Эффективные приёмы и методы формирования произвольности у дошкольников.
методическая разработка по психологии

Облицова Татьяна Вячеславовна

Эффективные приёмы и методы формирования произвольности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_i_priemy_proizvolnosti_u_doshkolnikov.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

г. Оренбург ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Подготовила: педагог-психолог

Облицова Т.В.

Эффективные приёмы и методы формирования произвольности

у дошкольников.

В наше время развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем.

Очень часто приходится слышать от родителей, что дети неуправляемы, ничего не слышат, не сидят на месте и т. д. Сегодня мы поговорим о методах и приёмах формирования произвольности у дошкольников.

В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей именно непроизвольный; во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Произвольная регуляция возникает в общении и совместной деятельности со взрослым.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. 

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

-преобразование непроизвольных психических   процессов в произвольные,

- обретение человеком контроля над своим поведением,

- выработка волевых качеств личности. 

Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра.

Очень важно понимать механизм формирования произвольной регуляции.

Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко удаётся ребёнку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором, - стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую окрашенность.

Для развития произвольности у дошкольников можно использовать следующие приёмы:

  1. Введение роли. Выполнение роли эмоционально привлекательно для дошкольника и стимулирует выполнение действий, в которых роль находит своё воплощение.
  2. Введение сюжета. Введение сюжета в игру ребёнка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3–4 года.
  3. Введение правил. Введение правил в игру помогает детям контролировать свои желания и регулировать поведение.
  4. Эмоциональный интерес к своей деятельности. В процессе эмоционально окрашенной игры дети могут достаточно долго оставаться внимательными.
  5. Объективация своих действий, способствующая их осознанию.
  6. Контроль соблюдения правил игры со стороны воспитателя, ориентировка детей на осуществление игрового действия.
  7. Взаимоконтроль детей за игровыми действиями друг друга. В старшем дошкольном возрасте основным приёмом является введение правил, причём от 5 до 7 лет эти правила постепенно становятся всё более сложными.

Используемые методы произвольности у дошкольников:

  1. Систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
  2. Игра. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
  3. Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей. Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям: это упражнения на расслабление мышц, упражнения на дыхание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"

laquo;Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. В...

Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...

Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть ...

«Эффективные приёмы и методы для развития творческого мышления дошкольников в рисовании»

В статье рассматриваются методы и приёмы развития творческого мышления , используя нетрадиционные техники рисования...

Семинар «БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

Информационно-коммуникационные технологии уверенно вошли в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: обеспечивая шансы получить качественное образование, за...