Индивидуальные занятия для не говорящих детей 4-5 лет Задержка психического развития
план-конспект занятия по психологии

Соловьева Елена Геннадьевна

Цель и задачи

 

Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики рук. 

Задачи:

  • развивать зрительное, слуховое, тактильное и пространственное восприятие; 
  • формировать систему сенсорных эталонов (цвет, величина); 
  • развивать концентрацию внимания и устойчивость внимания; 
  • тренировать слуховую и зрительную память; 
  • учить пользоваться заместителями и создавать новые образы предметов; 
  • развивать артикуляционную моторику; 
  • формировать навыки построения связных монологических высказываний; 
  • развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам и пересказывать текст знакомой сказки или рассказа; 
  • снижать эмоциональное и мышечное напряжение. 

 

Составитель заданий педагог-психолог Соловьева Е.Г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_zanyatiya_dlya_ne_govoryashchih_detey.docx901.36 КБ
Файл doc2.docx702.66 КБ
Файл doc8.docx535.54 КБ
Файл doc1.docx1.4 МБ
Файл doc2.docx727.24 КБ
Файл doc6.docx238.93 КБ
Файл doc4.docx146.37 КБ
Файл doc2.docx714.44 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные занятия для не говорящих детей

4-5 лет

Задержка психического развития

 

main_Дет_психолог.jpg

Цель и задачи

Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики рук. 

Задачи:

  • развивать зрительное, слуховое, тактильное и пространственное восприятие; 
  • формировать систему сенсорных эталонов (цвет, величина); 
  • развивать концентрацию внимания и устойчивость внимания; 
  • тренировать слуховую и зрительную память; 
  • учить пользоваться заместителями и создавать новые образы предметов; 
  • развивать артикуляционную моторику; 
  • формировать навыки построения связных монологических высказываний; 
  • развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам и пересказывать текст знакомой сказки или рассказа; 
  • снижать эмоциональное и мышечное напряжение. 

Составитель заданий педагог-психолог Соловьева Е.Г.

Занятие 1 (октябрь)

Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)

  1. «Попади в цель» - забрасывают кольцо на основание. Помогает развить меткость, глазомер, координацию движений

2 «Удержи мешочек» -Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача — удержать мешочек на весу как можно дольше. 

Также для развития мелкой моторики и осязательного восприятия можно предложить ребёнку игру «Чудесный мешочек». Для неё понадобятся два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, кубики, квадраты, круги, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе. Задача — на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, какую покажут на столе. 

Мелкая моторика

1 «Рисунки на крупе» - рисование пальчиком по слою крупы. Для этого нужно рассыпать крупу тонким слоем на дно подноса и разровнять её. 

Рисование на крупе способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости. 

2 «Шнуровка» - Сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Например, шнуровка «Теремок» позволяет построить разноцветный домик с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком. 

Восприятие (Зрительное, слуховое)

1 «Лабиринт» - научить ребёнка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, тренировать произвольное внимание, зрительное восприятие, так как ребёнку приходится в голове удерживать сразу несколько вариантов решения, выбирая из возможных правильное. 

лаберинт 1.jpg

2 «пазлы» - воспитатель кладёт перед детьми на столе разрезные картинки. Предлагает внимательно рассмотреть и собрать картинку из юотдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узоруформирование начальных представлений о разнообразии окружающего мира, обучение навыку соединения частей в единое целое, совершенствование сенсорного восприятия и моторики пальцев рук.

Память

1 «Цепочка памяти» -  

  1. Увеличивать количество карточек от занятия к занятию. 
  2. Рассказывать историю с их помощью, так чтобы первая карточка соединялась какой-либо логикой (описывая визуальную связь объектов, смысловую, добавляя яркие эпитеты, чувства) со второй, вторая с третьей и так далее. 
  3. После рассказа перемешать карточки видимой стороной вверх и попросить ребёнка разложить карточки по порядку как в истории (при затруднениях напоминать части истории). 
  4. Ещё один вариант — не показывать карточки, а просить называть по порядку то, что было изображено на карточках, выкладывая карточки и восстанавливая историю аналогичным образом. 
  5. Также можно выкладывать карточки в обратной последовательности, вспоминая её от конца к началу. 

y5wn4p7VYco.jpg

Мышление, воображение

1 «Мама и малыш» - ребёнок рассматривает изображения взрослого животного и находит к нему подходящего детёныша.

ae66469ef2add8e4d192b322363bf3c3.jpg5c8ecd299ec976ebbae800b408b9e6f0.jpg12faf03515a5846bf767d56dcff8a53b.jpg

2 «Найди тень» - ребёнок рассматривает картинки с изображениями различных предметами и их силуэтами, он должен найти соответствующую тень и провести линию с помощью маркера.

3e2c724a97e21bb34a37d39e3fb32c01.jpg

Внимание

1 «Найди нужный цвет» - перед ребёнком выкладываются картинки банок с красками или цветные карандаши и т.д. и предметы подходящего цвета, ребёнку нужно сопоставить и разложить предметы по цвету.

06ea3df701b4684025def6344a15bcea.jpg186ddb9ea1527d148bcfeeb252a89b20.jpg

Занятие 2 (октябрь)

Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)

  1. «Попади в цель» - забрасывают кольцо на основание. Помогает развить меткость, глазомер, координацию движений

2 «Удержи мешочек» -Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача — удержать мешочек на весу как можно дольше. 

Также для развития мелкой моторики и осязательного восприятия можно предложить ребёнку игру «Чудесный мешочек». Для неё понадобятся два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, кубики, квадраты, круги, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе. Задача — на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, какую покажут на столе. 

Мелкая моторика

1 «Сортируем крупу» - Цель игры — развитие мелкой моторики. 

Задачи: развивать тактильное восприятие;  формировать умение узнавать и называть виды круп;  закреплять умение различать величину предметов;  развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие. 

2 «Шнуровка» - Сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Например, шнуровка «Теремок» позволяет построить разноцветный домик с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком. 

Восприятие (Зрительное, слуховое)

1 «Лабиринт» - научить ребёнка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, тренировать произвольное внимание, зрительное восприятие, так как ребёнку приходится в голове удерживать сразу несколько вариантов решения, выбирая из возможных правильное. 

700-nw.jpg

2 «Умные звоночки» Цель игры— развить логику, цветовосприятие, фантазию, зрительное и слуховое восприятие и обучить счёту. 

Задачи игры: помочь ребёнку запомнить цвета и цифры;  научить решать задания с карточек;  развить память, координацию движений и логическое мышление. 

Память

1 «Цепочка памяти» -  

  1. Увеличивать количество карточек от занятия к занятию. 
  2. Рассказывать историю с их помощью, так чтобы первая карточка соединялась какой-либо логикой (описывая визуальную связь объектов, смысловую, добавляя яркие эпитеты, чувства) со второй, вторая с третьей и так далее. 
  3. После рассказа перемешать карточки видимой стороной вверх и попросить ребёнка разложить карточки по порядку как в истории (при затруднениях напоминать части истории). 
  4. Ещё один вариант — не показывать карточки, а просить называть по порядку то, что было изображено на карточках, выкладывая карточки и восстанавливая историю аналогичным образом. 
  5. Также можно выкладывать карточки в обратной последовательности, вспоминая её от конца к началу. 

y5wn4p7VYco.jpg

Мышление, воображение

1 «Мама и малыш» - ребёнок рассматривает изображения взрослого животного и находит к нему подходящего детёныша.

ae66469ef2add8e4d192b322363bf3c3.jpg5c8ecd299ec976ebbae800b408b9e6f0.jpg12faf03515a5846bf767d56dcff8a53b.jpg

cd2f591ba4c771b84fc05d0589316abf.jpg

2 «Найди тень» - ребёнок рассматривает картинки с изображениями различных предметами и их силуэтами, он должен найти соответствующую тень и провести линию с помощью маркера.

Внимание

1 «Найди нужный цвет» - перед ребёнком выкладываются картинки банок с красками или цветные карандаши и т.д. и предметы подходящего цвета, ребёнку нужно сопоставить и разложить предметы по цвету.

06ea3df701b4684025def6344a15bcea.jpg186ddb9ea1527d148bcfeeb252a89b20.jpg

        Занятие 3 (ноябрь)        

Общая моторика (Игры и упражнения на баланс и равновесие, а также на развитие крупной моторики)

1 «Пол это лава» - Цель: Развивать интерес у детей к спортивным играм посредством двигательного опыта обучающихся в спортивно-игровой деятельности  Задачи: Укрепление здоровья и повышение работоспособности на основе всестороннего, гармонического развития (с использованием инвентаря: круги, дорожка, обручи и т.д. ).

2 «Дорожка балансир» - Способы игр на балансировочной дорожке:

•        «Дорожка». Ребёнок ходит или марширует по дорожке вперёд-назад.  

•        «Топтание». Ребёнок топчется на месте обеими ногами сначала на пяточках, потом на носочках.  

•        «Цапля». Ребёнок стоит на одной ноге, вторая приподнята, делает шаг вперёд с высоким подниманием колена, переносит тело на другую ногу и так далее.  

        «Мишка косолапый». Ребёнок ходит на внешней стороне стоп (перекатывается).  

        «Ходьба „гуськом“». Ребёнок передвигается в полуприседе, руки кладёт на колени.  

        «Подъёмы». В ходьбе ребёнок поднимается на носочки, тянется руками вверх, затем опускается на пяточки, шаг вперёд, снова поднимается на носочки и вновь опускается и так далее.  

        «Змейка». Ходьба скрестным шагом, перешагивая через дорожку.  

        «Смена положения». Ребёнок поочерёдно ходит на пяточках, на носочках, на внутренней и внешней стороне стоп.  

•        «Канатоходец». Ребёнок проходит по балансировочной дорожке, подставляя пятку одной ноги к носку другой.  

        «Краб». Ребёнок идёт по дорожке боком, приставными шагами. Сначала с правой ноги, затем с левой.  

•        «По грибы». Стоя на дорожке, ребёнок собирает мячики или другие игрушки, рассыпанные с обеих сторон. Старается не наступать на пол.  

•        «Какого цвета?». Сначала ребёнок собирает дорожку по устной инструкции. Например: «Клади зелёную деталь, потом — красную, теперь синюю». Затем проходит по ней, называя цвет детали, на которую наступает.  

•        «Круг». Из нескольких дорожек составляют круг, ребёнок проходит несколько кругов в одну сторону, затем в другую.  

•        «Эстафета». Две группы детей соревнуются, в какой группе все дети быстрее пройдут дорожку.  

Цель игр на балансировочной дорожке: развитие физических качеств ребёнка, укрепление его здоровья посредством упражнений и подвижных игр с использованием балансира.  

Задачи:

•        укреплять мышцы ног и спины, вестибулярный аппарат, правильно формировать голеностопный сустав;  

•        развивать чувство равновесия, координацию движений, глазомер;  

•        совершенствовать психофизические качества: повышение настроения, преодоление чувства страха у детей, внимание;  

воспитывать дружеские взаимоотношения, поддерживать интерес детей к достижениям сверстников.

Мелкая моторика

1 «Собери бусы» - Цель игры «Собери бусы» — развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредством ручного труда.   Задачи игры: учить детей нанизывать «бусы» на шнурок;  различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий;  соотносить предметы по цвету; развивать сенсорные способности;  развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание «бус» на шнурок;  воспитывать выдержку, выслушивать ответы детей.  

Ещё несколько задач игры: учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду;  закрепить понятие «много» и «один»;  учить понимать речь взрослого;  развивать координацию действий обеих рук и эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2 «Собери картинку» - Цель игры «Собери картинку» — научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.  банан.jpg

Задачи игры: учить собирать сюжетную картинку из отдельных частей;  развивать навыки работы с разрезными картинками, мышление, внимание;  формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения;  учить узнавать предмет, изображённый на картинке, и рассказывать о содержании собранной картинки;  воспитывать интерес к развивающим играм, внимательность, аккуратность.  Также игра направлена на формирование логических приёмов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Восприятие (зрительное, слуховое)

1 «Умные звоночки» Цель игры— развить логику, цветовосприятие, фантазию, зрительное и слуховое восприятие и обучить счёту.   Задачи игры: помочь ребёнку запомнить цвета и цифры;  научить решать задания с карточек;  развить память, координацию движений и логическое мышление.

Память

1 «Что поменялось?» - Цель игры «Что поменялось?» для детей 4–5 лет — развить внимание, наблюдательность и зрительное восприятие.  ZYN1tslG5jA.jpg

Задачи: помочь ребёнку определять пространственное расположение предметов, употреблять слова «справа», «слева», «впереди», «сзади», «сбоку», «около» и другие; развить память.

Мышление

1 «Стрелочки»  - цель развить пространственное мышление, логическое мышление и изучить цвета. 1

Задачи:

•        учить детей ориентироваться в пространстве;

•        активизировать в речи слова «вверх», «вниз», «налево», «направо»;

•        закрепить знания основных цветов;

•        развивать мелкую моторику рук.

Один из вариантов игры — «Цветные стрелочки». Ребёнку нужно расставить стрелочки на игровом поле в зависимости от их цвета и направления.

Ещё одна игра — «Весёлые стрелки». В ней игровое поле разделено на 25 квадратов, вверху стрелками указано направление, слева — разноцветные прямоугольники, которые показывают, какого цвета и в какой последовательности расположены стрелки. Ребёнок раскладывает стрелки в квадраты в соответствии с заданным цветом, последовательностью и направлением.

2 «Собери корзину» (Грибы, ягоды, продукты) - развить сенсорные способности, закрепить знания основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый).

Задачи:

•        учить детей распределять грибочки в корзинки, опираясь на цвет;

•        формировать представления о количестве предметов «один — много», активизировать в речи детей слова «один, много»;

•        учить группировать однородные предметы по одному (общему) признаку;

•        развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, речь;

•        воспитывать усидчивость.

Содержание игры: собрать грибы в корзинку, называя цвета. 1 Например, красные грибочки — в красную корзинку, жёлтые — в жёлтую, зелёные — в зелёную, а синие — в синюю.

Воображение

1 «Дорисуй» - развитие моторики, внимания, графических навыков и самостоятельности.

Некоторые задачи, которые решаются с помощью заданий из тетради:

•        «Дорисуй узор». Игра направлена на развитие чувства симметрии. На листе бумаги нарисовано начало узора, детям нужно продлить его дальше и раскрасить.

•        «Найди друзей среди красок». Цель — учить детей выбирать краску, которая отвечает цвету предмета, и выполнять рисунок в цвете. На листах бумаги нарисованы силуэты предметов, ведущий даёт задание найти среди них «друзей» жёлтой, зелёной, синей, красной красок. 1

•        «Закончи картинку». Цель — учить дорисовать предмет, развивать фантазию и воображение. На картинках частично нарисованы предметы (зайка, ёлка). Нужно узнать предмет, дорисовать части, которых не хватает, и раскрасить.a3e253d94cbd04591c57125b8f4c3b7b.jpg

•        «Подготовим стол к празднику». Цель — развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму. Перед детьми лежат разного цвета (красного, жёлтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4–5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки.

Внимание

 1 «Сортировка» - научить их понимать суть окружающих вещей, различать их по разным признакам, сравнивать между собой и выявлять принадлежность к группам.

Некоторые задачи:

•        Тренировка визуального восприятия. Ребёнок учится рассматривать детали, замечать одинаковые и разные элементы.

•        Обогащение словарного запаса. Занятия помогают ребёнку научиться правильно строить предложения.

•        Знакомство с понятием категории. Сортировка учит обобщать предметы на основе значимых признаков: формы, цвета, размера, назначения.

•        Развитие принятия решений. Ребёнок выбирает предмет, задаётся вопросом, куда его положить, а затем приходит к ответу, внимательно оценив предмет по нескольким признакам.

•        Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

•        Развитие внимания. Ребёнок учится переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.

Например, в дидактической игре «Сортируй отходы правильно» для детей 4–5 лет цель — научить сортировать мусор в соответствии с правилами. Задачи: познакомить с понятиями «сортировка мусорных отходов», дать представления о вторичной переработке мусора, развить умения сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены, а также память, внимание, наблюдательность, логическое мышление и мелкую моторику.



Предварительный просмотр:

лаберинт 1.jpg

        02lab0opo1269012245.jpg4cc7740b939dcfe66e0f3f6beef83898.jpg

700-nw.jpgbd32e357ed00174bd4f9a3d4f4ba7cd9.jpg

e3b1977257acbbbdb64f37b0138ac48f.jpg

700-nw.jpg


ebb909a5987d14f91dbb7c48f118f369.jpg



Предварительный просмотр:

06ea3df701b4684025def6344a15bcea.jpg186ddb9ea1527d148bcfeeb252a89b20.jpg790eae0557cceff7258da4969e4152d1.jpg850bfcc387e5da846765de6005d6b59e.jpg

f0f0850cc579994bb905103085e58cd5.jpgsortiruem-po-tsvetu1-1.jpgгнёзда.jpgптыцы.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

банан.jpgеж.jpgзаяц.jpgкурица.jpgогурец.jpgпомидор.jpegсвинья.jpgсобака.jpgяблоко.jpeg



Предварительный просмотр:

00cf322f826285795ebe0d9d49d1f284.jpg3e2c724a97e21bb34a37d39e3fb32c01.jpg12de6025de5be2585dd3c3c23c5838f9.jpg4558b2cf3f276ffb7b6eb9e12f1ede56.jpgcd2f591ba4c771b84fc05d0589316abf.jpgd79b8eb8a4113fd339cf85003fc05c78.jpgdb7492da0ea954bbfaaece13ca137578.jpg



Предварительный просмотр:

5c8ecd299ec976ebbae800b408b9e6f0.jpg12faf03515a5846bf767d56dcff8a53b.jpg37c39dd5d97388e8c13724bad40a558e.jpg

ae66469ef2add8e4d192b322363bf3c3.jpg184248cd347d4ab7539e9e2f379b27c3.jpg



Предварительный просмотр:

22b74870628c48885a362375c99add8e.jpg

25d0e85dacc7f8f43e6dd00f8e4d5f14.jpg

092.jpg097.jpg

b1edd5aba06df067bfa7fb78cec38eb8.jpg

ZYN1tslG5jA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная образовательная программадля ребенка с задержкой психического развития.1.2. Цель, задачи реализации ПрограммыЦель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для р...

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для ребенка с задержкой психического развития 6 - 7 лет.

Предполагаемый результат: Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных каче...

Индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению ребенка с задержкой психического развития специалистами МДОБУ «Детский сад №1»

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития.По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по ад...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, воспитанницы МАДОУ №100, обучения на 2023 - 2024 учебный год. Программа разработана в соответствии:...