Практики вовлечения родителей в образовательный процесс.
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Загидуллина Лейля Мухарямовна

Представлены практики вовлечения родителей в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практики вовлечения родителей в образовательный процесс.

Семья – это естественная среда развития ребенка, в которой закладывается будущее личности. Когда ребенок поступает в ДОУ, то автоматически создается треугольник: родители, ребенок, педагоги. Родители становятся социальными заказчиками ДОУ, так как взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Система работы нашего детского сада с семьями воспитанников включает в себя пять этапов:

I этап – рекламный. Цель: пропаганда и популяризация дошкольного образования.

Формы, методы и приёмы работы с родителями на I этапе: родительское собрание до поступления ребёнка в детский сад, с применением мультимедийной презентации, рекламного буклета, экскурсии по детскому саду; фотовыставки, стенгазеты и различные стенды, размещённые в группах и по коридорам детского сад; приглашение родителей посетить детский сад вместе с ребенком до постоянного посещения, чтобы познакомиться с  условиями группы.

II этап–диагностический.  Цель: изучение семьи - выявление уровня осведомленности и образовательных потребностей родителей.

Формы, методы и приёмы работы с родителями на II этапе: личные беседы, анкетирование, специальные закрытые ящики с надписью «Почта», в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОО в целом и группы в частности.

III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьей.

IV этап –  внедрение выбранных форм работы с семьёй.

 Цель: повышение   психолого-педагогической компетенции родителей, привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.

На данных этапах осуществляется выбор и  применение наглядно-информационных, индивидуальных и общих (фронтальных) форм  работы с родителями.

V этап  – контрольный.  Цель: изучение результатов взаимодействия дошкольной организации с семьей.  

На V этапе работа педагогов  заключается в сборе и обработке информации  о степени удовлетворённости родителей результатами образовательного процесса за учебный год. Полученные аналитические данные используются воспитателями и специалистами ДОО для корректировки перспективного и календарного планирования работы с родителями в следующем учебном году.

Таким образом, опираясь на систему работы детского сада с родителями, мы хотим поделиться следующими практиками необходимыми для вовлечения родителей в образовательный процесс.

Во время проведения Недели психологии мы утром встречаем родителей и детей в холле с различными играми. В последний раз использовали игру «Примерь настроение». Была организована фотозона с радостным Чебурашкой и грустным Лунтиком, дети примеряли их настроение, изображали грусть с Лунтиком и веселились с Чебурашкой. Данная акция очень понравилась и воспитанникам, и родителям, и сотрудникам.

Во время родительских собраний мы используем и с детьми, и с родителями интересные музыкальные игры для развития внимания, мышления, памяти, для координации движения. Например, игра «Силуэты».

Цель: развитие навыков саморегуляции, координации движений обучение методам и приемам снятия напряжения, переключение с одного вида деятельности на другое, релаксация.

Форма и методы проведения: по количеству участвующих по кругу ставятся изображения разных силуэтов, при включении музыки, дети по одному шажку переходят вокруг изображений с одного на другое, когда ритм музыки меняется они останавливаются и изображают силуэт перед которым остановились, когда ритм музыки опять меняется, начинают переходы, так игра продолжается.

Игру «Силуэты» можно использовать в работе с детьми и родителями, и сотрудниками ДОО. Это упражнение очень эффективное в работе с родителями. Папы и мамы могут поиграть вместе с детьми. Это упражнение способствует их сближению. Эту игру можно проводить в разных вариациях, оно способствует снятию мышечного напряжения, отдыху, релаксации, переключении с одного вида деятельности на другое, поднятию настроения и эмоционального фона. И взрослые,  и дети просто в восторге от этой игры.

Мы используем музыку «Heavy and light».

Игра «Веселые стаканчики».

Описание игры.

Участники  встают в круг, держат в руках стаканчики. Когда звучит музыка, они перекладывают по кругу со своего стакана в соседский стакан маленькую погремушку со звуком как колокольчик. Когда ритм музыки меняется, останавливаются, и у кого осталась погремушка отвечает на заданный вопрос, в это время музыка притихает. Игра так продолжается. Можно использовать практику в разных вариациях. Игра очень полюбилась детьми, родителями и педагогами.

Мы используем музыку «Heavy and light». Таких развивающих музыкальных игр очень много в нашей копилке.  Мы используем их для вовлечения родителей в образовательный процесс во время родительских собраний, в неделях психологии, в праздниках, во время открытых дверей в детском саду.

Подготовили:

Загидуллина Лейля Мухарямовна,

педагог-психолог первой квалификационной категории,

Юмагулова Айсина Магсумовна,

педагог-психолог

МБДОУ Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».

laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...