Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей среднего дошкольного возраста
статья по психологии (средняя группа)
Коррекционный смысл состоит в том,
что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого Я
и надеть на себя другую личину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа игровой психокоррекции | 411.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
«Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
Рогулина Н.Н.
Солнечногорск
Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи программы:
- Развитие внутренней активности детей.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки детей.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Средства коррекции: детская игра, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.
Этапы коррекции:
I этап — ориентировочный (3 занятия),
II этап — реконструктивный (5 занятий),
III этап — закрепляющий (3 занятия).
Содержание программы:
I э т а п — ориентировочный
Занятие 1
Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе с воспитателем. Всем участникам взрослый предложил назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Воспитатель предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.
Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название животного, которое бывает глубоко символичным.
В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у
ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Воспитатель также называет себя.
На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.
После такого знакомства воспитатель предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т. е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.
Затем воспитатель предлагает детям игру «Паровозик».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.
Занятие 2
Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.
Воспитатель находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.
Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей: 1)лидер; 2)товарищ лидера (прихвостень); 3)неприсоединившийся оппозиционер; 4)покорный конформист (баран); 5)«козел отпущения».
Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 признака:
укрепившиеся роли,
стереотипные интеракции,
появление реакций на присутствие ведущего.
Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, формирование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.
Занятие 3
1. Игра «Жмурки».
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:
— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, На развязывая глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то Дернут за одежду.
2. Игра «Жучок».
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Свободное время.
Предложить детям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.
3. «Хоровод».
Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура
сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.
II э т а п — реконструктивный.
К моменту начала II этапа уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого.
Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным тогда, когда ребенок удовлетворил свои потребности (они часто служат источниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.
Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованной для этого игре: «Ассоциации».
Умело организуя обратную связь, воспитатель помогает сформировать более продуктивный образ Я. Обычно, это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.
Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игра «Страшные сказки».
После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в необитаемый остров, владеть собой».
Отработка новых навыков общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.
Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребенка, который ставится постепенно, в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, нужно быть особенно внимательным к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.
Занятие 1
1. Игра «Ассоциации».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека.
Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.
2. Игра «Страшные сказки».
Цель: развивается смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.
Ход игры. Гасится свет или зашторены шторами окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.
3. Спортивная игра «Турнир».
Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося; судьи; зрителя.
Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:
а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги Так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.
б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сза ди. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.
в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом.
Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держать ся одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.
г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.
4. Игра «Хоровод».
Занятие 2
1. Игра «Бип».
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».
2. Игра «Зеркало».
Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.
Свободное время.
Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.
4. «Хоровод».
Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 3
1. Игра «Путаница».
Цель: игра поддерживает групповое единство.
Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.
2. Игра «Мальчик (девочка) — наоборот».
Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.
Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.
Свободное время (забавы за столом).
а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от на стольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.
б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соеди няют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.
в) Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.
4. «Хоровод». Можно предложить одновременное легкое покачивание вправо, влево.
Занятие 4
1. Игра «Крепость».
Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.
Ход игры. Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.
Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.
2. Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
3. Игра «Щит и меч».
Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.
Ход игры. Воспитатель держит щит, дети бьют об него мечами. Свободное время.
Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.
4. «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки.
Занятие 5
1. Игра «Узнай по голосу».
Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.
Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
2. Игра «Передай по кругу».
Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.
Ход игры. Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).
3. Игра «Два друга».
Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают в исполнении воспитателя стихотворение Т.Волиной «Два друга»:
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»
Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Воспитатель нова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
4. «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.
III э т а п — закрепляющий
Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности. Это решается на III этапе. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.
Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические.
Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.
На III этапе, заключительном, проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к. сверстникам, к самому себе, ко взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.
Занятие 1
1. Игра «Разведчики».
Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.
Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.
2. Игра «Дружная семья».
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».
Свободное время.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей воспитатель предлагает выполнить совместную работу: сделать общую аппликацию на большом листе бумаги, который расстилается на полу.
Тема аппликации: «Наша дружная группа».
Цель аппликации: влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.
3. «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.
Занятие 2
1. Игра «Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
2. Этюд «Встреча с другом».
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход этюда. Воспитатель рассказывает детям историю:
«У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»
По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
3. Игра «Кораблик».
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры. Двое взрослых (воспитатель и помощник воспитателя) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.
При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно отправить игрушку.
4. «Хоровод».
Занятие 3
1. Игра «В магазине зеркал».
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.
Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
3. Игра «Три характера».
Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д.Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с воспитателем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.
4. «Хоровод».
Воспитатель предлагает детям:
«Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):
Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг, и ты мой друг, Самый добрый друг….
Диагностика и коррекция.
Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада
(методом игровой социометрии).
Методики, процедура проведения эксперимента.
Гипотеза: Социометрический тест поможет выявить детей с проблемами в межличностных отношениях, проведя коррекционную работу, можно улучшить отношения в коллективе.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию, приведённую выше 25 сентября 2016 года совместно с психологом, было проведено опытно-экспериментальное исследование детей дошкольного возраста на базе детского сада №5 г. Солнечногорска. 12 мая 2017 года было проведено повторное исследование.
Была выбрана средняя группа. По численности (19 человек, 10 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 4-5 лет).
Цель:
-изучение межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи:
-проведение социометрического исследования;
-выявление (диагностика) дошкольников с трудностями в межличностном общении;
-коррекционная работа;
-анализ диагностики и коррекционной работы.
Методика:
Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ». Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».
Методика по определению:
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:
Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов; I
-«принятые» - 2-4 выборов;II
-«непринятые» - 1 выборов;III
-«изолированные» -0 выборов.IV
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ
-высокий (I+ II) больше (III+IV);
-средний (I+ II) равно (III+IV);
-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сделанное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).
Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.
Анализ экспериментальных данных полученных в результате исследования.
1 ЭТАП
Социометрический анализ группы.
Таблица 1 - «Социометрическая матрица». От 25 сентября 2016 года:
Таблица 2 - Итоги социометрии:
Диаграмма 1 - Результаты социометрии. Сентябрь 2016:
«УБВ» =Низкий т. к (I+ II=9) <(III+IV=10)
«Индекс изолированности»=21%-это процент детей, оказавшихся в группе изолированных.
(Этот процент не должен превышать 20%)
2 ЭТАП
Социометрический анализ группы.
Таблица 3 - «Социометрическая матрица». Май 2016 года
Таблица 5 - Итоги социометрии Май 2016 года
Диаграмма 2 - Результаты социометрии. Октябрь 2012 года:
«УБВ» =Высокий т. к (I+ II=14) >(III+IV=5)
«Индекс изолированности»=10.5%-это процент детей, оказавшихся в изолированных.
(он не должен превышать 20%)
Диаграмма 3 - Сравнение результатов двух экспериментов:
Диаграмма 4 - Благополучная и неблагополучная группы. Динамика май-октябрь.
Вывод:
Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста
В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, ...
Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»
Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...
Игровые ситуации математического содержания для детей среднего дошкольного возраста по программе «Детство».
Цель парциальной программы состоит в реализации образовательной области «Познавательное развитие», которая направлена на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...
Игровые ситуации математического содержания для детей среднего дошкольного возраста по программе «Детство».
Игровые ситуации ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Детство»....
Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми посредством создания игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к...
Игровая психокоррекция трудностей общения у детей.
В дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре....