Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста ,через проведение педагогической диагностики.
статья по психологии

Светлана Сергеевна Панова

Правила диагностического обследования

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики – это когда воспитатель занимает позицию поводящего диагностику, тогда и меняется его деятельность по отношению к детям.. В процессе диагностики основная цель – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Светлана Сергеевна,

Воспитатель

МБДОУ№21 « Аленький цветочек»,

Г.Саяногорск, Республика Хакасия

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста ,через проведение педагогической диагностики.

Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с детьми. От умения педагога добиваться при взаимодействии с воспитанниками высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Для педагогической диагностики важно то, что воспитатель, и его воспитанник изменяются, взаимодействуют, вместе организуя учебно-воспитательный процесс. Поэтому, если педагог не застыл в своей «непогрешимости», если он живет жизнью своих учеников, то и для него диагностика ученика превращается в диагностику их совместного движения от одной педагогической цели к другой. Так возникает сотрудничество в новой сфере, более широкой, чем учебная и воспитательная деятельность, поэтому для педагога диагностика начинается выполнять сразу две роли:

  • 1) с помощью диагностики прослеживается результативность работы воспитателя и ребенка,
  • 2) диагностика из инструмента познавания превращается в инструмент формирования.
  • Существует большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей.

Правила диагностического обследования

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики – это когда воспитатель занимает позицию поводящего диагностику, тогда и меняется его деятельность по отношению к детям.. В процессе диагностики основная цель – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый.

Родители присутствуют при обследовании дошкольников.

Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать.

Нельзя выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка.

Не обсуждают результаты обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той или иной форме сообщают о результатах обследования.

Совместно с родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком.

Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку.

Поскольку дошкольники уже на достаточном уровне овладели речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе которого и проводится диагностики развития.

Обследование дошкольников проводится как вербальным, так и невербальным методами.

Так если психолог проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса (безразличия) к предлагаемым заданиям.

Обследование проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Наблюдения дают ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и мотивационной сфер.

При интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и пояснение родителей.

Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения изобразительных задач - должны быть отмечены их выразительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразительности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошкольник может это сделать.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

- оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка;

- по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;

- нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

- оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Разработанная система диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» -дошкольник-выпускник.

Предлагаемая диагностическая карта ориентирует воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.

Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

Оценка достижений дошкольника

Какие особенности необходимо учитывать при оценке достижений дошкольника?

Во-первых, следует сказать о том, что оценка, как правило, носит субъективный характер. Объективная действительность, преломленная через призму восприятия, приобретает иные формы и во многом зависит именно от личностных характеристик оценивающего. Мы можем часто сталкиваться с неразработанностью четких критериев оценки. В особенности это касается творческих сфер, где понятия «правильности» или соответствия стандартам весьма условны. И даже если критерии четко установлены, фактор личного восприятия оценивающего должен учитываться. Для того чтобы свести к минимуму субъективность и минимизировать педагогические ошибки, педагог, работающий с детьми, должен быть профессионально грамотным. Это позволит оценивать деятельность дошкольника наиболее объективно и исключит возможность решения собственных проблем за счет ребенка.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что дошкольник ещё не умеет отделять свою деятельность от своей личности. Ребенок склонен переносить на себя оценку, данную ему педагогом.

В-третьих, хотелось бы поднять вопрос о возможности использования системы отметок в работе с дошкольниками. Официально баллы за проделанную работу воспитанникам ДОУ не выставляются, но некоторые педагоги, проводя диагностику с детьми, озвучивают «оценки». Ребенок 3-6 лет ещё не понимает критериев отметки, он не способен в полной мере соотнести свою работу с существующими стандартами и, в силу отсутствия в этом возрасте абстрактного мышления, не может понять истинного значения выставляемых ему баллов от «2» до «5».

Наши наблюдения показывают, ребенок в этом возрасте ещё не способен понять суть бальной системы и, как уже говорилось выше, переносит выставляемую ему отметку на свою личность в целом.

Отдельно следует обратить внимание на оценку творческой деятельности. Дети должны понимать и рассказывать чему научились, что им понравилось или не понравилось делать.

Нельзя давать оценку детям и озвучивать её, иначе мы у детей будем развивать чувство страха и неуверенности в себе. У ребенка не будет интереса и желания заниматься данной деятельностью. По-нашему мнению выставление отметок (уровней, критериев) в дошкольном возрасте не должно иметь место, так как первостепенными задачами являются: научить ребенка получать удовольствие от процесса учебной, трудовой и творческой деятельности. Радоваться полученным знаниям и навыкам и уметь применять их; привыкать сравнивать себя с самим собой в прошлом, настоящем и будущем, а не с другими людьми. Конечно, данная работа гораздо сложнее, чем использование балльной системы, она требует вдумчивого, внимательного отношения к своим подопечным, предполагает психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование педагога. Кроме того, необходима разработка альтернативных методов оценки: например, оценочные карты, которые выполняют ориентирующую роль. Ведь по критериям оценки у ребенка есть низкий уровень, он на нем остается, не дотягивая до среднего, но у него замечены сдвиги в его достижениях в разной деятельности. Это уже и есть маленькие достижения, которые сделал ребенок.

Таким образом, реализация программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогической диагностики.

Список литературы:

  • Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Педагогика, 2010. – Т.2: Психология педагогической оценки. – 288 с. С.14 [2]
  • Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений, Москва, Академия, 2000
  • Академия, 2000.
  • Крулехт М.В., Тельнюк И.В., Экспертные оценки в образовании, Москва, Академия, 2002.
  • Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО. «ТЦ Сфера», 2017.
  • Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк.образов.учреждений –2-е изд. – М., Просвещене, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных ...