ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по психологии (старшая группа)

Надежда Чуева

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью данного исследования является теоретический анализ научных источников для оценки степени разработанности изучения проблемы связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Проблема исследования, представленного в публикации, состоит в поиске ответа на вопрос о взаимосвязи между уровнем эмоционального и социального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников. В своём исследовании мы обратились к дошкольному возрасту, так как поскольку именно в этот период наблюдается формирование интенсивных эмоциональных отношений, в основе которых лежит потребность в понимании других людей и себя другими, в налаживании эффективной коммуникации.

Ключевые слова: межличностное общение, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, дошкольный возраст, межличностная коммуникация, межличностный эмоциональный интеллект.

Актуальность изучения эмоционального интеллекта определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию и успешность личности.

Детство действительно является очень важным периодом жизни, ведь именно тогда у человека закладываются основные жизненные принципы, воспитание, собственное видение мира. Одним из основных условий развития ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, важнейшим фактором формирования личности является общение. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Исследователи отмечают, что процесс общения ускоряет развитие детей. Влияние коммуникации в форме ее положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Целью данного исследования является теоретический анализ научных источников для оценки степени разработанности изучения проблемы связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников.

Первое появление термина «эмоциональный интеллект» датируется 1964 годом: профессор психологии Колумбийского университета М. Белдок написал в своем исследовании, что «интеллект бывает не только аналитическим, но и чувственным» [8, ]. Мы же под эмоциональным интеллектом, как важнейшим эмоциональным новообразованием, отражающим уровень развития и формирования эмоционального интеллекта дошкольников, будем понимать готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности и общении.

Эмпирические исследования многих авторов выявляют значимые корреляции между эмоциональным интеллектом и важными личностными ресурсами и характеристиками у детей, например, интересны в рамках данного исследования выводы психолога А. И. Савенковой, которая указывала, что «эмоциональный интеллект и социальная компетентность, обычно определяемые как сложный сплав некогнитивных способностей, проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка дошкольного возраста. Одним из действенных средств их развития выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей» [7, ]. Таким образом, была четко обозначена взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и совместной деятельности детей-дошкольников, которая немыслима без межличностного общения.

Действительно, дошкольный возраст является периодом возникновения и развития совместной деятельности. Именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения. А.Н. Поддьяков считает важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности – понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно встать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами» [6, с.41-44]. Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими людьми – взрослыми и детьми – и таким образом научается обращаться к другому человеку как к личности. Таким образом, становление психики ребенка возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на эмоциональное и интеллектуальное восприятие людьми друг друга, и затем – на доминанту человека на лицо другого.

Психологом М. И. Лисиной «установлено влияние разных типов самооценки старших дошкольников (высокой, средней, низкой) на их межличностные отношения со сверстниками» [3, с.17]. Также исследователь Я.Л. Коломинский указывал, что «…в коллективе дошкольников в результате межличностного взаимодействия развиваются такие положительные качества личности, как сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости; ребенок начинает осознавать, что другие дети также имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться» [2, с.84].

Существуют психологические предпосылки развития и формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Так, многие исследователи (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн) отмечают, что поведение дошкольника в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями. По их мнению, именно обобщенные чувства побуждают действие. Они называют эти чувства «интеллектуальными». Дошкольник постепенно научается преследовать все более отдаленные цели и предвидеть не только интеллектуально, но и эмоционально возможные последствия своей деятельности и межличностного взаимодействия.

В свое время еще корифей советской психологии В.С. Мухина указывала на место окружающего мира в развитии психики ребенка. По ее мнению, одной из особенностей развития личности ребенка является то, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая особенность – это развитие чувств и воли. Здесь главную роль играет образование «разумности чувств», которое связано с собственным поведением. Именно «разумность чувств», то есть способность понимать свои чувства и чувства других людей помогает ребенку выбрать подходящий стиль поведения в разных жизненных ситуациях. В.С. Мухина считала, что «коммуникативная жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания» [4, с. 202].

Б.Г. Ананьев выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения: познание людьми друг друга, эмоциональное отношение их друг к другу, взаимопонимание партнеров по общению. Результаты ряда наблюдений показывают, что дети, склонные к сотрудничеству, более щедры, эмоционально отзывчивы по отношению к сверстникам [1, с. 7].

