Консультация для педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей
консультация по психологии

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощ ности которого  зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,  так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к Родине

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  по духовно – нравственному воспитанию детей

Подготовила: педагог – психолог  Сергеева И.И.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого 

зависит жизнь растения на протяжении нескольких

десятилетий, 

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей 

чувства безграничной любви к Родине».

(В.А. Сухомлинский)

В настоящее время Россия переживает один из непростых

исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая

наше общество сегодня,- не в развале экономики, не в смене

политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные

ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской

преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.

Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-

нравственное воспитание», имеющее актуальность в прошлом

советском государстве и дружно «похороненному» нашим обществом в

настоящее время.. Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось время,

изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши

убеждения, взгляды, идеалы…

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-

нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой

деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,

что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных

норм, моральных требований и образцов поведения на основе

подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в

первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться

нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и

что именно родители ответственны за воспитание детей.

Но освободившись от прежних иллюзий, мы как-то упустили, что

существуют незыблемые нормы поведения и правила общежития

людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы

погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути

развития. Эти нормы и правила, составляющие основу нравственного

воспитания, формируются в раннем детстве.

Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует

понимать, что эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют

определенную схожесть.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного

возраста заключаются в воспитании культуры поведения, гуманных

отношений между людьми, выполнении элементарных правил

общежития, доброжелательности, отзывчивости, заботливого

отношения к близким людям и т.п.

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как

синоним понятия «религиозное») по смыслу несколько шире. Духовность

подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух

важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и

социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой,

духовный человек « живет своими мыслями и чужими чувствами».

В рамках нашего ДОУ педагоги в основном осуществляют

нравственное воспитание детей. Духовное воспитание в ДОУ

предполагает приобщение детей к обычаям, обрядам, традициям,

культуре своего народа, знакомство с религиозными праздниками и т.д.

Наши дети развиваются стремительно, и, если сравнить

современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад, мы

увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты

технически, они имеют большую информацию о современной технике:

компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-

помощниках и т.д.

Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть

герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о

добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.

Таким образом, мы наблюдаем спад в духовно-нравственном

развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким

вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое

обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.

Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь,

доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и

нравственные привычки нужны, ибо они создают иммунитет против

пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений (ты – мне, я -

тебе).

Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей

происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на

занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.

Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию,

следует обратить внимание на следующее положение:

установление и развитие деловых и межличностных на уровне

«воспитатель – ребенок - группа»;

уважение самооценки личности дошкольника;

вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления

его способностей и качеств характера;

создание психологической основы и стимулирование

самовоспитания, которое является наиболее эффективным

средством реализации задач духовно-нравственного плана.

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию

главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на

познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Большая роль в осуществлении многосторонних задач по

нравственно-духовному воспитанию отводится художественной

литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения

произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др.

авторов.

С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется

использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и

сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем

создания специальных ситуаций.

В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения,

объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте,

что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что

игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними

обращаться аккуратно.

Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые

создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,

побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную

направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами

окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее,

проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и

уважение к взрослым.

Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если

ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и

радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы

на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять

нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу

духовно-нравственного воспитания  решаемой. Воспитывать детей надо

с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он

будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.

Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве

сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство

сильнее зла, пошлости, насилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Доклад на МО воспитателей: консультацию для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста  в условиях ФГОС»...

Консультация для воспитателей "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста...