Рекомендации по нормализации детско-родительских отношений
консультация по психологии

Иванова Виктория Валентиновна

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по нормализации детско-родительских отношений

Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок выступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

Важно помнить о том, что социальная адаптация детей с нарушениями развития напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения.

В повседневной жизни матери всех «особых» детей испытывают огромные трудности воспитательного характера. Воспитание как социализирующий процесс, прежде всего, решает проблему адаптации ребенка к самостоятельной жизни, обучения правилам и нормам социально принятого поведения, доброму отношению, любви к матери и к другим близким.

Родители должны знать, что не адекватные воспитательные подходы с их стороны (гипоопека, физические наказания, гиперопека, воспитание в культе болезни и др.) формируют личностную неустойчивость ребенка, наносят колоссальный вред его психическому здоровью. Ребенок должен быть включен в повседневную жизнь семьи. Правильное распределение обязанностей будут способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

Предложенные рекомендации ориентированы на формирование конструктивных отношений в системе «родитель – ребенок с нарушением развития».

Развитие умения общения с детьми

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
  • – стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • – контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
  • – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
  • – не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
  • – выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
  • – не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • – уделяйте ребёнку достаточно внимания;
  • – проводите досуг всей семьёй;
  • – не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • – установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
  • – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
  • – избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка.

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например, «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

  • –    спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
  • –    не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например, «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

  • – барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • – барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
  • – барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
  • – барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Рекомендации по организации детско-родительских творческих мероприятий.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7157255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

"Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений". Рекомендации для воспитателей.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение....

Консультация для родителей "Основы воспитания в семье. Рекомендации по коррекции детско - родительских отношений".

Влияние родителей на развитие ребенка очень велеко. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками...

Семинар-практикум с воспитателями ДОУ "Рекомендации педагогам по оптимизации детско-родительских отношений".

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Рекомендации родителям по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей

Данный материал поможет  родителям найти ответ на вопрос: как воспитать самостоятельность у ребенка....

Рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений

Создание и поддержание в семье здорового психологичсекого микроклимата служит гарантией гармоничного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности....