Исследовательская работа на тему:"Роль сюжетно-ролевой игры в развитии межличностных отношениях детей 6-го года жизни"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Градусова Татьяна Викторовна

Владение способами общения- важное условие налаживания взоимоотношений между детьми в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_1.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                                  Оглавление

Введение        …………………………………………………………………………….2

Глава  1. Теоретические основы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста        ……………………………………………4

1.1.        Понятие межличностные отношения и их значение в развитии дошкольника        ……………………………………………………………………………………….4

 1.2. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования навыков общения        …10

Глава 2. Исследование влияния сюжетно-ролевых игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста        …………...16

2.1. Диагностический инструментарий исследования межличностных отношений старших дошкольников……………………………………….........16

2.2.  Методические рекомендации по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста……………………….…..18

2.3. Подбор сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию межличностных отношений…………………………………………………………………………20 

 Заключение        24

Список литературы        …….26

Приложение

                 

 

Введение

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного психического развития и создания внутреннего мира ребенка. Благодаря широким возможностям к обучению, именно через активное общение с развитыми личностями ребенок превращается в гармоничную личность.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Очевидно, что межличностные отношения со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми [13, с. 74].

Необходимость раннего формирования положительного опыта отношений детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера [13, с.82].

Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Развитие сферы общения является необходимым условием, не только для общего психического развития личности ребенка, но и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития  [15, с. 17].

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, ребенок учится взаимодействовать с окружающим его миром и обществом, а с помощью игр на снятие конфликтности – учится ненасильственному способу решения конфликтной ситуации и ведению переговоров. 

Актуальность данной темы в том, что опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Для формирования навыков общения у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым играм, к сожалению, в системе дошкольного образования использование сюжетно-ролевых игр носит традиционный, а зачастую формальный характер, когда формирование межличностных отношений в игре сводится к минимуму.   [13, с. 84].

       Цель: теоретически обосновать психолого-педагогические условия игр в формировании навыков общения со сверстниками детей 6-го года жизни. 

      Объект: процесс формирования навыков межличностных отношений.

      Предмет: особенности использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования межличностных отношений у детей 6-го года жизни.

     Задачи:

  -  Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме выявления сущности межличностных отношений у старших дошкольников со сверстниками.

  - Подобрать диагностические методики на выявление сформированности навыков межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников.

  -  Подобрать сюжетно-ролевые игры для  детей 6-го года жизни.

           - Составить рекомендации для педагогов о возможности использования          сюжетно-ролевых игр в формировании навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

1.1.        Понятие межличностных отношений и его значение в развитии дошкольника

Личные отношения имеют огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения человека.

Далее считаем целесообразным, проанализировать такое психологическое понятие, как отношение.

"...Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров...."  [13, с 5].

А. А. Леонтьев говорит, что способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими [9, с. 34].

М. И. Лисина в своих работах говорит, что способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности [10, с. 34].

Межличностные отношения — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями. Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать отношение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [10, с. 5].

В философской литературе проблему межличностных отношений исследует ряд ученых: Б. Д. Парыгин считает, что «отношение и общение является необходимым условием существования и социализации личности».

Отношение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека.

Отношение, это сложная и многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Общение и отношение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В отношении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Человеческое общение разнообразно по-своему, внутреннему содержанию.

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Таким образом, под межличностным отношением мы понимаем взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [11, с. 31].

Взаимодействие означает, что оба участвующих в нем человека попеременно действуют активно: один говорит, другой слушает, затем они меняются ролями: тот, кто внимал, теперь выражает отношения к высказыванию первого и т.д. Такой обмен ролями происходит многократно, и весь процесс имеет двустороннюю направленность, активны оба его участника. Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планированное осуществление и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, здесь общение для человека выступает как исключительная ценность.

"...Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей." [8, с. 245].

Р. С. Немов в своей классификации общения по видам, вычленяет прежде всего, внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое общение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходимостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие - общение по интересам в кружке, неформальном объединении, либо коллективное взаимодействие объединенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности. В процессе внешнего общения между людьми достигается взаимопонимание, содействие, сочувствие, противодействие, борьба [11, с 58].

