Психология детей с синдромом раннего детского аутизма
презентация по психологии
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_detey_s_sindromom_rannego_detskogo_autizma.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний детский аутизм Ранний детский аутизм( синдром Каннера ) – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах.
Причины
Психологическая сущность У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют: « Уход в себя », значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. « Избегание контакта » проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям . Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии . Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Первая и самая тяжелая форма заболевания. Характеризуется полной отрешенностью, когда ребенок абсолютно не интересуется происходящим вокруг него. Он не реагирует на ощущения дискомфорта, ласковые слова родных, мокрые пеленки и даже на чувство голода. Они избегают любых телесных контактов и не выдерживают, когда смотрят им в глаза.
Вторая форма заболевания характеризуется активным отвержением окружающей их действительности. Такие дети подвержены очень тщательной избирательности при общении с внешним миром. Обычно они общаются только с близкими людьми, иногда исключительно с родителями. Для такой формы болезни характерно проявление избирательности не только в контактах, но и в одежде, и даже в еде. Вмешательство посторонних в жизнь ребенка приводит к появлению сильных страхов, на которые они реагируют агрессией или аутоагрессией . Дети с такой формой аутизма часто используют одни и те же слова в разговоре, повторяют фразы и движения. Но, тем не менее, такие пациенты более социально адаптированы, чем пациенты, относящиеся к первой группе.
Третья степень заболевания свойственна детям, которые склонны закрываться в себе, уходить в собственный придуманный мир. Таким образом они скрываются от внешнего мира. Их занятия и увлечения зациклены: они могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же картины и разговаривать на одни и те же темы. В некоторых случаях их интересы мрачные и устрашающие, иногда с примесью агрессии .
Четвертая, легкая степень аутизма объединяет в себе детей, испытывающих серьезные трудности во взаимодействии с действительностью и окружающим миром. При этом они чрезвычайно ранимы, эмоционально чувствительны и уязвимы. Они стараются избегать всех психологически негативных контактов, их страшат любые отношения. Также такие дети сильно реагируют на оценку других людей .
Особенности развития познавательной сферы детей с ранним детским аутизмом
Внимание С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость . Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.
Ощущения и восприятия Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта. Особенности восприятия наблюдаются у 71 % детей, диагностируемых как имеющих аутизм. У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы .. В восприятии ребенка с РДА также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания. Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.
Память и воображение С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В их содержании переплетаются случайно услышанные сказки, истории и реальные события. Патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко их содержание может носить агрессивный характер. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов. Это могут быть страхи меховых шапок, лестницы, незнакомые люди. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.
Речь У детей с ранним детским аутизмом отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в необращенный к нему разговор. Лучше он реагирует на тихую, шепотную речь. Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут запаздывать. То же самое относится к лепету: по данным исследования у 11 % - фаза лепета отсутствовала, у 24 % - была выражена слабо, у 31 % - отсутствовала лепетная реакция на взрослого. Первые слова обычно появляются рано, у 63 % - слова «мама, папа, деда», но 51 % - использовались без соотнесения со взрослым. Они редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории.
Мышление Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении задания, связанных с сюжетными картинками. Многие аутичные дети могут обобщать, однако они не в состоянии перерабатывать материал самостоятельно. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для аутизма. Дети могут проявлять одаренность в определенных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100% наблюдений ( К.С.Лебединская ) при аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К. С.Лебединская и О. С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные , т.е. не имеющие под собой реального основания.
Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Чувство страха, сохраняющееся иногда годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. Это явление получило название «феномен тождества»
Наряду с вышеизложенным у детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии . Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения.
У детей с РАС при общении отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех; отмечаются нарушения сна и с трудом формируются навыки опрятности. Недостаточная реакция на мать может сменяться полной зависимостью от неё. Поведение аутичного ребёнка противоречиво: с одной стороны у него присутствуют неадекватные страхи (боязнь определённых предметов), а с другой стороны практически полное отсутствие чувства реальной опасности (он может выбегать на проезжую часть, уходить далеко от дома...). Социальному воздействию аутичного ребёнка с окружающими мешает негативизм - стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям окружающих его людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.
Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...
Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма
В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...
Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"
Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок погружен в мир собственных переживаний...
ВКР Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
Дети - аутисты...
Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.
Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....
Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...
Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма
Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок погружен в мир собственных переж...