Тренинг для молодых педагогов "Мы лучики "Солнышка"
методическая разработка по психологии
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения, снижения психоэмоционального напряжения и взаимодействия с родителями.
Задачи:
- гармонизация отношений;
- углубление процесса самопознания;
- развитие умения работать в команде;
- познание себя при помощи группы;
- отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
- формирование благоприятного психологического климата;
- повысить коммуникативные навыки педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_my_luchiki_solnyshka.docx | 179.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для молодых педагогов «Мы - лучики «Солнышка»
Педагог –психолог С.Ф.Журина
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения, снижения психоэмоционального напряжения и взаимодействия с родителями.
Задачи:
- гармонизация отношений;
- углубление процесса самопознания;
- развитие умения работать в команде;
- познание себя при помощи группы;
- отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
- формирование благоприятного психологического климата;
- повысить коммуникативные навыки педагогов.
Условия проведения: Молодые специалисты (воспитатели).
Продолжительность занятия 30минут
Ход тренинга
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! В начале нашей встречи я предлагаю Вам поприветствовать друг друга.
Упражнение «Меня зовут… я делаю так…»
Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Педагог-психолог: Сегодня мы поговорим о том, как стать более уверенным в своей профессиональной деятельности.
Уверенность в себе — изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врожденное качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как было бы просто, если бы все мы рождались с определенным уровнем уверенности — раз, и я верю в себя!
Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления.
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, то есть во взаимодействии с социальным окружением.
С целью осознание своей роли воспитателя, и стиля поведения мы предлагаем вам Упражнение «Дом»
Упражнение «Дом» (музыка спокойная )
Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.
Анализ упражнения:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
- Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Педагог-психолог:
Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»
Уверенные в себе люди характеризуются:
•независимостью;
• самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
•выглядит спокойным;
-держится с достоинством;
-открытый взгляд;
-ровная осанка;
• спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:
• отстаивать свою позицию мирно;
• откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
• отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим
Сейчас мы с вами попрактикуем осваивание своей позиции с помощью упражнения «Гостиница»
Педагогам предлагается следующая ситуация. В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание – поселить в них педагогов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов».
Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за педагога. Ему нужно быть начеку.
Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих педагога, назначенные психологом). Видя табличку, все начинают выдавать себя за педагогов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.
После выполнения задания группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как педагога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль? На что ориентировались педагоги, воплощая этот образ?
Данное задание направлено на развитие рефлексивной оценки образа педагога
Педагог-психолог: Мини-лекция.
Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если
верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и
понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень
общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и
основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
Если смотреть общение в контексте с родителями, пусть каждый
проанализирует, кто какую позицию чаще всего использует?
Что означают эти позиции?
1 – назидание, превосходство;
2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение;
3 – принятие другого человека, общение на равных.
Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное
общение?
Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?
Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас
несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать,
амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?
Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю,
какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должен уметь
управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой ―Активного
слушания. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют
свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в
первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные - это
улыбка,
имя собеседника
комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен
это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом, языке.
Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или
сказать: ≪Здрасьте!≫, а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Упражнение «Поймите меня правильно» (отработка техники постановки вопросов в стиле «адвокат»)
Перед началом упражнения ведущий сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике.
Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина – роль воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.
Педагог-психолог: например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеете в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он не хочет ходит в садик по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя в группе?» – это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может подружиться с ребятами. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.».
Затем ведущий предлагает участникам придумать свои ответы.
После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы ведущий раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала.
Педагог-психолог:
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию
можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются,
услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы
дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители- его ребенка,
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит
акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и
только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство
эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово,
мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
Упражнение «Солнце нашего коллектива»
Педагог-психолог: Я принесла солнышка, но в нем нет лучиков, сейчас мы с вами сделаем их и станем лучиками солнышка нашего коллектива. Напишите свое имя на лучике солнышка. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Затем необходимо придумать дружескую приятную фразу.
Упражнение «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации
Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.
Заключительная часть
Упражнение «Рефлексия»
Благодарим вас всех, за активность, слаженную работу в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!
Приложение 1. Ситуации
-Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо ведет себя на занятиях, потому что воспитатели не понимают его.
-Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не отвечает на занятиях, я боюсь, что воспитатели считают, что он ничего не знает.
-Мой ребенок не может общаться с некоторыми воспитателями, потому что они не хотят понимать его.
-Я считаю, что некоторые воспитатели постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...
Тренинг для молодых специалистов "Здравствуйте, а вот и Я!"
Тренинг поможет максимально быстро адаптироваться и комфортно чувствовать себя в новом коллективе. Так же, данный тренинг, может использоваться для сплочения уже сформировнного...
Адаптационный тренинг для молодых специалистов
Адаптационный тренинг для молодых специалистовЦель: развитие коллективистического самоопределения, эмоциональной идентичности....
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответс...