Как воспитателю организовать работу с ребенком, который протестует против всего
консультация по психологии
Воспитатели часто сталкиваются с ситуацией, когда привычные педагогические действия и даже беседы с родителями не решают проблему протестного поведения ребенка. В рекомендации – как педагогам распознать протестное поведение детей в группе и определить его причину. Приемы и памятки помогут наладить работу с такими воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitatelyu_organizovat_rabotu_s_rebenkom_kotoryy_protestuet_protiv_vsego_sayt_2.docx | 28.87 КБ |
shpargalka.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитателю организовать работу с ребенком,
который протестует против всего
Воспитатели часто сталкиваются с ситуацией, когда привычные педагогические действия и даже беседы с родителями не решают проблему протестного поведения ребенка. В рекомендации – как педагогам распознать протестное поведение детей в группе и определить его причину. Также есть готовые приемы и памятки, чтобы наладить работу с такими воспитанниками.
Как распознать протестное поведение
Сложности, которые возникают у воспитателей в работе с протестными детьми, связаны не с характером или качеством развития ребенка, а с внешним поведением и реагированием дошкольника. Протестный ребенок возражает, делает все назло или ничего не делает в ответ на просьбы.
Иногда такое поведение сопровождается грубостью и даже физической агрессией. Бесконечные уговоры или, наоборот, строгие замечания воспитателя в этой ситуации не помогут.
У таких детей может быть разный уровень интеллекта, социального развития, дружелюбия, успешности. Психологи описывают протестное поведение через функции и цели, для которых оно служит.
При помощи протеста ребенок пытается устранить реальную или воображаемую угрозу нарушения личных границ или ограничений спонтанности и свободы. Также часто дети проявляют таким образом свои адаптационные сложности в какой-либо ситуации: во время групповой работы, в период адаптации к детскому саду. Причиной протеста может быть возрастной или личностный кризис.
Важно понимать, что ребенок не протестует в одиночестве – такое поведение адресовано кому-то, то есть оно социально. Вместе с тем причины его в том, как ребенок воспринимает происходящее, в его личностных особенностях – то есть оно психологично.
Протестное поведение – это и мотивационная, и эмоциональная проблема. Ребенку не хватает ни собственной мотивации к определенной деятельности, ни эмоционального настроя. Для него характерно скрытое ожидание провала, неуспеха, конфликта, тяжести, монотонности – неприятных действий и негативных переживаний.
Ребенок реагирует протестом на обстоятельства, в которых он не хочет находиться. Это любые условия, которые не подходят конкретному ребенку, и в которых он не находит других способов проявить свое отношение к ситуации или партнерам по общению кроме протеста
Как определить причины протеста
Причин для протестного поведения много. Без тщательного анализа ситуаций и психологического обследования ребенка установить и устранить источники протеста воспитателю будет трудно.
Есть несколько наиболее вероятных причин стойкого протестного поведения, которое проявляется регулярно.
Неправильные типы воспитания, нарушения в детско-родительских отношениях
Когда уровень внимания или запретов не соответствует особенностям и потребностям ребенка, малыш может вырасти подавленным или, наоборот, с нехваткой внимания взрослых. В первом случае от множества запретов, контроля и санкций ему захочется освободиться. Во втором – ребенок своим поведением будет добиваться от взрослых негативного проявления внимания – замечаний и порицания.
Неправильные воспитательные взаимодействия
Если родители невольно подкрепляют истерики и бунты ребенка, после которых они могут поменять изначальное решение, ребенок запоминает модель протестного поведения как эффективную. Например, родитель что-то запрещает, ребенок бунтует, родитель снимает запрет. Ребенок привыкает демонстрировать протест и несогласие, чтобы воздействовать на взрослого.
Со стороны педагогов неправильно общаться с детьми в устрашающем или избыточно «сюсюкающем» тоне. Протест может быть реакцией на негативное отношение и пренебрежение воспитателя, на слишком многословные и грубые высказывания в адрес ребенка или, наоборот, на слишком «детский» тон.
Возрастной или личностный кризис
Личностный кризис может быть связан с конфликтами или переменами в семье, например, когда у ребенка появляется брат или сестра. Другой причиной могут быть непереносимые для ребенка нагрузки.
Признаки протестного поведения в период кризиса – в таблице ниже.
Пример. Признаки протестного поведения в кризисе
Возраст кризиса | Признаки протестного поведения |
Кризис одного года: переход от младенчества к раннему возрасту | Кризисные проявления, в том числе протест, появляются, когда ребенок осваивает ходьбу. Кризис может быть не только в год, но и чуть раньше или чуть позже – в зависимости от того, когда ребенок начал ходить |
Кризис трех лет: переход от раннего к дошкольному возрасту | Негативизим – действия от противного. Строптивость – попытки постоянно настоять на своем, даже если это не выгодно самому ребенку. Упрямство – с ребенком невозможно договориться. В среднем этот кризис бывает в период от 2,5 до 3,5 лет и обычно тянется несколько месяцев |
Кризис семи лет: переход от дошкольного к младшему школьному возрасту | Протестное поведение чаще всего направлено на те виды деятельности, которые взрослеющий ребенок стал считать «детскими»: например, решил, что рисование или чистка зубов «для маленьких». Логики в выборе «детской» деятельности нет. Протестная симптоматика, хотя и непроста для взрослых, – позитивный феномен, она свидетельствует, что у ребенка формируется психологическая готовность к школе и желание ощущать себя «не малышом», «уже большим». Протестные проявления краткосрочные, ограничиваются одним-полутора месяцами, но индивидуальных вариантов бывает много. В семьях, где взрослые придерживаются демократического воспитания, симптоматика протеста может пройти незаметно. Признаки острее там, где к ребенку предъявляется очень много предписаний о том, как именно он должен действовать в самых незначительных ситуациях |
Общее эмоциональное неблагополучие ребенка
Воспитателю следует обратить внимание на невротические состояния, повышенную агрессивность ребенка. При таких состояниях важно найти общую причину, а не пытаться снимать протестное поведение само по себе.
Нарушения развития
Причиной протестного поведения могут быть нарушения, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к протесту. Например, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы при олигофрении, сложности социального взаимодействия при РАС, ранние проявления расстройств личности. Также протест может указывать на трудности произвольного управления поведением при СДВГ или органической неполноценности нервной системы.
Сложность дела, которое предстоит выполнить
Ребенок предчувствует неудачу и порицание, чувства вины и стыда. В этом случае протестное поведение – попытка не оказаться в ситуации, где он будет неуспешен.
Также протест может быть реакцией на то, что ребенку не по силам выполнить задание. Например, если начать обучать ребенка чтению слишком рано, он может отказываться читать – ему будет неприятен процесс, который требует слишком много усилий.
Сложная ситуация
Ребенок может запротестовать, если оторвать его от привлекательного занятия, если он устал, не выспался, ударился, обиделся на сверстника. Любые негативные эмоции и переживания могут вызвать протестное поведение – как и у взрослых.
Как уменьшить протестное реагирование
Есть способы, которыми может воспользоваться воспитатель, чтобы уменьшить протестное реагирование ребенка в актуальный момент. Как бы ни было трудно, в работе с непослушным ребенком педагогам нельзя выходить из себя.
Существует ряд методик и общих правил для воспитателей, которым они должны следовать, чтобы общаться с протестными и непослушными детьми продуктивно и не давать повода для новых протестов. Читайте о них далее.
Давать больше свободы и самостоятельности
Уменьшите давление – уменьшится сопротивление. Это базовое правило, которое педагоги могут реализовать множеством индивидуальных вариантов.
Дети чувствуют себя лучше и легче идут на сотрудничество, если у них в течение дня есть возможность в чем-то полностью самостоятельно распоряжаться своим временем, например на свободную игру. Поэтому вам с воспитателями следует внимательно проанализировать режим ребенка, нагрузку в группе, количество и интенсивность занятий.
При высоких нагрузках необходимо чередовать умственные и физические задания, чаще делать маленькие паузы и находить возможность для переменок: время, когда дети будут делать, что хотят. Если свободного времени в программе мало, найдите возможность для свободы ребенка в чем-то другом. Например, не предъявляйте требований к одежде и разрешите приходить в костюмах любимых персонажей.
Не упорствовать в своем недовольстве
Воспитателям не нужно многократно повторять указание и увеличивать меру его негативной эмоциональной окраски. Ниже читайте пример неправильного воспитательного взаимодействия – фразы, которые будут вызывать только новые протесты у ребенка.
Пример. Фразы неправильного воспитательного взаимодействия с ребенком:
- «Я тебе сказала!».
- «Я кому говорю!».
- «Да что это за ребенок такой!».
- «Все уже сделали, а он еще нет!».
- «Все твоим родителям расскажу».
- «Скажу перевести тебя в ясельную группу».
Дать выразить эмоции
Психологи и авторы книг по воспитанию А. Фабер и Э. Мазлиш сформулировали правило: «Все чувства можно выражать, но некоторые действия под запретом». Оно означает, что в тех ситуациях, когда ребенок противится, дайте ему выразить эмоции.
Помогите ребенку описать свое состояние. Воспитатели могут задать вопрос или высказать предположение: «Ты злишься?», «Ты не хочешь?», «Устал?», «Тяжело?», «По-моему, ты грустишь», «Обидно, когда приходится бросать игру».
Педагогам следует выслушать ответ ребенка, не перебивать, сочувственно кивнуть, скажите, что вы понимаете его. После этого педагоги могут объяснить необходимость и неизбежность того, что ребенок не хочет делать: «Представляю, как это неприятно, только все равно надо одеться», «Бедняга, ой бедняга, ну, давай одеваться, иначе замерзнешь».
Классифицировать проблему
Задайте вопрос: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Психологи часто рекомендуют педагогам задавать этот вопрос, когда речь идет о негативных эмоциональных всплесках у ребенка. Вопрос даст воспитаннику понять: взрослому важно, что он чувствует. Далее он поможет ему переключиться с эмоциональных реакций на рациональные.
Внимание
- Нельзя встречать ответ ребенка насмешками или уговариванием.
- Педагоги должны проявить внимание к тому, что скажет ребенок и какую эмоцию проявит.
Сфокусироваться на хорошем
Фокусируйтесь на том, что хорошо и нужно сохранять, а не на том, что хотите устранить. Педагогам нужно помнить, что внимание взрослого – это один из лучших способов подкрепить поведение ребенка, поэтому не следует вспоминать случаи протестного поведения. Ребенку с протестным поведением зачастую не хватает положительных эмоций.
Воспитатели должны находить в действиях воспитанника положительное и говорить ему об этом, например: «Ты ведь обычно меня слушаешь», «Ты такой славный мальчик», «Ты так быстро находишь свою куртку». Подобные похвалы смогут закрепить у ребенка хорошее поведение и свой положительный образ.
Использовать тактику «Говорящая игрушка»
Воспитатели должны найти форму для указаний протестному ребенку, которую он примет. Простой способ – говорить не своим голосом: изобразить персонажа сказки или мультфильма.
Также педагог может использовать игрушку и попросить ребенка сделать что-либо от ее имени. Например, с детской интонацией произнести: «А ну-ка, собираем все по-быстренькому». Это эффективный педагогический метод, который отнимает немало эмоциональных сил.
Давать краткие указания
Педагог заменяет предложение словосочетанием, а словосочетание – словом, например: «Давайте все скорее соберемся на обед» – «Обед!». Иногда слова можно заменять жестами: например, подзывать жестами и показывать, что пора строиться на обед. Когда даете указания, лучше использовать существительные, а не глаголы: «одежда» вместо «одеваемся».
Использовать жетоны
Воспитатели вырезают из цветного картона кружочки – жетоны, чтобы выдавать их ребенку каждый раз, когда он быстро и без скандалов выполняет просьбу. Также педагогам необходимо сказать ребенку, за что он получает жетон: «Ты сразу и чудесно меня послушал, все сделал, как я просила, вот тебе жетон».
Приятная награда для ребенка за какое-то количество жетонов поспособствует смягчению протестного поведения. Например, за пять жетонов можно будет 20 минут играть в любимую игру, за 10 – на день взять домой одну игрушку из группы.
Использовать прием «А спорим…»
Если дети не успеют что-то сделать, воспитатель может заключить с ними игровое пари, например: «Успеешь полить цветы, пока я считаю до двадцати?» Подойдет и другой срок: «Пока я переобуваюсь», «Пока не зазвенит таймер».
Полностью фраза педагога может звучать так: «Спорим, вы не уберете эти игрушки, пока я считаю до двадцати. Раз, два, три – ой, наверно, я буду победителем… Ой нет, они убирают еще и еще, а я всего четыре говорю…» Главное – педагогу нужно давать детям выиграть.
Совет: в группах, в которых есть протестные дети, необходимо провести беседу с родителями и рассказать семьям о способах минимизации протестного поведения дома.
Предварительный просмотр:
Признаки агрессивного и пассивного протеста дошкольника
Общие признаки
- Начинает пpoтеcтoвать непocpедcтвеннo пocле вoздейcтвия co cтopoны взpocлoгo
- Напpавляет вcе пoведение пpoтив тoгo, чтoбы cделать тo, чтo пpocит взpocлый
Пассивный протест
- Ведет cебя паccивнo
- Пpитвopяетcя, чтo выпoлняет задание
- Не делает тo, чтo емy cказали, хoтя задание cлышал и пoнял
- Мoжет выпoлнять задание на минимальнoм ypoвне, лишь бы oтcтали
- Пытаетcя пcихoлoгичеcки ycтpанитьcя oт cитyации, кoтopая вызывает пpoтеcт: пpячетcя, oтвopачиваетcя
- Ухoдит в плoхoе cамoчyвcтвие, в бoлезни: бoлеет, чтoбы не делать
- Инoгда дейcтвyет демoнcтpативнo: cлишкoм гpoмкo, иcпoльзyет запpещенные cлoва или cпocoбы.
Активный протест
- Пpoявляет вpажде6нocть
- Пpямo oтказывает и вoзpажает
- Не cлyшаетcя
- Наpyшает диcциплинy
- Иcпытывает вcпышки pаздpажительнocти и гнева в oтвет на задание или тpебoвание взpocлoгo
- Пытаетcя физичеcки ycтpанить cитyацию, кoтopая вызывает пpoтеcт: yбегает, oтталкивает задание или челoвека, pазбpаcывает вещи
- Инoгда pезкo cтанoвитcя менее активным, пoзы и мимика cтанoвятcя бoлее вялыми
Косвенный признак
Еcли наcтpoитьcя на взаимoдейcтвие, oбpатить внимание на pе6енка, oказать эмoциoнальнyю или coдеpжательнyю пoмoщь, негативнoе пoведение изменитcя, и oн cделает тo, o чем егo пpocят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Протест против курения"
Разработка мероприятия "Протест против курения" направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни. Это мероприятие воспитывает у ребёнка умение отказаться от вредных привычек....
Рекомендации, которые помогут Вам лучше организовать общение с ребенком, дать ему возможность почувствовать Вашу поддержку и уверенность в себе
Данный материал будет полезен родителям. у которых есть дети не только дошкольного возраста, но и школьники....
Семь советов, которые помогут воспитателям организовать итоговое родительское собрание в группе
Определите, в какой форме будете проводить собрание. Не все родители и не всегда приходят на собрания. Поэтому важно создать условия, чтобы привлечь как можно большее число ро...
Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул.
Консультация для воспитателей...
Памятка специалистам (педагогам, воспитателям) при работе с ребенком, пережившим горе
Памятка специалистам (педагогам, воспитателям) при работе с ребенком, пережившим горе...
Психологические приемы, которые помогут воспитателям организовать дисциплину в группе после зимних каникул
-консультация для педагогов...
Детская агрессивность — это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом.
Используемая литература1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2014. 336 с.2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм - Евр...