Эмоциональный интеллект с высокой степенью вероятности связан с расширением сферы социализации человека и качеством ее межличностных отношений, которые ассоциируются с психологическим здоровьем. На развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет множество внешних и внутренних факторов. В научной психологической литературе тема связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников имеет свою проблематику.

Интересны в рамках данного исследования выводы психолога А. И. Савенковой, которая указывала, что «эмоциональный интеллект и социальная компетентность, обычно определяемые как сложный сплав некогнитивных способностей, проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка. Одним из действенных средств их развития выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей» [7, ]. Таким образом, была четко обозначена взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и совместной деятельности детей, которая немыслима без межличностного общения.

Б.Г. Ананьев выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения: «познание людьми друг друга, эмоциональное отношение их друг к другу, взаимопонимание партнеров по общению» [1, с.7]. В свою очередь психолог О.С. Паксюткина в качестве выводов своей исследовательской работы приводит такие доводы: «… развитие эмоционального и социального интеллекта ребенка, вербальных и невербальных способностей выражения своих эмоциональных состояний окажет положительное влияние и на межличностное взаимодействие со сверстниками, и на общение с родителями» [5, ].

На основании существующих психологических исследований можно констатировать, что высокий уровень эмоционального интеллекта способствует сопротивляемости рискованных видов поведения. Например, установлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта, с одной стороны, связан с желанием искать помощь в социальном окружении при решении личностных эмоциональных проблем, с другой – с осознанием необходимости противодействовать давлению со стороны окружающей среды. О.С. Паксюткина в качестве выводов своей исследовательской работы приводит такие доводы: «… развитие эмоционального и социального интеллекта ребенка, вербальных и невербальных способностей выражения своих эмоциональных состояний окажет положительное влияние и на межличностное взаимодействие со сверстниками, и на общение с родителями. Понимание эмоций людей, выражение и контроль своих эмоций и чувств должны быть результатами развития эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. При этом для эффективности развития эмоциональной сферы педагогом-психологом должен использоваться целый комплекс психолого-педагогических технологий (арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т. д.)» [5, с. 171].

Таким образом, на основании приведенных исследований мы можем сказать о том, что эмоциональный интеллект – это условие выбора эффективного способа построения отношений с другими людьми, который ребенок может приобретать уже в дошкольном возрасте. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит. Анализ источников позволил нам выяснить то, что процесс интеллектуализации эмоций или, иными словами, зарождение чувств эмпатии и сочувствия, а также содействия сверстникам и взрослым внутренне обусловлено возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения. В дошкольном возрасте этими людьми являются, в первую очередь, сверстники. Это значит, что развитие эмоционального и социального интеллекта в дошкольном возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими сверстниками.

Список использованных источников

  1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т. 2. Самара, 2017. С. 7. – URL: (дата обращения: ).
  2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие. Издание 4-е, дополненное. – Минск: ТетраСистемс, 2018. – 432 с.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 320 с.
  4. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1985. – 272 с.
  5. Паксюткина О.С., Кечина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 14-15 марта 2019 года. Саранск, 2019. С. 168-172. – URL: (дата обращения: ).
  6. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. – URL: (дата обращения: ).
  7. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. – М., 2020. – 1436 с.
  8. Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973, pp. 121-131.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стимулирование развития эмоционального и социального интеллекта у дошкольника 4-5 лет с ТНР (зпр) »

Практический материал представлен в табличной форме,как приложение к Рабочей программ для летей 4-5 лет с ТНР, обусловленной ЗПР...

Развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников.

Статья опубликована в журнале "Современный детский сад" - стр. 45. (2017г. Выпуск №1)О взаимосвязи педагогической деятельности по развитию эмоционального и социального интеллекта дошкольнико...

Буккроссинг – как средство развития социального интеллекта и инициативы у дошкольников.

В материале раскрывается вопрос использования технологии «буккроссинг» как средства развития социального интеллекта и инициативы у дошкольников....

Буккроссинг как средство развития социального интеллекта и инициативы у дошкольников

Буккроссинг как средство развития социального интеллекта и инициативы у дошкольников...

«Развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников». Семинар.

Где же происходит формирование эмоционального и социального интеллекта?В подвижных играх, дидактических и психологических. Психогимнастике, упражнениях на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативн...

Работа по теме самообразования на 2023-2024 учебный год «Развитие эмоционального и социального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

План работы по самообразованию  на 2023-2024 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....