предметом исследования, нами была спланирована, организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Цель: изучение влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет.
Задачи:
- Подобрать диагностичекую методику по выявлению страхов у детей 7 лет.
- Организовать и провести эксперимент по выявлению страхов у детей 7 лет.
- Провести анализ результатов экспериментального исследования.
- На основе полученных данных разработать практические рекомендации для педагогов и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр на преодоление страха у детей 7 лет.
Описание выборки: опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка», пгт. Усогорск, Удорского района Республики Коми.
Число детей, участвующих в исследовании составило 20 человек. В экспериментальную группу вошли дети подгтовительной группы, мальчиков –11, девочек – 9.
Возраст испытуемых: 7 лет (старший дошкольный возраст).
Для реализации первой задачи, мы подобрали адекватную диагностическую методику, которая поможет выявить страхи детей 7 лет.
Методика «Мои страхи» А.И. Захарова, цель которой является выявление страхов у детей.
Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов.
Ты боишься или не боишься:
1) когда остаешься один дома;
2) нападения, бандитов;
3) заболеть;
4) умереть;
5) смерти близких;
6) чужих людей;
7) потеряться;
8) мамы, папы;
9) наказания;
10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);
11) опоздания в детский сад;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) животных (волка, змей…);
15) насекомых;
16) транспорта (самолетов, машин…);
17) высоты;
18) глубины;
19) тесных маленьких помещений;
20) воды;
21) огня;
22) войны;
23) стихий (наводнения, урагана, грозы);
24) больших помещений, улиц;
25) врачей;
26) уколов;
27) боли;
28) крови;
29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
Подсчитывается количество указанных ребенком страхов. (таблица 1)
Таблица 1 – Уровни подверженности страхам
Высокий уровень 16-29 | Предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим. |
Средний уровень 13-15 | Предполагает достаточную общительность, ненапряженность, быстроту ответов на вопросы. |
Низкий уровень 0-12 | Характеризуется наименьшей тревожностью, ненапряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы. |
Для реализации второй задачи была проведена индивидуальная беседа по выявлению страхов у детей 7 лет по методике «Мои страхи». (таблица 2)
Таблица 2 – Выборка испытуемых
испытуемые | пол | возраст |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| м | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| ж | 7 лет |
| м | 7 лет |
Для реализации третьей задачи по результатам диагностической методики «Мои страхи» экспериментального исследования нами проведен качественный и количественный анализ. (таблица 2)
Таблица 2 – Результаты исследования по выявлению страхов у детей 7 лет
Страхи/ Испытуемые | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | + | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + |
2 | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | + |
3 | + | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | + | + | - |
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
6 | - | - | + | - | + | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | - | - | - | - |
7 | - | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | - | + | - | + | - |
8 | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
9 | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | - | + |
10 | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | - | + |
11 | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | + | |
12 | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + |
13 | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + |
14 | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - |
15 | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
16 | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
17 | + | - | - | + | - | - | + | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + |
18 | - | + | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + |
19 | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - |
20 | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
21 | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - |
22 | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + | + |
23 | + | + | + | - | - | + | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
24 | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - |
25 | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - |
26 | - | + | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | + | - |
27 | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + |
28 | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + |
29 | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | + | - | - | - | + | - | - | + | - |
Кол-во «+» ответов | 14 | 12 | 11 | 6 | 11 | 12 | 14 | 11 | 11 | 14 | 13 | 13 | 15 | 13 | 12 | 14 | 10 | 12 | 13 | 14 |
Уровень | С | Н | Н | Н | Н | Н | С | Н | Н | С | С | С | С | С | Н | С | Н | Н | С | С |
На основании результатов данных, представленных в таблице 2, было выявлено, что в группе испытуемых 10 детей (50%) имеют низкий уровень поверженности страхам и 10 детей (50%) средний уровень подверженности страхам, детей с высоким уровнем подверженности страхам нет.
Результаты диагностики мы выразили в диаграмме, представленной на рисунке 1.
Рис.1 Выявление уровней подверженности страхам детей 7 лет по диагностической методике «Мои страхи» А.И. Захарова
По результатам проведенной диагностической методики, мы можем утверждать, что практически у каждого ребенка данной группы выявлены страхи, но дети были достаточно общительны, ненапряженны, адекватно оценивали свои страхи, быстро отвечали на вопросы.
Можно предположить, что дети этой группы имеют «нормативные» страхи, связанные с причинением физического вреда и медицинские страхи, страх смерти – самый фундаментальный страх, обуславливающий и объясняющий появление и развитие первых. Повышенная актуальность указанной триады страхов для данного возраста обусловлена, по нашему мнению, скачком в когнитивном развитии ребенка, формированием у него абстрактного мышления, способности к предвосхищению событий (возникает ориентация на самые общие параметры психической реальности – параметры жизни и смерти, ребенок впервые начинает задумываться о вопросах бытия).
2.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Страх – это неотъемлемое звено в эволюции человека, так как он предотвращал опасные и импульсивные для жизни действия.
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни, страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Выделяют социально-культурные, психологические и биологические предпосылки страха.
Социально-культурные и психологические предпосылки проявляются у ребенка с первых лет жизни, он боится всего нового, одушевляет предметы и сказочных персонажей. У малышей страхи носят реальный характер. Они считают, что Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждет,чтобы забрать их в мешок - согласно угрозам родителей. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувства стыда, вины, гордости и самолюбия.
Иногда родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка: «Будешь капризничать —я тебя отдам чужой тете!» Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или действительно верит запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и родители выступают для него источником этого страха. Для вас это приемлемо?
Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые навязывают ребенку страхи: «Почему не хочешь кашу? — Болит живот? — Пойдешь к врачу, и он будет тебе делать уколы». Да, уколы болезненны, и ребенок помнит об этом, он боится и не хочет ни есть кашу, ни уколов, ни врачей... И в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку или даже просто получить справку, ребенка сложно будет привести в поликлинику. высказывания такого типа провоцируют страх врачей.
Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страх перед врачами. Может, вы или ваши знакомые входите в их число? Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно если он единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону и раздражая этим родителей. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Причиной возникновения страха могут быть какие-либо события, произошедшие неподалеку от дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей.
Дополнительные источники страхов — СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. То, что ребенок видит по телевизору, родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените их на менее травмирующие. Или временно замените просмотр телевизионных передач и мультфильмов, например, совместным чтением или прогулкой. Поверьте, ваш малыш будет только рад побыть с вами.
Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в современной детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
А.С. Спиваковская полагает, что родителям в случаях проявления страхов нужно устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого надо заставить себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом и критично пересмотреть требования к ребенку.
Следует обратить внимание на то, не требуете ли вы от ребенка слишком многого, не слишком ли часто он оказывается в ситуации тотального неуспеха. Помните, что ничто такие воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна задругой. Поэтому А.С. Спиваковская и рекомендует родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями. На этом фоне полезно и пересмотреть применяемые методы воспитания, оценить, насколько наказания перевешивают поощрения. Именно в таких ситуациях родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь и нежность. Оказанная ребенку помощь в его борьбе со страхом даст совместное сплачивающее переживание радости от обретенной победы.
А. Фромм, Т. Гордон считают, что для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого вы должны умерить свои требования к ним, реже наказывать и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Вы должны дать ребенку понять, что гнев, вызванный требованиями родителей и вызванный его поведением — это совершенно естественное и нормальное явление, которое может конструктивно повлиять на ваши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку вы можете доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему. Поэтому, как видим, одна из главных ролей в избавлении от страхов отводится понимающим родителям. Насколько мы сможем помочь, пожалеть, успокоить малыша? Сможем ли мы умерить свои требования? Как он воспримет нашу поддержку? Сможем ли мы вернуть душевное равновесие? Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем.
При работе с детьми, у которых есть страхи, полезно начинать день с особых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой и ориентирующихся на преодоление трудностей.
Игра для ребенка – это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей его действительности. Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Сюжетно-ролевые игр, направленные на преодоление страха у детей
«Автобус»(1 вариант). Игра рассчитана на преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте.
Участники игры образуют своеобразный автобусный остов. Впереди — водитель, в автобусе имеется только одна плохо работающая дверь. Автобус должен собрать пассажиров на всех остановках, провезти их в жуткой тесноте по всем коридорам, закоулкам и проходам, а затем развалиться, обломки лежат на полу, а пассажиры отправляются по своим делам.
«Коридор». Страхи нападения и животных (собак), боли, неожиданного воздействия и отчасти замкнутого пространства получают свое эмоциональное отреагирование в игре.
Родители и дети, изображая собак, строятся в своеобразный коридор и встают друг напротив друга так, чтобы проход был довольно узок. Задача «собак» — лаять все громче и злее, пока один из детей добежит по коридору до приза и вернется обратно. Бежать можно только при временном затишье, когда «собаки» угомонятся, но они в любой момент могут начать лаять, прыгать и пытаться схватить за ногу.
Обычно не все дети с первого раза соглашаются на такой смелый поступок, но, выяснив, как можно усыпить бдительность «собак», и увидев, как это делают другие, они все же решаются. Как во всех играх, неудачные попытки повторяются при более теплой поддержке играющих.
«Кочки». Игра рассчитана на преодоление страхов глубины и чудовищ, живущих в болоте, всяких там кикимор, водяных змей, даже крокодилов и пираний.
Кочками являются стулья, которые расставляются на достаточно близком расстоянии. Играющему необходимо перебраться на другой берег, любое непопадание на кочку возвращает ребенка к началу (так как «утонул»). Постепенно расстояние между «кочками» увеличивается.
Взрослые и остальные дети высказывают недоверие: «Все равно не получится», «Оступишься!», «Ничего не выйдет» и т. д. (Имитируя родительское недоверие к детям и стимулируя упрямых, с их точки зрения, детей к действию.)
Затем оставшиеся участники встают рядом со стульями и начинают пугать: взмахивать руками, кричать, ухать. Но руками трогать нельзя.
В третий раз идти предстоит не только по стульям, но и по спинам взрослых.
На четвертом этапе нужно идти только по спинам. Если есть затруднения, допускается ползти.
И наконец, самый сложный этап — пройти на другой берег по качающимся спинам. Прошедший испытания получает приз.
Ролевые игры-драматизации. Для преодоления оставшихся длительно существующих и влияющих на характер страхов предназначен третий, заключительный, этап их психологической коррекции в виде ролевых игр-драматизаций. Главный эффект игр-драматизаций состоит в том, что ребенок сам управляет в сказке своим устрашающим персонажем. Теперь он хозяин своего страха. Захочет — Баба Яга станет певицей. Захочет — и волк откажется есть Красную Шапочку.
Здесь надо, конечно, учитывать возрастные особенности ребенка, чтобы не переусердствовать и не стать причиной новых сказочных страхов. В этом возрасте дети еще настолько наивны, что воспринимают все происходящее в сказках буквально, и вторым их действием является сон, где Баба Яга, Волк и Бармалей получают полную власть над ребенком.
Если же в проигрывание сказок подключатся родители, то вероятность снижения или даже исчезновения страхов повышается, так как довольно часто дети ассоциируют страшных сказочных персонажей со строгими родителями. И путем проигрывания победы над ними, отреагируют свой страх.
Амулеты. Амулеты, обереги дают детям чувство защиты. Если ребенку дать любой «волшебный предмет», то вы удивитесь, сколько внутреннего потенциала кроется в нем. Волшебные вещи придают волшебные силы. С амулетом ребенок может бесстрашно зайти в темную комнату (на минуточку — за расческой), но и это для него великая победа, одержанная благодаря волшебству амулета.
«Автобус» (2 вариант). Цель игры и ее терапевтический смысл: преодоление страхов замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия, доведенных до степени абсурда, когда все идет не так, непредсказуемо, неожиданно. В игре реализуются, пусть и в условной форме, опасения детей опоздать в детский сад, не пройти то или иное испытание, не ответить на вопросы, не выполнить задание вовремя и в нужной форме. Особенно актуальна игра для детей подготовительной группы, многим из которых после выпуска из дошкольного учреждения предстоит самостоятельно добираться до школы.
Ход игры.
I действие – «Прогулка после детского сада и выполнение домашних заданий».
Время прогулки минимально. На прогулке контролируется каждый шаг ребенка, звучат напоминания об опасностях (воспроизведение чрезмерного контроля родителей).
Во время выполнения заданий «родитель» находится рядом, делает бесчисленные замечания и дает советы, проверяет каждую мелочь и заставляет все переписывать заново. (Воспроизводится реальная обстановка в семье ребенка.Для реальных родителей это наглядный урок, как не нужно себя вести).
II действие – «Укладывание спать и сон».
Подготовка ко сну – самое беспокойное время для детей со страхами. От обилия дневных впечатлений и нервного перевозбуждения, а также из-за страхов перед кошмарными снами они ни за что не хотят ложиться спать, придумывая всякие предлоги. Но «родители» проявляют настойчивость (чего им не хватает в реальной жизни), и, наконец, в полной темноте все засыпают (сидя или лежа закрывают глаза). После нескольких минут абсолютной тишины кто-то начинает вскрикивать, бормотать «во сне», звать на помощь маму или, как лунатик, бродить по комнате, натыкаясь на «спящих» (начинает игру, конечно, педагог, «спящий», как и все). Так достигается преодоление кошмаров во снах.
III действие – «Пробуждение и сборы в детский сад».
Будильник «подводит», остается мало времени. Сразу начинаются спешка, суматоха. Один из взрослых заставляет, есть, другой – чистить зубы, третий отправляет в туалет, четвертый напоминает, что пора одеваться и т. д. Уже уходящего ребенка возвращают, снова проверяют, все ли он взял с собой. Дают наказы на все случаи жизни и советуют хорошо себя вести, чтобы воспитатель не жаловался на ребенка, т. к. бабушка этого не переживет, мама будет пить валерьянку, а отец думать о ремне. На прощание все машут руками со словами: «Не подводи нас, вся надежда на тебя, ты должен быть самым лучшим».
IV действие – «Остановка».
Возбужденные от страха опоздать дети выбегают из разных домов и мчатся на остановку. Там стоит всего один стул для ожидания. Все хотят его занять. При этом возникают споры: по какому праву и кто должен на нем сидеть, почему оно занято ребенком, который не уважает старших, пенсионеров, беременных или больных. Вдруг обнаруживается, что автобус так и не пришел. Возникает беспокойство – «Автобус не приедет», «Будут ругать за опоздание», «Накажут и оставят в группе на время прогулки» и пр.
V действие – «Появление автобуса и посадка».
Вначале педагог задает вопрос: «Какие бывают автобусы?». После ответов детей он уточняет, что еще бывает и резиновый автобус, который может расширяться до бесконечности и сужаться. Несколько взрослых изображают «автобус». Водителем становится специалист, за ним, держась за руки, выстраиваются все остальные. Образуется замкнутое пространство, символизирующее стенки автобуса, двое взрослых имитируют дверь, но она пока закрыта.
Дождавшись нужной степени беспокойства и паники у людей, уже не мечтающих ни о каком автобусе, он появляется, но проносится мимо. Наконец автобус появляется снова, останавливается, начинается посадка. Время ее ограничено, «дверь» впускает только одного человека, а проникнуть в автобус пытаются все. Начинается давка. Но рано или поздно посадка заканчивается, все пассажиры, «как сельди в бочке», помещаются внутри автобуса, обычно это 8–12 детей, при шестерых взрослых, моделирующих автобус.
VI действие – «Поездка».
Взрослые, изображающие автобус, должны следить, чтобы ни один из пассажиров не выпал до поездки. Если это случилось, его подбирают при повторном прохождении маршрута.
Водитель напоминает, что все должны иметь билеты, уступать места пожилым, беременным и больным и что в автобусе работает контролер. Тут же появляется контролер и спрашивает билет, читает мораль за его отсутствие (все это происходит уже во время движения). Пассажиры поддерживают контролера.
Автобус из-за плохой дороги временами трясет, он дает задний ход, при проезде через тоннель (дверь) автобус растягивается на много метров, а всех пассажиров «сплющивает». Этим достигается дополнительный эффект сжатия, что вызывает негодующие возгласы пассажиров. Попытки некоторых пассажиров выйти на нужной им остановке заканчиваются неудачей, поскольку «заклинило дверь».
Наконец автобус прибывает на конечную станцию и «разваливается на части» (взрослые, его образующие, падают на пол). Пассажиры перешагивают через обломки автобуса, спешат по своим делам.
VII действие – «Детский сад».
Запыхавшийся ребенок вбегает в детский сад, но на его пути вырастает грозная фигура охранника. Он дотошно выясняет фамилию, имя, отчество воспитанника, сколько ему лет, где он живет и т. д. На все нужно отвечать быстро, иначе охранник будет до конца дня выяснять все обстоятельства.
Далее одежду ребенка придирчиво осматривает уборщица. Преодолев первые препятствия, он тут же оказывается в группе, где в его шкафчике сломаны все крючки, поэтому вешать одежду не на что. Малыш судорожно ищет исправную вешалку, наконец, находит и вылетает в коридор.
«Где же воспитатель?», – с удивлением спрашивает ребенок, придя в себя после пережитых волнений. Ему отвечают, что она почему-то опаздывает; но это хорошо, ведь она не узнает о его опоздании. Появляется воспитатель, извиняется за опоздание: подвел автобус, и занятие начинается. В этом случае отмечается терапевтический механизм аналогии с пережитым опытом нашего героя – все могут опоздать, от этого никто не застрахован и ничего трагичного, непоправимого в этом нет. Одновременно это и более адекватное восприятие неудачи.
В сокращенном варианте игры опаздывающий малыш, дрожа от страха, вбегает в группу и видит удивленное лицо воспитателя, которая говорит: «Что ты, Коля, так взволнован? Мы еще не начинали занятие, мало ли что бывает, садись за свой стол, и начнем занятие». Потрясенный столь радушным приемом, ребенок занимает свое место и успешно выполняет любые задания.
Длительность игровой программы в среднем составляет 1 ч. Это самая продолжительная игра в данном комплексе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование по теме «Влияние сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет» позволяет сделать ряд выводов.
Согласно первой задаче, проведен анализ психолого-педагогической литературы, выявлено, что исследованием проблемы преодоления страха у детей 7 лет с помощью сюжетно-ролевой игры занимались различные педагоги, психологи, ученые и эта тема широко освещена в их трудах.
Согласно второй задаче исследования – охарактеризовать влияние сюжетно-ролевых игр на преодоление страха у детей 7 лет проведен анализ психолого-педагогической литературы, выявлено, что сюжетно-ролевая игра является наиболее приемлемым средством преодоления страхов в старшем дошкольном возрасте и позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности.
Согласно третьей задаче исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровней страха у детей 7 лет, нами были обследованы 20 детей подготовительной группы на базе МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка», пгт Усогорск, Удорского района Республики Коми.
Была использована методика «Мои страхи» (А. И. Захарова) цель которой выявить страхи у детей 7 лет.
В соответствии с показателями было выявлено, что в группе испытуемых 10 детей (50%) имеют низкий уровень поверженности страхам и 10 детей (50%) средний уровень подверженности страхам, детей с высоким уровнем подверженности страхам нет.
По результатам проведенной диагностической методики, мы можем утверждать, что дети этой группы имеют «нормативные» страхи. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.
На основании результатов диагностической методики нами были разработаны практические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ, по проведению сюжетно-ролевых игр, которые помогут, как мы надеемся, преодолеть страхи детей 7 лет.
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а сформулированная гипотеза нашла подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Акрушенко, А. В., Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. – М.: ЭКСМО, 2008. 128c.
- Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг. [Текст] / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
- Астапов, В.М. Тревожность у детей. [Текст] / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160с.
- Варга, А.Я. Родители и дети: воспитание или выращивание [Текст] / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
- Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. [Текст] / Л.А. Венгер.– М.: Владос, 2017. – 127 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2009. – 326 с.
- Голутвина, В. Как победить детские страхи. Простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться [Текст] / В. Голутвина. М.: Гелеос, 2008. – 256 c.
- Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / под. ред. И.В. Дубровиной, А.С. Маслова. – М.: Академия, 1998. – 356 с.
- Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 c.
- Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2000. – 224 с.
- Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 268 с.
- Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Иванкова. // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4 – с. 53-56.
- Иванова, Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации [Текст] / Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009.– 191с.
- Ионова, Н.В. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет [Электронный ресурс] / Н.В. Ионова, В.А. Горбунова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – т. 20. – с. 1391–1395. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2014/54542.htm.
- Колакоглоу, К.Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка [Текст] / К. Колакоглоу, Савина, Е.А. // Вопросы психологии. – 2004. – №6. – 216 с.
- Калацкая, Н.Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста [Текст] / Н.Н. Калацкая, В.Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2010. – № 2. – с. 44 - 47.
- Коненко, Е.А. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Коненко, Н.Н. Михайлова, С.И. Артемова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — с. 547-549.
- Костина, Л.М. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии [Текст] / Л.М. Костина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – 255 c.
- Кочетова, Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [Текст] / Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – с. 114.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: изд.2-е. / Н.В. Краснощекова – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 251с.
- Ланских, М.В Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом сюжетно-ролевых игр [Электронный ресурс] / М.В. Ланских // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-korrektsiya-strahov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-metodom-syuzhetno-rolevyh-igr
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М., 2003. – 240 с.
- Риман, Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии [Текст] / Ф. Риман, перевод с нем. Э.Л. Гушанского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
- Смирнова, Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – C. 62-70 с.
- Солодухина, С.А. Игра – подлинная социальная практика ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://solncesvet.ru/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F
- Солодянкина, Е.Г. Психологическая коррекция страхов детей дошкольного возраста методом сказкотерапии [Электронный ресурс] / Е.Г. Солодянкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – т. 10. – с. 291 -295. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95102.htm
- Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 641 с.
- Степанов, С.С. Азбука детской психологии [Текст] / С.С. Степанов. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков общения у старших дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00119640_0.html
- Тапилина, О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: автореферат дис. кандидата психологических наук [Текст] / О.В. Тапилина. – М.: МПГУ, 2002. – 15 с.
- Экслайн, В. Игровая терапия [Текст] / В. Экслайн, пер. с англ. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2007. – 416 с.
- Эммануэль, Р. Страх: Перевод. [Текст] / Р. Эммануэль. – М.: Проспект, 2002. – 77 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. – 197 с.
- Эльконин, Д.Б. Теории и проблемы исследования детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2014. – 256 с.
- Юнгман, И.В. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Юнгман, А.А. Понкратова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – Ессентуки, 2016. – № 5. – 10 с.
- Ярушина, И.А. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.А. Ярушина // Школьный психолог. – Сургут, 2000. – № 22. – с. 14-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни"
Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизниВ развитии каждого ребенка и в формировании детского коллектива огромная роль принадлежит игре.В конце второго года жизни у детей начинает раз...
Консультация для воспитателей на тему : «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста».
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...
Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...
Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»
Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...
Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»
Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...
Исследовательская работа на тему:"Роль сюжетно-ролевой игры в развитии межличностных отношениях детей 6-го года жизни"
Владение способами общения- важное условие налаживания взоимоотношений между детьми в игре....
Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста
Тема: Влияние сюжетно ролевой, подвижной, дидактической, театрализованной игры на развитие компетентности детей дошкольного возраста Цель: Определение проблем, путей и способов улучшения работы п...