Психология семьи
учебно-методическое пособие по психологии

Рогулина Наталья Николаевна

Воспитательная функция семьи состоит в том,

что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве;

в контактах с детьми и их воспитании;

в том, что родители могут «реализоваться» в детях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психология семьи66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Психология семьи

Выполнила воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                       

Солнечногорск

     Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Функции семьи - жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья

при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Нарушение функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).

Благополучные семьи также испытывают трудности. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Деструктивная семья - автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт.

Неполная семья - один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком.

Ригидная, псевдосолидарная семья - наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания.

Распавшаяся семья - т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него.

Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия.  Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С. Минухина: “...Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальные био-психодинамики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства... формируют целое — структуру семьи».

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое. Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей (Черников А. В., 2001):

1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях) .

4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи).

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин “иерархия” не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие “иерархия” используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи (Черников А. В., 2001).

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансиро-

ванные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейные роли — устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом.

Метакоммуникация — это важная характеристика семейного функционирования, с точки зрения развития как самой семейной системы, так и отдельных членов семьи. Данный термин описывает процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи, то есть представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Она может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения.

Семейная история — понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э. Г. Эйдемиллер (1993) для работы с семейной историей вводит термин “тема”, под которым он понимает специфическую, несущую эмоциональную нагрузку проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Изучение феномена дрейфа поведенческих стереотипов было начато М. Боуэном, установившим, что в семье от поколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затруднений у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии.

Семейный миф — это многофункциональный семейный феномен, формирующийся на макросистемном и проявляющийся на микросистемном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как “образ семьи”, “образ мы”, “верования”, “убеждения”, “семейное кредо”, “согласованные ожидания”, “наивная семейная психология”. Функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и о ее членах. Таким образом, можно воспринимать семейный миф как своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Наиболее известными являются следующие семейные мифы: “Мы — дружная семья”, “Мы — семья героев”, “миф о спасателе”. Время, необходимое для

формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений семьи.

Семейная легенда — искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. Семейная легенда выполняет защитную функцию. Она может относиться к микро, макросистемному или к индивидуальному уровню психологического функционирования семьи. В отличие от семейного мифа, семейная легенда осознается как неправда, искажение информации (например, легенда о супружеской верности при наличии измены, легенда о естественной смерти суицидента и др.) Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа.

Семейный сценарий — обусловленные семейной историей, повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия. Понятие “семейный сценарий” берет начало от идей теории М. Боуэна о трансмиссии.

Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности.

Семейные ценности — идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. В семье могут находить отражение общегосударственные ценности. Именно семья может явиться источником формирования ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате

совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и, прежде всего, характеризуют степень её благополучия.

Анкета

«Социально-психологический портрет современной семьи».

1. Ваша семья (Выберите ответ)

а) очень крепкая: полная гармония между супругами в целом

б) крепкая, хотя между супругами иногда случаются размолвки

в) в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто

г) семья проблемная, взаимоотношения между супругами плохие

д) не полная

2. Как вы оцениваете состояние бюджета вашей семьи?

а) денег до зарплаты не хватает

б) живем от зарплаты до зарплаты

в) на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды затруднена

г) в целом желания совпадают с возможностями

д) можем почти ни в чем себе не отказывать

3. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?

а) осталось без изменений          

б) улучшилось         

в) ухудшилось

г) другой ответ

4.Кто (что) оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние?  

а) жена     

б) муж           

в) бабушки, дедушки

г) улица  

 д) школа        

е) телевидение, компьютер

ж) книги   

 з) друзья, улица        

 и) кто (что) еще

5. Какие проблемы воспитания детей являются для вас наиболее важными?

а) незнание психологических и возрастных особенностей детей

б) дисциплина

в) нравственное воспитание

г) воспитание трудолюбия

д) организация досуга

е) несогласованность супругов в выборе методов воспитания

ж) здоровье

з) общение со сверстниками

и) успеваемость

6. Что мешает вам в воспитании детей?

а) мало времени                   

б) плохие жилищные условия

в) нет педагогического опыта, знаний

г) ситуация в семье не благоприятная для воспитания детей

д) не хватает денег

7. Чем занимается ваш ребенок (дети) в свободное время?

а) спорт                                                      

б) просмотр телевизора

в) слушание музыки                                  

г) чтение книг  

д) общение с друзьями

е) прогулки на улице                                

ж) любимое дело

8. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?

а) согласен                 б) не согласен

Суждения

А

Б

1.Хороший родитель должен оберегать своих маленьких детей даже от маленьких трудностей и обид

 

 

2.Ребёнок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание

 

 

3.Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее

 

 

4.Родители должны воспитать   детей высоконравственными людьми

 

 

5.Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни

 

 

6. Родители должны знать, как поступить, чтобы их дети не попали в трудные ситуации

 

 

7.Ребёнка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое

 

 

8.Самое лучшее наследство - воспитанность

 

 

9.Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими уважаемыми людьми

 

 

10.Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются

 

 

11.Воспитание детей это тяжёлая и нервная работа

 

 

12.Внимательный родитель должен знать, о чём думает его ребёнок

 

 

9. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)? (напишите)

а)меры поощрения:_________________________________________________

б)меры и наказания:________________________________________________

в) другие меры:____________________________________________________

г) ни один из вариантов

10.К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае необходимости?

а) к родственникам

б) к друзьям

в) в школу (учителя, администрация)

г) в организацию, где работаю

д) другое__________________________________________________________

11. Можно ли сказать, что Вы:

а) верующий

б) колеблющийся

в) не верующий

12. Считаете, ли Вы, что Православная Церковь способствует укреплению семьи?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

13.Используете ли Вы в воспитании детей ценности православной культуры?

а) да

б) нет

в) частично

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

14.Ваш пол _____________________ 15.Возраст_______________________

16.Количество детей в семье_______________________________________

17.Образование___________________________________________________

18. К какой социальной группе Вы себя относите?

а) Работник промышленного предприятия

б) Служащий государственных или муниципальных органов власти;

в) Работник сельскохозяйственного предприятия;

г) Работник бюджетной сферы (культура, образование,  здравоохранение);

д) Пенсионер;

е) Предприниматель;

ж) Временно не работающий;

з) Другое_________________________________________________________

19. Вы проживаете:

а) в собственном доме

б) в муниципальной квартире

в) в собственной квартире

г) в общежитии

д) в съемной квартире

е) у родственников

ж) другое (напишите)

Благодарим за сотрудничество!

Кроссворд «Семья»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/34166_d785a6d56e6e3e7ba3247f8d318d5466.jpg.jpg 

По горизонтали:
1. Главная обязанность родителей – … детей (укажите пропущенное слово).
2. Под защитой этой организации находятся семья, материнство, отцовство и детство.
3. Интеллектуальная игра, развивающая мышление и память.
4. Финансовые ресурсы семьи. 
5. Название времени, которое остается после выполнения обязательных дел.
6. Важное качество для ведения домашнего хозяйства.
7. Постоянное увлечение человека.
По вертикали:
1. Семья, в которой отсутствует один из родителей.
2. Средневековая русская энциклопедия по ведению домашнего хозяйства.
3. Члены семьи по отношению друг к другу.
4. Это чувство лежит в основе семьи. 
5. Один из предметов первой необходимости. 
Ответы:
По горизонтали: 1. Воспитание; 2. Государство; 3. Шахматы; 4. Деньги; 5. Свободное; 6. Бережливость; 7. Хобби.
По вертикали: 1. Неполная; 2. Домострой; 3. Родственники; 4. Любовь; 5. Одежда.

Список использованной литературы.

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.

2. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования,2008.-160с.

3. Микляева Н.В. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера,2012.-128с.

4. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2015.-203с.

5.Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 288с.

6.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 271с.- (Психология для всех).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального пол...

Психология семьи, семейных отношений

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической пом...

Психология семьи

Мать и отец – двое самых близких для ребенка людей и самых значимых для его развития. Долгое время специалисты первостепенную роль в воспитании ребенка признавали за матерью. Недавние исследован...

Как пережить карантин : советы психолога семье.

Материал содержит рекомендации психолога для семьи в период карантина: как поддерживать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье, как преодолевать сложности во внутрисемейных и межличностных...

2019 - 2023 год. Советы психолога семье "Как пережить карантин"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20039250","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Как пережить карантин: советы психолога семье

Рекомендации психолога для родителей  по организации пребывания дома на изоляции. Советы для родителей дошкольников в период объявленной эпидемии....

Статья. По психологии семьи "Формы взаимодействия ДОУ и семьи"

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Кажд...