Семинар-практикум для родителей
план-конспект урока по психологии (старшая группа)
«Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР»
Время проведения: первый квартал (сентябрь-ноябрь)
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель семинара-практикума: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.
2. Повышение педагогической компетенции родителей, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
3. Познакомить родителей воспитанников с песочной игротерапией, направленной на развитие связной речи, которые можно организовать в домашних условиях.
Участники: Родители, воспитатель логопедической группы.
План проведения:
1. Вступительное слово (введение в проблему): «Развитие связной речи детей - одно из важнейших условий обучения в школе».
2. Презентация: «В песочке играем - речь развиваем».
3. Практикум для родителей: «Игры с песком для развития связной речи старших дошкольников»
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Подготовительный этап
1. Разработка сценария собрания-практикума.
2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
3. Подготовка презентации «В песочке играем - речь развиваем».
4. Подготовить памятки для каждого родителя на тему: «Игры и упражнения с песком для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
Ход мероприятия
I. Вступительное слово воспитателя на тему: «Развитие связной речи детей - одно из важнейших условий обучения в школе».
Тема родительского собрания «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ «ТНР» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Как же помочь ребенку быть успешным в школе?
Мы сегодня и поговорим с вами о развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека.
Итак, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.
Дошкольники с ОВЗ (ТНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОВЗ отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Помимо этого у детей с ОВЗ (ТНР) проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.
Несформированность связной речи дошкольников ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями, всестороннему развитию личности и дальнейшему успешному обучению в школе. В будущем, это может негативно сказаться на характере их взаимоотношений с окружающими людьми и социализации в обществе.
Исходя из этого, формирование правильной речи, в том числе и связной для ребят нашей группы приобретает первостепенное значение.
II. Презентация: «В песочке играем - речь развиваем».
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети играют в разные игры с разнообразными игрушками: дидактические, развивающие, ролевые, настольные. Любая игровая ситуация для ребенка увлекательна. Мы в детском саду организовываем различные виды игр, но, пожалуй, самым увлекательным для детей занятием остаются игры с песком.
Пескотерапия - метод терапии, способствующий обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию фантазии и образного мышления, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Игры в песочнице дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, особенно для детей с нарушениями речи:
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта";
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика;
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В нашей группе метод пескотерапии мы используем не только на речевых занятиях, но и на занятиях по математике, изобразительной деятельности и др. Кроме того, песок помогает нам в играх-развлечениях.
Ш. Практикум для родителей: «Игры с песком для развития связной речи старших дошкольников»
Сегодня, уважаемые родители, я хочу показать, как можно использовать песок в работе с детьми, имеющими проблемы с речью. Вы выступите в роли своих детей.
Родители подходят к песочнице с сухим песком.
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает Песочный человек, потом начинается «игра».
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?
Давайте его погладим между ладонями.
Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
Упражнение «Песочный ветер».
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.
Игра «Сотри лишнее».
Я нарисовала три объекта (геометрические фигуры. Педагог рисует простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку). Сотрите лишний предмет и объясните, почему именно этот предмет «лишний».
Игра «Домики для животных»
Я нарисовала на песке несколько «домиков» – круги, квадраты, треугольники. Разместите животных каждого в своем домике. Например, рыбку в круглый домик, а краба в квадратный и так далее.
Для усложнения задания предложить поселить зверюшку:
- не в круглый и не в квадратный домик;
- в домик без углов;
- в домик, у которого четыре угла.
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие речи. С остальными играми вы можете познакомиться в уголке для родителей.
IV. Итог собрания
Воспитатель раздает памятки - консультации для родителей «Игры и упражнения с песком для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития связной речи для ребенка дошкольного возраста и в том, что только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности не только в развитии речи наших ребят, но и в воспитании в целом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».
Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания
В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"
В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей». Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...
Презентация семинара практикума "Школа для родителей".
В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....
Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"
Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...