Эффективные приёмы и методы формирования произвольности у дошкольников.
методическая разработка по психологии
Эффективные приёмы и методы формирования произвольности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_metody_i_priemy_proizvolnosti_u_doshkolnikov.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Оренбург ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»
Подготовила: педагог-психолог
Облицова Т.В.
Эффективные приёмы и методы формирования произвольности
у дошкольников.
В наше время развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем.
Очень часто приходится слышать от родителей, что дети неуправляемы, ничего не слышат, не сидят на месте и т. д. Сегодня мы поговорим о методах и приёмах формирования произвольности у дошкольников.
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей именно непроизвольный; во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Произвольная регуляция возникает в общении и совместной деятельности со взрослым.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.
-преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные,
- обретение человеком контроля над своим поведением,
- выработка волевых качеств личности.
Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра.
Очень важно понимать механизм формирования произвольной регуляции.
Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.
Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко удаётся ребёнку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором, - стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую окрашенность.
Для развития произвольности у дошкольников можно использовать следующие приёмы:
- Введение роли. Выполнение роли эмоционально привлекательно для дошкольника и стимулирует выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение.
- Введение сюжета. Введение сюжета в игру ребёнка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3–4 года.
- Введение правил. Введение правил в игру помогает детям контролировать свои желания и регулировать поведение.
- Эмоциональный интерес к своей деятельности. В процессе эмоционально окрашенной игры дети могут достаточно долго оставаться внимательными.
- Объективация своих действий, способствующая их осознанию.
- Контроль соблюдения правил игры со стороны воспитателя, ориентировка детей на осуществление игрового действия.
- Взаимоконтроль детей за игровыми действиями друг друга. В старшем дошкольном возрасте основным приёмом является введение правил, причём от 5 до 7 лет эти правила постепенно становятся всё более сложными.
Используемые методы произвольности у дошкольников:
- Систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
- Игра. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
- Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей. Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям: это упражнения на расслабление мышц, упражнения на дыхание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.
Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...
Эффективность использования детского экспериментирования, как метод формирования познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающем миром.
Эксперементирование в детском саду. Виды, методы, реализация...
"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"
laquo;Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. В...
Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...
Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть ...
«Эффективные приёмы и методы для развития творческого мышления дошкольников в рисовании»
В статье рассматриваются методы и приёмы развития творческого мышления , используя нетрадиционные техники рисования...
Семинар «БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Информационно-коммуникационные технологии уверенно вошли в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: обеспечивая шансы получить качественное образование, за...