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности. В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят:  разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями,  распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей,  повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность,  общение с близкими взрослыми,  оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.

Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками. Современные дети все чаще любят играть самостоятельно, изолированно от других, многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми .

Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. И все же самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится.

Безусловно, в период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. И значение такого общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые его способности.

Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только со взрослыми людьми, так как в дошкольном возрасте мир ребенка, уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

1.2.Сюжетно-ролевые  игры как средство формирования навыков общения

Поскольку именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, формировать навыки общения эффективнее всего в игровой форме. Игры на общение позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами.

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, доставляет ему удовольствие [4, с. 85].

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

         Сюжетно-ролевая игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная цель использования игр - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Также сюжетно-ролевые игры используются для:

  • развития динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развития эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развития позитивного самоощущения.

 Радость, переживаемая от игры со сверстниками, в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

 Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.

Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, «заражать» детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры [12, с. 87].  

Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр:

  • не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут;
  • не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
  • помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
  • игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет [8, с. 29].

Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:

  • Выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
  • Уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
  • Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
  • Ощущение свободы, автономности при общении с родителями [7, с. 61].

Также, к сожалению, часто ребенок не знает, как проявить свои эмоции. И в результате этого у него возникают трудности при общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы решить эту проблему ребенка необходимо познакомить с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются в его эмоциональных реакциях.

Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина предлагают организовывать с ребенком этюды на выражение различных эмоций.

Проведение таких игр - этюдов для детей будет способствовать формированию коммуникативных навыков, умению контролировать и правильно передавать свои эмоции окружающим.

Непринужденность общения в игровых ситуациях способствует преодолению трудностей межличностного взаимодействия и развитию речевых навыков [12, с. 34].

В процессе игровой деятельности на развитие межличностных отношений ребенок учится:

  • внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
  • уметь выражать свое отношение к предмету разговора - излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • уметь ориентироваться в ситуации общения;
  • уметь договариваться, планировать совместные действия;
  • уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Такие качества, приобретенные в играх на общения, помогут ребенку успешно социализироваться в обществе взрослых и сверстников, налаживать контакты с другими детьми и договариваться в случившихся конфликтах и трудных ситуациях.

На формирование  навыков общения особо влияет положение ребенка в коллективе - группе детского сада.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице 1.

Таблица 1

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 гола

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Е. О. Смирнова предлагает метод выявления популярных и непопулярных дошкольников и специальные коррекционные игры, которые помогут преодолеть отчужденность у непопулярных детей в группе [14, с. 17].

Проведение таких  игр помогает каждому ребенку стать личностью, повысить самооценку, совершенствовать коммуникативные способности и умение общаться.

Для того, чтобы дети успешно усвоили навыки общения следует систематически проводить игры на общение, игры - этюды, игровые комплексные занятия.

Использовать сюжетно-ролевые игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями - в непосредственной образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях. Поскольку  игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.

И у родителей, и у воспитателей общая задача - сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность [4, с. 141].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективный способ развития межличностных отношений у детей – сюжетно-ролевая  игра, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Основная задача игр на общение - развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности  ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками (умению слушать, не перебивать говорящего, ясно и последовательно выражать свои мысли и эмоции, умению договариваться и другому).

Такое взаимодействие безусловно полезно для того, чтобы дошкольник был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком.

Вывод к главе 1

Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре. Владение способами общения - важное условие налаживания взаимоотношений между детьми в игре. Воспитатель всегда должен помнить, что "игра не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем". Воспитатель обязан проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности и как средства воспитания и самовоспитания ребенка, и как средства его всестороннего изучения. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.


Глава 2. Исследование влияния сюжетно – ролевых игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностический инструментарий исследования формирования влияния сюжетно – ролевых игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Опытно – практическое исследование проводилось в детском саду ГБОУ Школа №1420 (корпус 5).

      Выделяют следующие параметры, определяющие характер межличностных отношений в детском коллективе:

  1. Психологический климат в группе;
  2. Умение строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т.д.);
  3. Умение ребенка управлять своим поведением (произвольность).

Исследования особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста необходимо изучить с помощью определенной группы методик, которые были подобраны нами и представлены  в таблице 2.

