Развитие ВПФ у детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь. Маленький ребенок еще не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребенка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vpf_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 528.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
педагог-психолог
Ежова Е.В.
Ульяновск, 2024г.
Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь.
Маленький ребенок еще не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребенка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребенка в школу, еще во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями. Тем не менее, существуют определенные фазы в развитии ребенка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребенка от 0 до 7 лет. На данном этапе закладываются фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Упражнения для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить ребенка находить общие признаки предмета. Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединенные по одному общему признаку (например, «яблоко, банан, груша, слива»). Ребенка просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребенка исключать лишнее и объединять предметы по признаку. Например, ребенку предлагают карточки и просят найти изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а все остальное одежда). Ребенок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Память.
Для развития зрительной память полезно следующее упражнение. Ребенку предлагается картинка с изображением, например, кот, мяч, слон, тигр, неваляшка (количество изображений зависит от возраста ребенка от 4 до 7). Ребенка просят запомнить изображенные предметы (1мин), а затем нужно закрыть картинку с изображенными предметами и предложить другую картинку с аналогичными изображениями, но с добавлением других предметов. Задача: найти изображения, которые ребенок запомнил.
Для развития слуховой памяти полезна методика А.Р. Лурия. «заучивание 10 слов». Норма для дошкольника от 4 до 7-8 слов. Ребенка помнят запомнить 7-8 слов на слух (2-3 повтора). Затем ребенок должен воспроизвести озвученные взрослым слова.
Отличным упражнением для развития памяти было и остается чтение литературы.
Внимание.
Для развития устойчивости внимания полезна игра «Лабиринты», «Ходилки». Для концентрации внимания можно применять методику «Зашумленные картинки», то есть наложенные друг на друга картинки. Так же можно попросить ребенка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок).
Восприятие.
Восприятие формы: игры «Вкладыши», «Коробка форм».
Восприятие величины: «Пирамидка», «Матрешка».
Восприятие цвета: «Цветные кубики». Например, перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета. Для детей среднего, старшего дошкольного возраста вводят оттеночные цвета.
Речь.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребенком необходимо общаться. Разговаривая с ребенком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки. Проговаривая слова четко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребенка, правильно формируете звуки произношения. Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Воображение.
Например, упражнение «Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигура?» назови несколько вариантов, а потом можешь ее дорисовать так как ты себе это представляешь. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – все это превосходно развивает воображение и воображение ребенка.
Желаю Вам приятного общения с вашим малышом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...