Индивидуальные занятия для не говорящих детей 4-5 лет Задержка психического развития
план-конспект занятия по психологии
Цель и задачи
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики рук.
Задачи:
- развивать зрительное, слуховое, тактильное и пространственное восприятие;
- формировать систему сенсорных эталонов (цвет, величина);
- развивать концентрацию внимания и устойчивость внимания;
- тренировать слуховую и зрительную память;
- учить пользоваться заместителями и создавать новые образы предметов;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать навыки построения связных монологических высказываний;
- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам и пересказывать текст знакомой сказки или рассказа;
- снижать эмоциональное и мышечное напряжение.
Составитель заданий педагог-психолог Соловьева Е.Г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальные занятия для не говорящих детей
4-5 лет
Задержка психического развития
Цель и задачи
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики рук.
Задачи:
- развивать зрительное, слуховое, тактильное и пространственное восприятие;
- формировать систему сенсорных эталонов (цвет, величина);
- развивать концентрацию внимания и устойчивость внимания;
- тренировать слуховую и зрительную память;
- учить пользоваться заместителями и создавать новые образы предметов;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать навыки построения связных монологических высказываний;
- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам и пересказывать текст знакомой сказки или рассказа;
- снижать эмоциональное и мышечное напряжение.
Составитель заданий педагог-психолог Соловьева Е.Г.
Занятие 1 (октябрь)
Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)
- «Попади в цель» - забрасывают кольцо на основание. Помогает развить меткость, глазомер, координацию движений.
2 «Удержи мешочек» -Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача — удержать мешочек на весу как можно дольше.
Также для развития мелкой моторики и осязательного восприятия можно предложить ребёнку игру «Чудесный мешочек». Для неё понадобятся два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, кубики, квадраты, круги, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе. Задача — на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, какую покажут на столе.
Мелкая моторика
1 «Рисунки на крупе» - рисование пальчиком по слою крупы. Для этого нужно рассыпать крупу тонким слоем на дно подноса и разровнять её.
Рисование на крупе способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
2 «Шнуровка» - Сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Например, шнуровка «Теремок» позволяет построить разноцветный домик с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком.
Восприятие (Зрительное, слуховое)
1 «Лабиринт» - научить ребёнка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, тренировать произвольное внимание, зрительное восприятие, так как ребёнку приходится в голове удерживать сразу несколько вариантов решения, выбирая из возможных правильное.
2 «пазлы» - воспитатель кладёт перед детьми на столе разрезные картинки. Предлагает внимательно рассмотреть и собрать картинку из юотдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. формирование начальных представлений о разнообразии окружающего мира, обучение навыку соединения частей в единое целое, совершенствование сенсорного восприятия и моторики пальцев рук.
Память
1 «Цепочка памяти» -
- Увеличивать количество карточек от занятия к занятию.
- Рассказывать историю с их помощью, так чтобы первая карточка соединялась какой-либо логикой (описывая визуальную связь объектов, смысловую, добавляя яркие эпитеты, чувства) со второй, вторая с третьей и так далее.
- После рассказа перемешать карточки видимой стороной вверх и попросить ребёнка разложить карточки по порядку как в истории (при затруднениях напоминать части истории).
- Ещё один вариант — не показывать карточки, а просить называть по порядку то, что было изображено на карточках, выкладывая карточки и восстанавливая историю аналогичным образом.
- Также можно выкладывать карточки в обратной последовательности, вспоминая её от конца к началу.
Мышление, воображение
1 «Мама и малыш» - ребёнок рассматривает изображения взрослого животного и находит к нему подходящего детёныша.
2 «Найди тень» - ребёнок рассматривает картинки с изображениями различных предметами и их силуэтами, он должен найти соответствующую тень и провести линию с помощью маркера.
Внимание
1 «Найди нужный цвет» - перед ребёнком выкладываются картинки банок с красками или цветные карандаши и т.д. и предметы подходящего цвета, ребёнку нужно сопоставить и разложить предметы по цвету.
Занятие 2 (октябрь)
Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)
- «Попади в цель» - забрасывают кольцо на основание. Помогает развить меткость, глазомер, координацию движений.
2 «Удержи мешочек» -Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача — удержать мешочек на весу как можно дольше.
Также для развития мелкой моторики и осязательного восприятия можно предложить ребёнку игру «Чудесный мешочек». Для неё понадобятся два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, кубики, квадраты, круги, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе. Задача — на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, какую покажут на столе.
Мелкая моторика
1 «Сортируем крупу» - Цель игры — развитие мелкой моторики.
Задачи: развивать тактильное восприятие; формировать умение узнавать и называть виды круп; закреплять умение различать величину предметов; развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие.
2 «Шнуровка» - Сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Например, шнуровка «Теремок» позволяет построить разноцветный домик с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком.
Восприятие (Зрительное, слуховое)
1 «Лабиринт» - научить ребёнка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, тренировать произвольное внимание, зрительное восприятие, так как ребёнку приходится в голове удерживать сразу несколько вариантов решения, выбирая из возможных правильное.