Таблица 2. Параметры и методики исследования межличностных отношений

 старших дошкольников

  1. Психологический климат
  1. Методика одномоментных срезов (Т.А.Репина)

Цель: изучение свободного общения детей в группе детского сада.

  1. Игра « Секрет» ( Т.А.Репина)

Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

  1. Социометрическая методика  «Два домика»

Цель: определить круг значимого общения ребенка.

2. Умение строить взаимоотношения со сверстниками

3. Умение ребенка управлять своим поведением(произвольность).

     Наблюдение за детьми в совместной деятельности.

     Цель: рассмотреть и проанализировать умение детей строить взаимоотношения со сверстниками, управлять своим поведением.

 С помощью методики одномоментных срезов ( Т.А.Репина), изучались особенности свободного общения детей старшей группы. Исследование проводилось на протяжении трех дней, через каждые 5-7 минут, в одних и тех же условиях. Во время свободной деятельности многократно фиксировали все объединения детей, а также играющих в одиночку.

         Анализ данных, полученных при исследовании методики одномоментных срезов структуры группы в свободном общении, не регламентируемом воспитателем, позволили установить следующее: дети предпочитают совместные игры индивидуальным. При этом подавляющую часть времени большинство детей проводят с незначительным числом сверстников, а с остальными детьми группы их контакты кратковременны.

        Так, дети во время игр объединялись в группы по половым признакам: мальчики играли только с мальчиками ( игры в машины, « гонки», « ниндзя», « полицейские и воры», « бандиты и наши»), девочки с девочками ( « Семья куклы Барби», « феи Винкс» - современные разновидности игры « дочки-матери»). Игровые объединения, состоящие из детей разного пола, быстро  распадались. Общее количество детей в игровых объединениях колебалось от 2 до 5-6 человек.

Изучить особенности взаимоотношений между детьми, нам позволила социометрическая игра « Секрет» ( Т.А.Репина).

Каждого ребенка «по секрету» от остальных просили по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки (« валентинки») трем детям группы. После этого посчитали число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группы « предпочитаемых», « принятых», « непринятых»,  «изолированных».

                                                                                                                 

2.2. Методические рекомендации по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

         Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному использованию совместных игр в становлении межличностных отношений.

Рекомендации для воспитателей ДОО.

  1. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма.
  2. Организовать презентации жизни детской группы ( « Новогодние фантазии», « В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта общения.
  3. Организовать выставки –авторские ( рисунки, поделки) и тематические ( « Моя семья»-фотографии). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности.
  4. Организовать игровые проекты. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.
  5. Создать предметно-развивающую среду для организации сюжетно –ролевых игр, которая в ходе работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить роли различных профессий и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Рекомендации для родителей.

  1. Родители – это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя, стремится действовать так, как они. А это уже первый шаг к ролевой игре. Необходимо расширять представления детей через чтение художественной литературы, кинофильмы, экскурсии, беседы.
  2. Принимать активное участие в подготовке и проведении игровых проектов  в детском саду.
  3. Уделять серьезное внимание совместным играм детей: для развития важна спонтанная, самостоятельная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, важно, чтобы они подчеркивали самостоятельность, компетентность ребенка.

         Таким образом, повышается уровень самоуважения ребенка. Он чувствует свою значимость в семье, осознает умелость, эрудицию.

       

2.3. Подбор сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию межличностных отношений

           Через сюжетно- ролевую игру проходят все образовательные области по ФГОС в ДОУ: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.

            Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

          Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

 Представим несколько сюжетно-ролевых игр, способствующих межличностным отношениям.

  1.   Игра «Путешествие в Салон красоты»

Цель: Развитие интереса и уважения к профессии парикмахера, массажиста, маникюрши, уборщицы. Развитие мышления, речи, воображения, усвоение правил общественного поведения, культуры общения.

Подготовка к игре.

Беседа о работе парикмахера, мастера маникюрного зала, массажиста. Разъяснить полезность и важность деятельности работников салона красоты. Вызвать у ребят уважительное отношение к их труду, но также интерес к этой сфере деятельности.

Материал.

Оформить парикмахерскую, заготовить необходимые атрибуты, шампуни, ножницы, щипцы, бигуди. С помощью родителей сшить фартуки для мастеров, пеньюары, чеки, деньги, касса.

Игровые роли и правила.

В игре выделяются роли мастера дамского зала, мастер мужского зала, мастер маникюрного зала, техничка, массажист, кассир. Выполнение ролей мастеров дамского, мужского и маникюрного зала предполагает доброжелательное отношение к окружающим. Массажист старается сделать клиенту приятное, вызвать у клиента радостное настроение. Уборщица старается содержать салон в чистоте. Кассир должен спросить у клиента, сколько он должен заплатить, принять деньги. Клиенты спрашивают у мастеров, сколько они должны и платят деньги в кассу.

Ход игры.

Ребята скажите мне, вы любите путешествовать. Сегодня, я вам предлагаю отправиться в салон красоты. Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы очутились в красивом месте, где нам очень хорошо. Представили, а теперь открывайте глаза. Мы с вами очутились в «Салоне красоты». Давайте с вами посмотрим, что у нас здесь есть. Посмотрим дамский зал, мужской зал, маникюрный зал, кабинет массажа, зал отдыха и зал аэробики. Сегодня нас встречают мастера: в дамском зале Катя, в мужском зале Даша, а в этом зале вам обработает ногти и сделает маникюр – мастер Лиза. В кабинете массажа вас примет массажист Андрей, а также помогут нашим мастерам в работе уборщицы Настя и Кристина. Ну, а я ребята буду у вас администратором. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, прошу обращаться ко мне. Ну, вот ребята мы с вами и привели себя в порядок. Я как администратор хочу вам предложить занятие в зале аэробики.

Аэробика.

Ну, вот и хорошо, посмотрите какие вы все красивые стали, бодрые. Но нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Закройте глаза и представьте, что мы едем. Ну, вот мы и прибыли. На этом наше путешествие закончилось.

  1.  Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры.

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

  1.    Сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры.

 Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

      Вывод к главе 2:

         Дошкольники из детского сада обращаются к сверстнику по самым разным поводам. При сильном эмоциональном возбуждении во время просмотра диафильма они всегда устремляются именно к другому ребенку, а не к взрослому. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстника.

         Ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонациях голоса.

   

           Заключение

       

          В наше современное, конфликтное время конструктивное общение является одним из важнейших факторов формирования целостной, самодостаточной личности. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является обеспечение детей эффективным способам межличностного общения.

         Психологический климат в группе носит недостаточно благоприятный характер. Дети часто конфликтуют, многие из них не владеют конструктивными способами общения. У многих детей недостаточно сформировано умение управлять своим поведением ( произвольность), строить взаимоотношения со сверстниками ( уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т.д.).

 Центром дополнительного заключения явилась разработка комплекса сюжетно–ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование и оптимизацию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

          Рекомендуется включать в работу   комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, учить детей общаться, понимать и уважать друг друга.

         Нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному использованию сюжетно-ролевых игр в отношении межличностных отношений, определены педагогические условия:

         - создана предметно-развивающая среда;

         - создан благоприятный психологический климат в группе;

         Можем сформулировать следующие выводы:

  1. При выявлении особенностей межличностных отношений в детском дошкольном коллективе возможно использование комплекса диагностических методик, которые позволяют с большей точностью определить характер психологического климата в коллективе.
  2. Сюжетно-ролевые игры способствуют овладению различными типами коммуникативных умений для успешного, продуктивного общения со сверстниками.
  3. Значимость системного подхода к организации и осуществлению игровой деятельности с целью формирования межличностных отношений старших дошкольников.
  4. Эффективность разработанного нами комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на формирование межличностных отношений.

Список литературы  

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2.  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
  3. Веракса, Н.У. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса –  М.: Мозаика – синтез, 2014. –369 с.
  4. Галигузова, Л.Н., Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
  5.  Диагностика общения детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 4(32) / [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf
  6. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  7. Калинина, Р. Р.  Прикоснись к душе ребенка / Р.Р. Калинина – СПб.: Речь, 2011.- 160с.
  8. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога – практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
  9. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонтьев.: Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 2001. – 447 с.
  10.   Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина, СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  11. Немов, Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 58 с.
  12. Полякевич, Ю.В., Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина – Волгоград: Учитель, 2016. – 159 с.
  13.  Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками  //Учебное пособие/ Е.О. Смирнова. – М.: «Академия», 2000. – 160с. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM#Часть_II
  14.   Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
  15.  Эльконин Д.Б.Психология игры,-2-е издание.-М.:Владос, 1999.-360с.
  16.  Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры //дошкольное воспитание, 2008, № 8с 17-23.

   

 Словарь основных понятий

Генезис - происхождение, возникновение; и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Игра -  вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.  Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом - основное, центральное и самое общее значение игры.

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Компромисс - это уступка во мнениях или действиях с обеих сторон. Путем и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных положений между сторонами. Может также означать - взаимное соглашение.  

Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В широком, традиционном смысле личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

Межличностное общение - это общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей.

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Рефлексия - это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Самооценка - это оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Сюжетно-ролевая игра -это совместная деятельность детей, которая помогает приблизиться к миру взрослых

             Эмпатия - это способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Приложение 1

Таблица 4

Тематическое планирование игровых проектов

Месяц

Содержание

Задачи

Продукт детской деятельности

Виды игровой деятельности

Ноябрь

Выпуск журнала про любимого героя.

1. Формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими.

Детский журнал о персонаже мультфильма  «Шрек».

Обыгрывание действий героев из любимых мультфильмов

Ноябрь – декабрь

Фотомастерская.

Ателье  «Фантазия».

Салон Красоты.

2. Поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса.

3.Способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.

4.Создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в игровой деятельности.

-Выставка автопортретов «мы друзья» (ширмы с фотографиями детей)

-Изделия, сшитые из остатков ткани и оформление особым образом. Альбом с образцами моделей одежды, придуманных детьми.

- Предметы-накопители: коробочки, сундучки, ларцы ит.д.

Игра  «Праздник в детском саду»

Игра  «Парикмахерская»

Декабрь-январь

Сказки Пушкина.

Совместное оформление с детьми уголка бурятского национального быта и уголка «русская изба» в группе.

5. Помочь детям в познании самого себя, вызвать взаимный интерес друг к другу.

6. Обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений.

7.Создать условия для проявления активности неконтактных, замкнутых детей.

Рисунки –иллюстрации к сказкам Пушкина.

Сценарии театрализованной викторины.

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

Игра « Моя семья»

Январь-февраль

Наше любимое увлечение

8. Вовлечь изолированных детей в игровую деятельность, повысить социальный статус.

9. Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действие и мнение с партнерами.

10.Способствовать сплочению коллектива, коррекция замкнутости, тревожности, агрессии, конфликтности.

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм ( угощения для гостей, сделанные из соленого теста, « папье –маше»

Игра «Магазин»

Игра»Мы играем во врача»

Март

Наше любимое увлечение

11.Способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

12. Способствовать к сплочению коллектива, установлению дружеских отношений между девочками и мальчиками, воспитанию бережного отношения друг к другу, дружбы, любви.

Сооружения из разных видов конструкторов;

альбомы с иллюстрациями машин;

атрибуты к играм, сделанные самими детьми вместе с родителями.

Игры по ПДД

Игра  «Строитель

ство»

Апрель

Наше любимое увлечение

13.Способствовать повышению личностного статуса каждого из участников, научить развивать сюжетно- ролевые игры.

14.Оптимация межличностных отношений: формирование интереса к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Атрибуты к сюжетно –ролевым играм;

-альбомы;

-рисунки.

Игра « Космо

навты».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизни"

Организация сюжетно-ролевой игры детей третьего года жизниВ развитии каждого ребенка и в формировании детского коллектива огромная роль принадлежит игре.В конце второго года жизни у детей начинает раз...

Опыт работы по теме "Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Опыт работы на тему: « Роль сюжетно - ролевой игры в социализации детей средней группы»

Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с подготовки и реализации проекта «Моя семья». Для этого проекта был составлен план работы с детьми и родителями средней группы, а также подго...

Опыт работы на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей средней группы»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определён...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...

Исследовательская работа на тему: «Влияние сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет»

Цель исследования: выявление педагогических условий влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет.Задачи исследования:Теоретически обосновать проблему преодоления страха у детей 7 л...