Родительское собрание на тему «Детская агрессия и ревность. Причины и способы их проживания»
план-конспект занятия по психологии

Родительское собрание на тему  «Детская агрессия и ревность. Причины и способы их проживания»

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка;

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления;

3. Расширить представления родителей о такой эмоции ребёнка как ревность;

4. Рассмотреть причины проявления детской ревности.

Форма проведения: беседа с презентацией.

Вопросы для обсуждения:

- Как проявляется агрессия?

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

- Почему возникает ревность?

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

1. Прочитайте эпиграф к собранию: «Верная указка не кулак, а ласка».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2. Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

«Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли».

Эрих Фромм

- Как вы думаете, какая тема собрания? О чём будем говорить?

3. Тема нашего собрания «Детская агрессия и ревность. Причины и способы их проживания»

Этот вопрос актуален, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники.

Психолог Надежда Леонидовна Кряжева в своей книге написала:

«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

4. Предлагаю вопросы для обсуждения:

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как проявляется агрессия?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

- И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её?

На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ.

5. Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.

Агрессия – это действие.

Агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, драка, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).

6. Для чего вообще людям агрессия?

Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

7. Послушайте, что об этом говорят психологи.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Столкновение с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности.

8. Причины детской агрессивности:

  • Отношения в семье.
  • Внешняя среда (взаимоотношения со сверстниками)
  • Средства массовой информации (телевидение, Интернет)
  • Компьютерные игры
  • Ревность

9. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей, то он «заражается» их агрессивностью.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Безразличное отношение - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

10. Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками.  Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (7-8 лет), противоречив. В этом возрасте дети копируют друг друга, (один обозвал, другой повторил, один пнул ногой портфель, другой добавил) а главное –«Я не виноват, это он мне сказал так сделать)

С поступлением в школу у ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как к взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

11. Игры

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вы вспомните ваше детство, то можно с уверенностью сказать, что вы выбирали роли положительных персонажей.

Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Совершая в играх виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

12. СМИ

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка оказывает влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии.

Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

13. Одной из основных причин проявления агрессии является ревность.

Ревность – одно из самых трудных и неприятных переживаний для ребенка. Он чувствует страх от того, что может потерять значимого взрослого, тревогу, что его перестали любить и замечать, и агрессию к тому, кто забрал эту любовь.

14. Психологи выделяют пять причин появления детской ревности:

1. Детский эгоцентризм («я – центр мира, и все в нем – для меня»)

2. Реакция на несправедливость

3. Неумение выразить чувство любви

4. Тревожность

5. Чувство беспомощности

Если ребенок не избавится от проявлений ревности в детстве, они так и будут преследовать его всю оставшуюся жизнь, не давая шанса построить счастливую и гармоничную семью. Накопившиеся страхи и тревоги создают «благодатную почву» для психических расстройств.

15. Виды ревности:

  • К одному из родителей
  • К братьям и сестрам
  • К другим взрослым и детям

16. Правильная реакция родителей

Если вы заметили, что ребенок ревнует вас к кому-либо – к папе, к брату или сестре, к другому человеку, не закрывайте на это глаза, не пускайте дело на самотек. Это крик ребенка о помощи, его просьба о любви и внимании.

Главное, что должны запомнить родители: избежать ревности детей друг к другу вряд ли удастся, но уменьшить ее проявления, дать каждому ребенку почувствовать себя важным и нужным в семье сможет каждая мама и каждый папа.

17. По каким признакам можно определить, что ребенок склонен к агрессии?

  • Теряет контроль над собой
  • Спорит и ссорится с окружающими
  • Отказывается выполнять просьбы взрослых
  • Намеренно вызывает чувство злости и раздражения
  • Склонен винить других в своих ошибках и неудачах
  • Испытывает чувство злости, гнева и зависти
  • Не способен забыть об обиде, не отплатив
  • Мнительный и раздражительный

Рассмотрим подробнее причины проявления агрессии и рекомендации психологов.

18. Что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях?

Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для младшего дошкольника ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.

19. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

- Следите сами за собственной речью.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.

20. Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

21. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  • желание самоутвердиться;
  • защита;
  • от безысходности;
  • от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

22. Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

23. Как избежать драки?

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или драки, а словами.

Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

Иногда родители готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, порванную одежду, потерянный телефон, а то, что он пнул беспризорного котёнка, бросил камнем в птичку или щенка оставляют без внимания. При этом сами же его в некоторой степени оправдывают «он не понимает, он нечаянно, он больше так не будет».

А ту же вазу он тоже нечаянно разбил и телефон не специально потерял! Но ваза и телефон стоили денег, а котёнок и щенок по улице бесплатно ходили.

 

24. Рекомендации родителям

1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Обычно они говорят, а мне за это всё равно ничего не будет.

2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

3. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выкажите свои чувства, громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

25. Советы психолога

Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.

Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Надо обязательно говорить ребёнку «Я горжусь тобой». Перед открытым уроком в субботу я попросила «Ребята, не подведите меня, пожалуйста»

26. Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

1.Самим не проявлять грубости, жестокости.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

2.Постараться быть внимательными к ребенку.

Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание.

3. Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в       общение доброе слово, ласковый взгляд.

И еще одно важное правило- ребёнку необходимо разряжаться, надо научить его избавляться от накопившегося раздражения, направить переполняющую его энергию в «мирных целях».

4.Контролировать просмотр телепередач

При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребёнок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что такое поведение неприемлемо, что это вредит другому человеку, делает ему больно.

Не учите давать сдачи. Учите хорошему, плохому научится сам.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным, но, ни в коем случае не физическим, а словом, взглядом, жестом, действием.

Наказывая ребенка, проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.

27. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении.

28. Разрешите ребенку

- побить подушку или диван,

-порвать газету,

- написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное,

-мять глину, пластилин,

-кувыркаться.

Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать - несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.

А можно еще предложить:

- нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.

Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.

29. И в заключении я хочу рассказать Вам притчу. «Притча о двух волках»

О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Как вы ответите на этот вопрос?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

30. Для преодоления детской агрессии в своем арсенале, каждый родитель должен иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Берегите, цените, а главное - любите своих деток! Тогда они вырастут добрыми. Порядочными настоящими людьми.

Я искренне надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы из всего услышанного, а может быть, кто-то из вас пересмотрит своё отношение к близким вам людям.

Список используемой литературы:

1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.

2.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008

5. Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:

6. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_dlya_roditeley_detskaya_agressiya_i_revnost.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Детская агрессия и ревность. Причины и способы их проживания».

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях;

Задачи:

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка;

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления;

3. Расширить представления родителей о такой эмоции ребёнка как ревность;

4. Рассмотреть причины проявления детской ревности.

Форма проведения: беседа с презентацией.

Вопросы для обсуждения:

- Как проявляется агрессия?

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

- Почему возникает ревность?

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

1. Прочитайте эпиграф к собранию: «Верная указка не кулак, а ласка».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2. Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

«Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли».

Эрих Фромм

- Как вы думаете, какая тема собрания? О чём будем говорить?

3. Тема нашего собрания «Детская агрессия и ревность. Причины и способы их проживания»

Этот вопрос актуален, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники.

Психолог Надежда Леонидовна Кряжева в своей книге написала:

«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

4. Предлагаю вопросы для обсуждения:

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как проявляется агрессия?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

- И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её?

На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ.

5. Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.

Агрессия – это действие.

Агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, драка, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).

6. Для чего вообще людям агрессия?

Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

7. Послушайте, что об этом говорят психологи.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Столкновение с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности.

8. Причины детской агрессивности:

Отношения в семье.

Внешняя среда (взаимоотношения со сверстниками)

Средства массовой информации (телевидение, Интернет)

Компьютерные игры

Ревность

9. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей, то он «заражается» их агрессивностью.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Безразличное отношение - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

10. Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (7-8 лет), противоречив. В этом возрасте дети копируют друг друга, (один обозвал, другой повторил, один пнул ногой портфель, другой добавил) а главное –«Я не виноват, это он мне сказал так сделать)

С поступлением в школу у ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как к взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

11. Игры

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вы вспомните ваше детство, то можно с уверенностью сказать, что вы выбирали роли положительных персонажей.

Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Совершая в играх виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

12. СМИ

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка оказывает влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии.

Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

13. Одной из основных причин проявления агрессии является ревность.

Ревность – одно из самых трудных и неприятных переживаний для ребенка. Он чувствует страх от того, что может потерять значимого взрослого, тревогу, что его перестали любить и замечать, и агрессию к тому, кто забрал эту любовь.

14. Психологи выделяют пять причин появления детской ревности:

1. Детский эгоцентризм («я – центр мира, и все в нем – для меня»)

2. Реакция на несправедливость

3. Неумение выразить чувство любви

4. Тревожность

5. Чувство беспомощности

Если ребенок не избавится от проявлений ревности в детстве, они так и будут преследовать его всю оставшуюся жизнь, не давая шанса построить счастливую и гармоничную семью. Накопившиеся страхи и тревоги создают «благодатную почву» для психических расстройств.

15. Виды ревности:

К одному из родителей

К братьям и сестрам

К другим взрослым и детям

16. Правильная реакция родителей

Если вы заметили, что ребенок ревнует вас к кому-либо – к папе, к брату или сестре, к другому человеку, не закрывайте на это глаза, не пускайте дело на самотек. Это крик ребенка о помощи, его просьба о любви и внимании.

Главное, что должны запомнить родители: избежать ревности детей друг к другу вряд ли удастся, но уменьшить ее проявления, дать каждому ребенку почувствовать себя важным и нужным в семье сможет каждая мама и каждый папа.

17. По каким признакам можно определить, что ребенок склонен к агрессии?

Теряет контроль над собой

Спорит и ссорится с окружающими

Отказывается выполнять просьбы взрослых

Намеренно вызывает чувство злости и раздражения

Склонен винить других в своих ошибках и неудачах

Испытывает чувство злости, гнева и зависти

Не способен забыть об обиде, не отплатив

Мнительный и раздражительный

Рассмотрим подробнее причины проявления агрессии и рекомендации психологов.

18. Что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях?

Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для младшего дошкольника ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.

19. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

- Следите сами за собственной речью.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.

20. Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

21. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

желание самоутвердиться;

защита;

от безысходности;

от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

22. Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

23. Как избежать драки?

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или драки, а словами.

Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

Иногда родители готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, порванную одежду, потерянный телефон, а то, что он пнул беспризорного котёнка, бросил камнем в птичку или щенка оставляют без внимания. При этом сами же его в некоторой степени оправдывают «он не понимает, он нечаянно, он больше так не будет».

А ту же вазу он тоже нечаянно разбил и телефон не специально потерял! Но ваза и телефон стоили денег, а котёнок и щенок по улице бесплатно ходили.

24. Рекомендации родителям

1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Обычно они говорят, а мне за это всё равно ничего не будет.

2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

3. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выкажите свои чувства, громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

25. Советы психолога

Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.

Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Надо обязательно говорить ребёнку «Я горжусь тобой». Перед открытым уроком в субботу я попросила «Ребята, не подведите меня, пожалуйста»

26. Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

#1057;амим не проявлять грубости, жестокости.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

#1055;остараться быть внимательными к ребенку.

Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание.

3. Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение доброе слово, ласковый взгляд.

И еще одно важное правило- ребёнку необходимо разряжаться, надо научить его избавляться от накопившегося раздражения, направить переполняющую его энергию в «мирных целях».

#1050;онтролировать просмотр телепередач

При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребёнок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что такое поведение неприемлемо, что это вредит другому человеку, делает ему больно.

Не учите давать сдачи. Учите хорошему, плохому научится сам.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным, но, ни в коем случае не физическим, а словом, взглядом, жестом, действием.

Наказывая ребенка, проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.

27. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении.

28. Разрешите ребенку

- побить подушку или диван,

-порвать газету,

- написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное,

-мять глину, пластилин,

-кувыркаться.

Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать - несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.

А можно еще предложить:

- нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.

Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.

29. И в заключении я хочу рассказать Вам притчу. «Притча о двух волках»

О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Как вы ответите на этот вопрос?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

30. Для преодоления детской агрессии в своем арсенале, каждый родитель должен иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Берегите, цените, а главное - любите своих деток! Тогда они вырастут добрыми. Порядочными настоящими людьми.

Я искренне надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы из всего услышанного, а может быть, кто-то из вас пересмотрит своё отношение к близким вам людям.

Список используемой литературы:

1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.

#1041;реслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008

5. Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:

6. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Родительское собрание на тему: "Детский дизайн.Творческая мастерская – учимся творить вместе с детьми»"

1. Познакомить родителей с одни из видов детского творчества - детский дизайн.2. Способствовать развитию творческих способностей у детей, развивать мелкую моторику, фантазию, мышлению.3. Стимулировать...

Родительское собрание на тему «Детская агрессивность».

Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике....

Выступление на родительском собрании по теме: «Детское творчество – мир ярких удивительных образов»

Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые терпеливо помогают ему овладеть этими навыками.Пусть каждый ребенок испытает радость творчества....

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Родительское собрание на тему "Детское "хочу" и родительская снисходительность"

Информация для проведения родительского собрания на тему "Детское "хочу" и родительская снисходительность"...

Родительское собрание на тему: "ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11533788","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...