2 «Умные звоночки» Цель игры— развить логику, цветовосприятие, фантазию, зрительное и слуховое восприятие и обучить счёту.
Задачи игры: помочь ребёнку запомнить цвета и цифры; научить решать задания с карточек; развить память, координацию движений и логическое мышление.
Память
1 «Цепочка памяти» -
- Увеличивать количество карточек от занятия к занятию.
- Рассказывать историю с их помощью, так чтобы первая карточка соединялась какой-либо логикой (описывая визуальную связь объектов, смысловую, добавляя яркие эпитеты, чувства) со второй, вторая с третьей и так далее.
- После рассказа перемешать карточки видимой стороной вверх и попросить ребёнка разложить карточки по порядку как в истории (при затруднениях напоминать части истории).
- Ещё один вариант — не показывать карточки, а просить называть по порядку то, что было изображено на карточках, выкладывая карточки и восстанавливая историю аналогичным образом.
- Также можно выкладывать карточки в обратной последовательности, вспоминая её от конца к началу.
Мышление, воображение
1 «Мама и малыш» - ребёнок рассматривает изображения взрослого животного и находит к нему подходящего детёныша.
2 «Найди тень» - ребёнок рассматривает картинки с изображениями различных предметами и их силуэтами, он должен найти соответствующую тень и провести линию с помощью маркера.
Внимание
1 «Найди нужный цвет» - перед ребёнком выкладываются картинки банок с красками или цветные карандаши и т.д. и предметы подходящего цвета, ребёнку нужно сопоставить и разложить предметы по цвету.
Занятие 3 (ноябрь)
Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)
1 «Пол это лава» - Цель: Развивать интерес у детей к спортивным играм посредством двигательного опыта обучающихся в спортивно-игровой деятельности Задачи: Укрепление здоровья и повышение работоспособности на основе всестороннего, гармонического развития (с использованием инвентаря: круги, дорожка, обручи и т.д. ).
2 «Дорожка балансир» - Способы игр на балансировочной дорожке:
• «Дорожка». Ребёнок ходит или марширует по дорожке вперёд-назад.
• «Топтание». Ребёнок топчется на месте обеими ногами сначала на пяточках, потом на носочках.
• «Цапля». Ребёнок стоит на одной ноге, вторая приподнята, делает шаг вперёд с высоким подниманием колена, переносит тело на другую ногу и так далее.
• «Мишка косолапый». Ребёнок ходит на внешней стороне стоп (перекатывается).
• «Ходьба „гуськом“». Ребёнок передвигается в полуприседе, руки кладёт на колени.
• «Подъёмы». В ходьбе ребёнок поднимается на носочки, тянется руками вверх, затем опускается на пяточки, шаг вперёд, снова поднимается на носочки и вновь опускается и так далее.
• «Змейка». Ходьба скрестным шагом, перешагивая через дорожку.
• «Смена положения». Ребёнок поочерёдно ходит на пяточках, на носочках, на внутренней и внешней стороне стоп.
• «Канатоходец». Ребёнок проходит по балансировочной дорожке, подставляя пятку одной ноги к носку другой.
• «Краб». Ребёнок идёт по дорожке боком, приставными шагами. Сначала с правой ноги, затем с левой.
• «По грибы». Стоя на дорожке, ребёнок собирает мячики или другие игрушки, рассыпанные с обеих сторон. Старается не наступать на пол.
• «Какого цвета?». Сначала ребёнок собирает дорожку по устной инструкции. Например: «Клади зелёную деталь, потом — красную, теперь синюю». Затем проходит по ней, называя цвет детали, на которую наступает.
• «Круг». Из нескольких дорожек составляют круг, ребёнок проходит несколько кругов в одну сторону, затем в другую.
• «Эстафета». Две группы детей соревнуются, в какой группе все дети быстрее пройдут дорожку.
Цель игр на балансировочной дорожке: развитие физических качеств ребёнка, укрепление его здоровья посредством упражнений и подвижных игр с использованием балансира.
Задачи:
• укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат, правильно формировать голеностопный сустав;
• развивать чувство равновесия, координацию движений, глазомер;
• совершенствовать психофизические качества: повышение настроения, преодоление чувства страха у детей, внимание;
воспитывать дружеские взаимоотношения, поддерживать интерес детей к достижениям сверстников.
Мелкая моторика
1 «Собери бусы» - Цель игры «Собери бусы» — развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредством ручного труда. Задачи игры: учить детей нанизывать «бусы» на шнурок; различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий; соотносить предметы по цвету; развивать сенсорные способности; развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание «бус» на шнурок; воспитывать выдержку, выслушивать ответы детей.
Ещё несколько задач игры: учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду; закрепить понятие «много» и «один»; учить понимать речь взрослого; развивать координацию действий обеих рук и эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
2 «Собери картинку» - Цель игры «Собери картинку» — научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.
Задачи игры: учить собирать сюжетную картинку из отдельных частей; развивать навыки работы с разрезными картинками, мышление, внимание; формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения; учить узнавать предмет, изображённый на картинке, и рассказывать о содержании собранной картинки; воспитывать интерес к развивающим играм, внимательность, аккуратность. Также игра направлена на формирование логических приёмов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Восприятие (зрительное, слуховое)
1 «Умные звоночки» Цель игры— развить логику, цветовосприятие, фантазию, зрительное и слуховое восприятие и обучить счёту. Задачи игры: помочь ребёнку запомнить цвета и цифры; научить решать задания с карточек; развить память, координацию движений и логическое мышление.
Память
1 «Что поменялось?» - Цель игры «Что поменялось?» для детей 4–5 лет — развить внимание, наблюдательность и зрительное восприятие.
Задачи: помочь ребёнку определять пространственное расположение предметов, употреблять слова «справа», «слева», «впереди», «сзади», «сбоку», «около» и другие; развить память.
Мышление
1 «Стрелочки» - цель развить пространственное мышление, логическое мышление и изучить цвета. 1
Задачи:
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• активизировать в речи слова «вверх», «вниз», «налево», «направо»;
• закрепить знания основных цветов;
• развивать мелкую моторику рук.
Один из вариантов игры — «Цветные стрелочки». Ребёнку нужно расставить стрелочки на игровом поле в зависимости от их цвета и направления.
Ещё одна игра — «Весёлые стрелки». В ней игровое поле разделено на 25 квадратов, вверху стрелками указано направление, слева — разноцветные прямоугольники, которые показывают, какого цвета и в какой последовательности расположены стрелки. Ребёнок раскладывает стрелки в квадраты в соответствии с заданным цветом, последовательностью и направлением.
2 «Собери корзину» (Грибы, ягоды, продукты) - развить сенсорные способности, закрепить знания основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый).
Задачи:
• учить детей распределять грибочки в корзинки, опираясь на цвет;
• формировать представления о количестве предметов «один — много», активизировать в речи детей слова «один, много»;
• учить группировать однородные предметы по одному (общему) признаку;
• развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, речь;
• воспитывать усидчивость.
Содержание игры: собрать грибы в корзинку, называя цвета. 1 Например, красные грибочки — в красную корзинку, жёлтые — в жёлтую, зелёные — в зелёную, а синие — в синюю.
Воображение
1 «Дорисуй» - развитие моторики, внимания, графических навыков и самостоятельности.
Некоторые задачи, которые решаются с помощью заданий из тетради:
• «Дорисуй узор». Игра направлена на развитие чувства симметрии. На листе бумаги нарисовано начало узора, детям нужно продлить его дальше и раскрасить.
• «Найди друзей среди красок». Цель — учить детей выбирать краску, которая отвечает цвету предмета, и выполнять рисунок в цвете. На листах бумаги нарисованы силуэты предметов, ведущий даёт задание найти среди них «друзей» жёлтой, зелёной, синей, красной красок. 1
• «Закончи картинку». Цель — учить дорисовать предмет, развивать фантазию и воображение. На картинках частично нарисованы предметы (зайка, ёлка). Нужно узнать предмет, дорисовать части, которых не хватает, и раскрасить.
• «Подготовим стол к празднику». Цель — развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму. Перед детьми лежат разного цвета (красного, жёлтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4–5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки.
Внимание
1 «Сортировка» - научить их понимать суть окружающих вещей, различать их по разным признакам, сравнивать между собой и выявлять принадлежность к группам.
Некоторые задачи:
• Тренировка визуального восприятия. Ребёнок учится рассматривать детали, замечать одинаковые и разные элементы.
• Обогащение словарного запаса. Занятия помогают ребёнку научиться правильно строить предложения.
• Знакомство с понятием категории. Сортировка учит обобщать предметы на основе значимых признаков: формы, цвета, размера, назначения.
• Развитие принятия решений. Ребёнок выбирает предмет, задаётся вопросом, куда его положить, а затем приходит к ответу, внимательно оценив предмет по нескольким признакам.
• Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
• Развитие внимания. Ребёнок учится переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.
Например, в дидактической игре «Сортируй отходы правильно» для детей 4–5 лет цель — научить сортировать мусор в соответствии с правилами. Задачи: познакомить с понятиями «сортировка мусорных отходов», дать представления о вторичной переработке мусора, развить умения сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены, а также память, внимание, наблюдательность, логическое мышление и мелкую моторику.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития.1.2. Цель, задачи реализации ПрограммыЦель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для р...
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для ребенка с задержкой психического развития 6 - 7 лет.
Предполагаемый результат: Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных каче...
Индивидуальный план коррекционной работы c ребенком с задержкой психического развития 3-4 года
Индивидуальный план работы...
Индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению ребенка с задержкой психического развития специалистами МДОБУ «Детский сад №1»
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по ад...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, воспитанницы МАДОУ №100, обучения на 2023 - 2024 учебный год. Программа разработана в соответствии:...
- Мне нравится (1)