Практикум для молодых специалистов
консультация по психологии
Практикум для молодых специалистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_molodyh_spetsialistov.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Томска
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г. ТОМСК
634021, город Томск, ул. Алтайская 128, телефон 45-06-40
Практикум для молодых специалистов
«Я – идеальный воспитатель»
Составитель:
педагог–психолог
МАДОУ №39
Мартынова Анна Игоревна
Томск, 2023 г.
Цель практикума: создать молодым педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.
Задачи:
- диагностирование направленности педагога, его рабочей мотивации;
- выявление затруднений в профессиональной практике и принятие мер по их предупреждению в дальнейшей работе;
- актуализация сильных сторон личности педагога и настрой на спокойное преодоление проблем, возникающих в профессиональной деятельности;
- оказание помощи в формулировании и оформлении планируемых целей самообразования.
Практические результаты практикума:
- переосмысление представлений о труде воспитателя;
- расстановка приоритетов в профессиональной сфере;
- составление плана профессионального самосовершенствования с конкретизацией целей и стремлений;
- освоение приёмов саморелаксации.
Количество человек: от 2 до 5.
Продолжительность: 1 – 1,5 часа.
Материалы: гуашь, кисточки, листы формата А3, бумага для записей, ручки.
Ход практикума
- Введение в проблему
Слово педагога-психолога: «Здравствуйте, коллеги! Все вы понимаете, что с выходом на работу любой человек испытывает некоторый дискомфорт и напряжение, связанные с адаптацией к новому месту, незнакомому коллективу и т. д. У ребёнка период адаптации к детскому саду составляет от 10 до 90 дней. Взрослому человеку для адаптации к новой работе нужен минимум месяц. Цель нашей встречи - помочь вам адаптироваться к новой роли и повысить свой профессионализм».
- Выполнение рисунка «Я – воспитатель»
Цель: облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворённость ею и возникновение проблем.
Инструкция. Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточки и предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я – воспитатель». По завершении данной работы каждый педагог рассказывает о своём рисунке, объясняя, почему изобразил именно это.
Педагог-психолог интерпретирует рисунки по следующим критериям (можно использовать пояснения к любой методике):
- цвет;
- размер;
- детали;
- целостность созданного образа;
- главный и второстепенные герои;
- наличие активности в рисунке;
- роль педагога с точки зрения автора рисунка;
- взаимоотношения между героями и т. п.
Также при интерпретации можно опираться на схему пошагового анализа рисованной ситуации по М. В. Осориной, включающей шесть фаз:
- контактную - нужно вступить в контакт, согласиться общаться с нарисованными героями, для чего, глядя на изображение, надо задать вопрос: «Ну как тут у вас?» - и, вжившись в рисунок, субъективно ответить на него.
- ориентировочную - задавая себе вопросы «Кто это, что это?», необходимо найти всех героев и правильно назвать их. Героями будут все нарисованные люди, персонифицированные сущности (например, человек-паук), животные, растения, предметы, явления природы и даже цветной фон. С учётом данной последовательности выделяется главный герой, с которым человек идентифицирует себя. Этого героя никто не загораживает, на него направлена активность других; он больше остальных по размеру и расположен ближе, чем они, к центру листа;
- качественного анализа героев (как размещены герои, начиная с главного; во что одеты; каковы пропорции тела и т. д.);
- рассмотрения взаимоотношений героев - устанавливается наличие или отсутствие связи между ними;
- поиска ответа на вопрос «Что всё это значит?»;
- выхода из контакта (нужно мысленно поблагодарить автора за то, что он позволил заглянуть в свой внутренний мир).
- Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе действительности
Цель: отследить динамику представлений педагога о своей работе.
Примерные вопросы:
- как вы представляли себе работу поначалу;
- что оказалось не таким, как вы себе представляли;
- как вы представляете себе эту работу сейчас;
- что вам кажется сложным;
- что для вас оказалось самым лёгким;
- что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
- хочется ли вам сейчас работать воспитателем?
- Создание образа идеального воспитателя
Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя.
Инструкция. Педагогам предлагается ответить на вопросы:
- каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
- какими качествами он должен обладать?
Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.
- Упражнение «Какое качество важнее?»
Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.
Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:
- мудрость, надёжность, настойчивость;
- активность, бескорыстие, вежливость;
- сила воли, скромность, смелость;
- самозабвенность, тактичность, терпеливость;
- гордость, гибкость, доброжелательность;
- невозмутимость, обаяние, общительность.
Задача - в каждой строке определить самое важное качество и обосновать своё решение. По окончанию упражнения проводится обсуждение.
- Упражнение «Мои профессиональные качества»
Цели: стимулировать участников к рефлексии своих личностных качеств, ресурсов и ограничений, составить план профессионального самосовершенствования.
Инструкция педагога-психолога: «Стремитесь ли вы стать идеальным воспитателем? Имеются ли в вашем окружении воспитатели, на которых вам хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо родиться?
Подчеркните в описании вашего «идеала» те качества, которыми вы обладаете сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью.
Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажите те качества, которые вам помогают в профессиональной деятельности, во второй – те, которые мешают.
Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходимо развить, для того чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас.
Теперь надо разработать план по достижению намеченных целей по схеме:
- сама цель;
- мероприятия по её достижению;
- факторы, которые будут способствовать (в том числе личностные особенности) или препятствовать достижению цели;
- сроки реализации;
- способы контроля или факторы продвижения к цели;
Дома составьте план достижения трёх целей (план выработки у себя профессиональных качеств)».
- Работа с рисунком «Я – воспитатель»
Цель: преобразовать себя на символическом уровне в идеального воспитателя.
Инструкция педагога-психолога: «Теперь, когда вы представляете себе, каким воспитателем хотите стать, пришел черед выполнить заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим рисунком что-то, для того чтобы он стал называться «Я - идеальный воспитатель». Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок словами «Я - идеальный воспитатель».
Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не меняют на этом листе бумаги. В данном случае педагог-психолог может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также можно обратить внимание участников на те качества, которые они выбрали в портрете идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития (см. упражнение 6), и отразить их в рисунке.
- Релаксация
Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.
- Релаксация «Воздушный шарик».
Инструкция педагога-психолога: «Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и лёгким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается… А потом надувается вновь… Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».
- Релаксация «Абажур».
Инструкция педагога-психолога: «Представьте себе, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идёт вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете нервничать, абажур поворачивается лампой вверх… Резкий свет бьёт в глаза, слепит, вам становится жарко и некомфортно.
Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших силах её исправить. Представьте, что абажур медленно и плавно поворачиваются вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно…»
Вопросы для обсуждения:
- Насколько детально вам удалось представить описываемую ситуацию?
- Как менялась ваше состояние по мере того, как вы мысленно поворачивали абажур?
- Где и как в реальной жизни можно использовать такой приём саморегуляции?
- Рефлексия
Цель: подвести итоги практикума; установить обратную связь с участниками.
Вопросы для обсуждения:
- Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
- Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?
- Считаете ли вы эти упражнения полезными?
- Какие открытия вы сделали о себе или о других?
- Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для молодых специалистов
приобщение дошкольников к театрализованной деятельности...
Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....
семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»
семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков....
Практикум для молодых специалистов Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Методика выполнения дифференцированной артикуляционной гимнастики»
Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Это гимнастика создае...
Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»
Семинар -практикум для педагогов с целью повышения их педагогической компетентности в общении с родителями воспитанников....
Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»
Рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями...
Семинар-практикум для молодых специалистов "Методы активизации детей в ходе проведения занятия"
Актуальность семинара. Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специ...