Тренинг для педагогов ДОО по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
материал по психологии
Тренинг для педагогов ДОО по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в детском саду.
Задачи:
- Научить педагогов относиться к синдрому профессионального (эмоционального) выгорания адекватно и не бояться его.
- Обучить простым стратегиям преодоления профессионального выгорания.
- Осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для педагогов ДОО по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога» | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Ершова Ольга Георгиевна, педагог-психолог
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №410»
г. Нижний Новгород
Тренинг для педагогов ДОО
по теме «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы в детском саду.
Задачи:
- Научить педагогов относиться к синдрому профессионального (эмоционального) выгорания адекватно и не бояться его.
- Обучить простым стратегиям преодоления профессионального выгорания.
- Осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Оборудование:
- Опросник «Список причин, травмирующих педагогов»,
- Список возможный стрессовых состояний
- Маркерная доска, маркеры
- Карточки «фантом»
- Буклет «10 несложных способов наполниться энергией и увеличить свой ресурс»
- Цветные карандаши
- Листы А4
- Ручки
Время проведения: 60-90 минут
Ход проведения тренинга
Перед началом тренинга с педагогами проводится опрос «Список причин, травмирующих педагогов». Каждый участник отмечает галочкой ту причину, которая больше всего его травмирует на работе.
Список причин, травмирующих педагогов:
- Взаимоотношения с руководством.
- Сложный микроклимат в коллективе (конфликты).
- «Трудные» воспитанники.
- Взаимоотношения с родителями.
- Постоянная нехватка времени.
- Большое количество документации и ненужной бумажной работы.
- Социометрический статус в коллективе (отверженный и непринятый).
- Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы.
- Особенности характера, которые вас самих не устраивают (застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.)
- Низкая зарплата.
Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога». Что же такое «синдром эмоционального выгорания»? Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Синдром профессионального или эмоционального выгорания возникает в результате постоянных стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Причины стрессов могут быть самые разные, начиная от рабочей нагрузки до сложных отношений с администрацией. По результатам исследований, наиболее высокий уровень выгорания у руководителей учреждений образования и у педагогов, которые работают в интернатных учреждениях, социальных приютах и учреждениях для детей с особенностями развития.
Как известно педагогическая сфера деятельности – это постоянное напряжение в психоэмоциональном плане и повышенная ответственность.
Синдром эмоционального выгорания опасен как для человека, так и для окружающих. Если в коллективе появился человек, переживающий профессиональное выгорание, то возможна цепная реакция. Пессимизм начинает действовать как вирусное заболевание.
Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.
Обсуждение: на схеме можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, а какие на последнем месте, и страдают от недостатка вашей энергии.
Тест «Насколько вы подвержены профессиональной деформации?»
(даётся в устной форме, выполняется анонимно)
Цель: дать возможность педагогам определить у себя уровень профессионального выгорания.
Постарайтесь сравнить себя «сегодняшнего» и себя «вчерашнего».
Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния.
- Я думаю, что меня недооценивают.
- Я постоянно переживаю за качество своей работы.
- Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
- В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны или, наоборот, я сплю вообще без сновидений.
- У меня почти не хватает времени на отдых.
- Мне трудно сохранять самообладание в ситуациях конфликта.
- Мне не хватает возможностей для самореализации.
- У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
- Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки)
- Время от времени я забываю обыденные вещи (выключен ли утюг, сделана ли запись в журнале)
- В последнее время мне хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе (коллеги, воспитанники, родители)
- Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
- К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил и энергии.
- Меня беспокоит беспричинная тревога и чувство тяжести.
Ключ теста
До 4 баллов. У вас пока всё сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя ещё через полгода.
5 – 9 баллов.У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если не обратите на это внимание теперь, в скором времени ваше здоровье окажется под угрозой.
10 – 14. У вас сильно выражен синдром профессионального выгорания. Окружающим, в том числе и близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка – вот некоторые из большого списка заболеваний, которые вас ждут, если вы не измените свою жизнь
Практическое задание «Фазы профессионального выгорания».
Цель: дать возможность участникам отрефлексировать своё состояние за определённый промежуток времени (время определяют сами)
Теоретическая часть: три фазы записываются на доске.
Тревожное напряжение.
Вы недовольны собой и понимаете, что вам некомфортно в своей профессии. В связи с этим развивается тревожность, и как результат – тяжёлое психологическое состояние.
Противостояние.
В этой фазе вы реагируете на партнёров по принципу «хочу – не хочу». Можно сказать, что вы человек настроения.
«Опустошение».
Вас уже ничего не беспокоит, вы потеряли интерес к людям, с которыми работаете. Возможны проблемы со здоровьем, в том числе и психологическим.
Практическая часть:
Задание:
Вспомните, случалось ли с вами нечто подобное?
В какой фазе вы находились?
Что вы чувствовали?
Как из этого состояния вышли?
Стратегии преодоления профессионального выгорания.
Цель: обучить педагогов элементарным способам преодоления профессионального выгорания.
Оборудование: на доске записаны фундаментальные отрицательные эмоции (Страх (испуг, паника), Гнев (взбешённость, безумие), Горе (уныние, печаль, сломленность), Отвращение (неприязнь, омерзение), Презрение (пренебрежение, надменность), Стыд (застенчивость, робость).
Каждому раздаётся распечатанный список возможный стрессовых состояний.
Алгоритм детализации проблемы:
1. Выясните общую причину стресса (поможет список причин, травмирующих педагогов, который давался перед началом тренинга).
- Определите, что вы чувствуете:
- Какая эмоция взяла верх над остальными? (список эмоций прилагается).
- Какое ваше состояние в данный момент? (список возможных состояний прилагается). Состояния, характерные для коллектива, записываются на доске.
3. Каким органом вы реагируете на стрессовую ситуацию? (голова, глаза, горло, сердце, желудок, руки, ноги и т. д.) Тоже записывается на доске.
Упражнение «Фантом»
Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)
Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх.
Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.
4.Смените стереотип поведения (для этого выясняется, кто виноват: субъект или объект?)
Если в вашем стрессовом состоянии виноват какой-то человек, то
- Постарайтесь увидеть позитивные намерения другого человека (определите причины, заставившие его так поступить с вами). Даже если вы уверены в своей правоте, это не значит, что у вашего обидчика нет своей правды.
- Откажитесь от «зеркальной» реакции и дайте человеку договорить, не перебивая его. Не платите ему той же монетой, не обрушивайте на него те же нотации и критику, что и он на вас.
- Проявите к нему понимание и эмпатию. Воспринимайте своего партнёра как человека, чьё поведение очень точно иллюстрирует фразу «благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно от вас зависит, станет ли всё по-другому, если в ответ на колкости и раздражение вы ответите спокойствием, выдержкой и дружелюбием, а то и вовсе «погладите» его «по душе».
Если ваше стрессовое состояние вызвано какими-то другими причинами, то
- Постарайтесь адекватно посмотреть на проблему (подойти к ней с разных сторон: критически, творчески, позитивно, философски).
Чтобы это сделать, надо владеть способами воздействия на внутренние состояния.
Способы воздействия на внутренние состояния:
- Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов)
1. Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение
«Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. Выдох в два раза длиннее вдоха)
2. Просто улыбнитесь, даже, если не хочется.
Тренировочное упражнение.
Изобразите улыбку грустную, злорадную, блаженную, восторженную.
Если хотите изменить своё внутреннее состояние в лучшую сторону, улыбайтесь восторженно или блаженно.
3. Старайтесь говорить медленно, движения делать плавные.
- Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)
- Постарайтесь вспомнить что-то очень приятное для вас. Вспомните то состояние радости и удовлетворения, в котором вы находились. Соберите воедино эти минуты своей жизни, найдите время прожить их ещё раз хотя бы мысленно.
- Если у вас есть любимый герой из кинофильма или книги, то представьте, как бы на вашем месте поступил он, или чтобы он вам посоветовал в данной ситуации.
- Послушайте любимые мелодии и потанцуйте, можно в одиночестве. Рекомендуют слушать классическую музыку или народные мелодии. Из музыкальных инструментов лечебное воздействие оказывает орган.
- Преобразуйте свою эмоцию. Для этого нужно представить, как она выглядит, что из себя представляет, и уничтожить её или договориться с ней жить мирно.
- Сделайте какую-нибудь безделушку или слепите, или нарисуйте.
- Воспринимайте мир, как мир добра и красоты. Это создаёт гармонию внутри себя.
- Проговаривание вслух.
- Самовнушение. Фразы должны быть краткими, понятными, простыми. Чтобы это подействовало, нужно выполнить одно важное условие – самовнушение должно идти без применения волевых усилий. Вы не должны заставлять себя что-то говорить или приказывать, вы должны искренне этого хотеть. Бессознательное самовнушение бывает очень успешным, т. к. осуществляется без усилий.
Тренировочное упражнение
Скажите фразу «я рад»
- гневно,
- безразлично,
- гордо,
- жалостно
- заманчиво
- ласково
- окрыляюще
- Аутогенная тренировка (требуется продолжительное время, чтобы научиться )
Профилактика эмоционального выгорания.
Цель: ознакомить участников группы с профилактическими мерами по предупреждению профессионального выгорания (раздача буклетов с рекомендациями «10 несложных способов наполниться энергией и увеличить свой ресурс»).
- Физкультура. Можно просто 2-3 раза в неделю по 20 минут делать пешие прогулки. Этим вы будете накапливать энергию для следующих стрессовых ситуаций.
- Водные процедуры. Вода очень хорошо снимает усталость.
- Правильное питание.
- Сон.
- 30-минутное одиночество после тяжёлого рабочего дня.
- Любимое занятие, хобби.
- Встреча с друзьями.
Заключительная часть.
Упражнение «Эмоциональная почта»
Цель: создание положительного эмоционального настроения в группе, проявление эмпатии друг к другу.
Каждому участнику раздаётся лист и ручка. Он подписывает свой лист вверху и передаёт соседу. Сосед пишет какое-нибудь доброе пожелание этому человеку и передаёт дальше и так до тех пор, пока лист, исписанный пожеланиями, не вернётся к хозяину. В результате у каждого участника на руках будет целый список пожеланий.
Приложение
Список причин, травмирующих педагогов
Взаимоотношения с руководством | |
Сложный микроклимат в коллективе (конфликты) | |
«Трудные» воспитанники | |
Взаимоотношения с родителями | |
Постоянная нехватка времени | |
Большое количество документации и ненужной бумажной работы | |
Социометрический статус в коллективе (отверженный и непринятый) | |
Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы | |
Особенности характера, которые вас самих не устраивают, (застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.) | |
Низкая зарплата |
«ФАНТОМ»
Буклет «10 несложных способов наполниться энергией и увеличить свой ресурс»
1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОДУ Вода - отличный проводник энергий:
2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ МУЗЫКУ
3. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИРОДНЫЕ ВИБРАЦИИ
4. МЕДИТИРУЙТЕ Любой способ - просто посидеть в тишине, полежать с закрытыми глазами или активно помедитировать под голос проводника - выбирайте то, что вам подходит. Главное - сохранять состояние спокойного ума и не давать мыслям о повседневности вам помешать. 5. ЗАЙМИТЕСЬ СПОРТОМ Спорт - это энергия, главное - не перегибать! Для этого вид спорта, которым вы занимаетесь, должен вам очень нравиться, вы должны очень хотеть им заниматься и кайфовать от процесса. | 6. ОБЩАЙТЕСЬ С ЖИВОТНЫМИ Братья наши меньшие почти не подвержены таким видам стресса, которые влияют на нас с вами, поэтому общение с ними для нас всегда очень полезно и ресурсно. Установите правило уделять хотя бы полчаса в день своим зверям - погладьте их, почешите, подстригите когти, да и просто полежите рядом. 7. ТВОРЧЕСТВО Любое творчество - рисование, пение, танцы, актерская игра - всё, что вы можете вообразить - подойдёт. Можете даже писать стихи. Энергия, которая вырабатывается во время творческих процессов - очень высокого порядка, пользуйтесь активно, не отказывайтесь от неё! Ещё хорошо заниматься тем, что требует полного сосредоточения - вязать, вышивать, собирать паззлы, делать алмазную мозаику и прочие варианты. 8. ПРИГОТОВЬТЕ ЕДУ Готовка еды - это очень ресурсный процесс, но будьте осторожны, если вы в очень глубоком откате - скорее всего еда, приготовленная вами, будет так себе. Если же вы начинаете готовить и чувствуете прилив сил и энергии - то этой едой можно даже случайно кого-нибудь вылечить, и это не шутка. 9. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК Начните вести дневник для себя. Проговаривание ваших мыслей поможет вам привести их в порядок и принесет совершенно новые неожиданные инсайты, вот увидите. Просто попробуйте ввести в правило каждый день писать пару страничек. Сначала может идти туго, но потом вас будет не остановить. 10. ДЫШИТЕ
Все эти способы работают только при условии, что вы действительно всё это начнёте делать. И не один раз, а регулярно и постоянно. Всем желаю чувствовать наполненность, быть в ресурсе и экологично обмениваться энергией с пространством. |
Список состояний.
- Беспокойство.
- Беспомощность.
- Безысходность.
- Безразличие.
- Возмущение,
- Волнение
- Грусть
- Досада
- Давление.
- Жалость
- Злоба
- Зависть
- Недоумение
- Напряжение.
- Ненависть
- Неуверенность
- Обида
- Огорчение
- Одиночество
- Отчаяние
- Опустошённость
- Печаль
- Равнодушие
- Разочарование
- Раскаяние
- Скорбь
- Скука
- Смятение
- Сожаление
- Сомнение
- Страдание
- Спокойствие
- Тоска
- Унижение
- Уныние
- Усталость
- Хандра
- Тревожность.
- Ярость
Тест
«Насколько вы подвержены профессиональному выгоранию?»
Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния. Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».
- Нарушение сна (как бессонница, так пересыпание).
- Постоянное чувство усталости.
- Снижение или повышение аппетита.
- Снижение или повышение веса.
- Обострение хронических заболеваний.
- Злоупотребление лекарственными препаратами.
- Частое употребление табака, кофе или шоколада.
- Очень частые походы по магазинам.
- Почти каждодневные встречи с друзьями (подругами) в ущерб семье.
- Избегание контактов с коллегами по работе
- Избегание контактов учениками
- Избегание контактов с родителями учеников
- Избегание контактов в собственной семье.
- Острое желание сменить место работы.
- Беспричинная тревога или чувство тяжести («камень на душе»)
- Апатия к работе.
- Интеллектуальное опустошение (проблемы с запоминанием информации, трудности с систематизацией и классификацией).
- Избегание своих профессиональных обязанностей.
- Чувство «загнанности в клетку».
- Ваши моральные ценности уже не действуют, вы не знаете, какими правилами руководствоваться.
Если вы набрали больше 10 симптомов, то следует срочно принять меры по преодолению профессионального и эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»
Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
Конспект занятия по теме "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"
Цель предлагаемого занятия для педагогов-психологов: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции....
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...
Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Цели: 1. Работа с синдромом эмоционального выгорания у педагогов....
Мастер-класс на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. эта профессия обладает огромной социальной важностью. В последние годы резко возрос инт...