Рисунок ребенка и его тайны
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РИСУНОК РЕБЕНКА И ЕГО ТАЙНЫ
Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы?
В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.
Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.
У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.
Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:
- Ребёнок должен быть отдохнувшим;
- Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует;
- Важно послушать комментарии автора картины;
- Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.
Что может – не может показать и рассказать рисунок ребенка?
Детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребенка и его отношению с окружающими.
Сюжет рисунка.
Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то машинки, а кто-то домики и человечков. Наиболее частый сюжет – это то, что входит в сферу интересов вашего ребенка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.
Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас - поговорите с ребенком, спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у костра, а вы увидели, как человек горит.
Штриховка, нажим
Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.
Агрессивные элементы
Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто – ее выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это, как правило, большая фигура с кулаками.
Стертые элементы, слабые нажатия
Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребенка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребенок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует четкие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врожденная (слабая нервная система), так и приобретенной (например, повышенные требования родителей).
Цветовые предпочтения
Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребенка. Не делайте поспешных выводов – многие маленькие дети предпочитают, например, черный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.
«Недетские элементы»
Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.
Появление гениталий на картинках детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своем теле («Я же рисую ручки и ножки, почему я не могу нарисовать другие части тела?). Но иногда половые органы появляются на рисунках ребенка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребенок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.
Анализируем и расшифровываем рисунки ребенка
Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «Несуществующее животное», «Человек и человек под дождем», «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определенных аспектов личности рисующего.
Проще всего оценить психологическое состояние ребенка и атмосферу, в которой он живет, через методику «Рисунок семьи».
Инструкция для ребенка:
Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».
Понаблюдайте, как рисует ребенок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребенка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого – мимоходом. После того, как рисунок будет готов, попросите рассказать или подписать, кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребенка рассказать о своем рисунке все, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.
Общее впечатление
Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.
Если рисунок излучает счастье – это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребенок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.
Положение на листе и размер рисунка
В норме ребенок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребенка. Крупные, но смещенные вверх предметы говорят о завышенной самооценке. Выход за границы листа – высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.
Оценка «манеры письма»
Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте – на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображен каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или наоборот слишком слабой прорисовкой, значит с этими членами семьи у ребенка некомфортные отношения или это что-то его пугает.
Детский рисунок и цвет
В норме дети 5-7 лет используют 5-6 активных цветов в своем рисунке. Чем увереннее в себе ребенок, тем больше карандашей он постарается задействовать.
Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состоянии ребенка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал психолог Макс Люшера. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать, как возможное направление для изучения состояния ребенка, а не как стопроцентный ответ.
Расположение фигур на рисунке
Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:
- То, что нарисовано первым – самое важное для ребенка. Если говорить о семье, то первым ребенок рисует главного для него члена семьи.
- Себя ребенок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребенка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
- Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребенка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
- Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка и дедушка. Если появляются непонятные персонажи, попросите ребенка прояснить, кто это.
- Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребенка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребенок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
- Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребенок не чувствует эмоциональной связи.
- Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то – позитивные эмоции у ребенка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке – наличие рук, ног, глаз, ушей и т.д., отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах.
Части тела
При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:
- Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
- Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
- Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа. Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
- Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
- Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
- Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.
Изображение дополнительных элементов на рисунке
Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:
- Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
- Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
- Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
- Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
- Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.
Тема сексуального насилия в детских рисунках
Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:
- Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
- Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
- Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
- Изображение полового члена.
- Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
- Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.
Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.
Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.
Тема смерти в детских рисунках
Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.
Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».
Рекомендации психолога
Рассматривая детские рисунки:
- Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
- Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
- Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
- Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
- Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
- Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.
Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.
Источник: https://gdemoideti.ru/blog/ru/deti-risuyut-psixologiya-risunka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/28/picture-188701-1374993118.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РИСУНКИ РЕБЕНКА И ЕГО ХАРАКТЕР» Воспитатель: Милованова Е. Г. МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РИСУНКИ РЕБЕНКА И ЕГО ХАРАКТЕР»Воспитатель: Милованова Е. Г.МАДОУ ЦРР детский сад №14Г. Кропоткин...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-395681-1459104028.jpg)
О чем рассказывает рисунок ребенка?
Хорошенько рассмотрев детский рисунок, можно увидеть маленькую частичку его души, и что в ней твориться. Рисунок может рассказать о многом, в своих рисунках малыш рассказывает свое истинное настр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-771885-1459105007.jpg)
О чем говорит рисунок ребенка?
Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-952525-1506427924.jpg)
Ребенок рисует семью: как анализировать рисунок ребенка
Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния. Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его т...
Консультация для родителей: «Тайна детского рисунка. Ребенок рисует черным цветом – плохо?».
Материал содержит информацию о мифах которые возникают у родителей, когда они видят, что их ребенок рисует черным цветом....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/29/picture-1482407-1693331322.jpg)
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок рассказывает семейные тайны».
Консультация для родителей«Что делать, если ребенок рассказывает семейные тайны».Маленькие дети не умеют хранить секретов. И соседка вдруг узнает, что вы ее терпеть не можете, а воспитател...