Семинар-практикум для родителей
план-конспект урока по психологии (старшая группа)

Александрова Инна Николаевна

«Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР»

Время проведения: первый квартал (сентябрь-ноябрь)

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель семинара-практикума: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.

2. Повышение педагогической компетенции родителей, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.

3. Познакомить родителей воспитанников с песочной игротерапией, направленной на развитие связной речи, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: Родители, воспитатель логопедической группы.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему): «Развитие связной речи детей - одно из важнейших условий обучения в школе».

2. Презентация: «В песочке играем - речь развиваем».

3. Практикум для родителей: «Игры с песком для развития связной речи старших дошкольников»  

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Подготовительный этап

1. Разработка сценария собрания-практикума.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.

3. Подготовка презентации «В песочке играем - речь развиваем».

4. Подготовить памятки для каждого родителя на тему: «Игры и упражнения с песком для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Ход мероприятия

I. Вступительное слово воспитателя на тему: «Развитие связной речи детей - одно из важнейших условий обучения в школе».

 Тема родительского собрания «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Как же помочь ребенку быть успешным в школе?

Мы сегодня и поговорим с вами о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека. 

Итак, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.

   Дошкольники с ОВЗ (ТНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОВЗ отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Помимо этого у детей с ОВЗ (ТНР) проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

Несформированность связной речи дошкольников ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями, всестороннему  развитию личности и дальнейшему успешному обучению в школе. В будущем, это может   негативно сказаться  на  характере их взаимоотношений с окружающими людьми и социализации в обществе.  

Исходя из этого, формирование правильной речи, в том числе и связной для ребят нашей группы приобретает первостепенное значение.

II. Презентация: «В песочке играем - речь развиваем». 

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети играют в разные игры с разнообразными игрушками: дидактические, развивающие, ролевые, настольные. Любая игровая ситуация для ребенка увлекательна. Мы в детском саду организовываем различные виды игр, но, пожалуй, самым увлекательным для детей занятием остаются игры с песком.

Пескотерапия - метод терапии, способствующий обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию фантазии и образного мышления, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. 

Игры в песочнице дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, особенно для детей с нарушениями речи:

  • усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта";
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика;
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В нашей группе метод пескотерапии мы используем не только на речевых занятиях, но и на занятиях по математике, изобразительной деятельности и др. Кроме того, песок помогает нам в играх-развлечениях.

Ш. Практикум для родителей: «Игры с песком для развития связной речи старших дошкольников» 

Сегодня, уважаемые родители,  я хочу показать, как можно использовать песок в работе с детьми, имеющими проблемы с речью. Вы выступите в роли своих детей.

Родители подходят к песочнице с сухим песком.

Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает Песочный человек, потом начинается «игра».

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?

Давайте его погладим между ладонями.

Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Упражнение «Песочный ветер».

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.

Игра «Сотри лишнее».

Я нарисовала три объекта  (геометрические фигуры. Педагог рисует простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку). Сотрите лишний предмет и объясните, почему именно этот предмет «лишний».

Игра «Домики для животных»

Я  нарисовала на песке несколько «домиков» – круги, квадраты, треугольники. Разместите животных каждого в своем домике. Например, рыбку в круглый домик, а краба в квадратный и так далее.

Для  усложнения  задания предложить поселить зверюшку:

  • не в круглый и не в квадратный домик;
  •  в домик без углов; 
  •  в домик, у которого четыре угла.

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие речи. С остальными играми вы можете познакомиться в уголке для родителей.

IV. Итог собрания

Воспитатель раздает памятки - консультации для родителей «Игры и упражнения с песком для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития связной речи для ребенка дошкольного возраста и в том, что только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности не только в развитии речи наших ребят, но и в воспитании в целом.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...