Консультация для педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей
консультация по психологии
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощ ности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_duhovno_-_nravstvennomu_vospitaniyu_detey.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей
Подготовила: педагог – психолог Сергеева И.И.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
(В.А. Сухомлинский)
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.
Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-
нравственное воспитание», имеющее актуальность в прошлом
советском государстве и дружно «похороненному» нашим обществом в
настоящее время.. Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось время,
изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши
убеждения, взгляды, идеалы…
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,
что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных
норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и
что именно родители ответственны за воспитание детей.
Но освободившись от прежних иллюзий, мы как-то упустили, что
существуют незыблемые нормы поведения и правила общежития
людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы
погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути
развития. Эти нормы и правила, составляющие основу нравственного
воспитания, формируются в раннем детстве.
Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует
понимать, что эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют
определенную схожесть.
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного
возраста заключаются в воспитании культуры поведения, гуманных
отношений между людьми, выполнении элементарных правил
общежития, доброжелательности, отзывчивости, заботливого
отношения к близким людям и т.п.
Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как
синоним понятия «религиозное») по смыслу несколько шире. Духовность
подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух
важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и
социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой,
духовный человек « живет своими мыслями и чужими чувствами».
В рамках нашего ДОУ педагоги в основном осуществляют
нравственное воспитание детей. Духовное воспитание в ДОУ
предполагает приобщение детей к обычаям, обрядам, традициям,
культуре своего народа, знакомство с религиозными праздниками и т.д.
Наши дети развиваются стремительно, и, если сравнить
современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад, мы
увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты
технически, они имеют большую информацию о современной технике:
компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-
помощниках и т.д.
Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть
герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о
добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.
Таким образом, мы наблюдаем спад в духовно-нравственном
развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким
вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое
обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.
Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь,
доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и
нравственные привычки нужны, ибо они создают иммунитет против
пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений (ты – мне, я -
тебе).
Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей
происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на
занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.
Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию,
следует обратить внимание на следующее положение:
установление и развитие деловых и межличностных на уровне
«воспитатель – ребенок - группа»;
уважение самооценки личности дошкольника;
вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления
его способностей и качеств характера;
создание психологической основы и стимулирование
самовоспитания, которое является наиболее эффективным
средством реализации задач духовно-нравственного плана.
В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию
главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на
познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Большая роль в осуществлении многосторонних задач по
нравственно-духовному воспитанию отводится художественной
литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения
произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др.
авторов.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется
использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и
сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем
создания специальных ситуаций.
В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения,
объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте,
что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что
игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними
обращаться аккуратно.
Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые
создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,
побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.
В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную
направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами
окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее,
проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и
уважение к взрослым.
Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если
ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и
радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы
на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять
нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу
духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо
с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.
Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он
будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.
Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве
сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство
сильнее зла, пошлости, насилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Материал можно использовать для подготовки к педагогическому совету в ДОУ...
Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....
консультация для родителей "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация для родителей...
консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...
Консультация для воспитателей "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста...