Статья "Сила слова"
статья по психологии
Слово в жизни человека играет глобальную роль.Всегда нужно помнить о силе слова. Она может, как вдохновить человека на великие дела, так и повергнуть в уныние и депрессию. Доброе слово окрылит, грубое – ударит наотмашь. Воспитатель, как самый первый наставник, должен не навредить словом чуткой детской душе, а, напротив, вселить уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sila_slova.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сила слова.
Воспитание словом - самое сложное и
самое трудное, что есть в педагогике.
В.А.Сухомлинский.
Что такое слово? Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, тексты, с помощью которых , в свою очередь, происходит общение и познание мира. Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Это так называемые технические характеристики слова. Они помогают оформить связную и понятную разговорную речь.
Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль, как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова. Она может, как вдохновить человека на великие дела, так и повергнуть в уныние и депрессию. Доброе слово окрылит, грубое – ударит наотмашь. Мудрые пословицы гласят: «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Доброе слово гнев побеждает» «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь». То есть хорошенько подумай и все взвесь, прежде, чем скажешь что-то важное.
Для ребенка взрослый человек, который может дать ответ на любой вопрос, становится авторитетом. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить. Он доверяет взрослому и открывает свою душу и сердце для общения. Поэтому воспитатель, как самый первый наставник, должен не навредить словом чуткой детской душе, а, напротив, вселить уверенность в своих силах. Чтобы донести смысл слова до ребенка, не обязательно быть красноречивым оратором. Достаточно иметь открытое сердце, человеческую доброту. Например, воспитатель будет постоянно твердить невнимательному ребенку во время занятия: «Да что тебе говорить, все равно тупой, не поймешь». И у ребенка не остается выбора, как следовать этому шаблону. Ведь сломать такое весомое слово, произнесенное взрослым человеком, очень сложно. Как говориться «Скажи человеку, что он глупый, 99 раз, и на сотый он поверит в это».
Другой пример: когда ребенок «мешает» или точнее сказать, проявляет самостоятельность и любознательность, то случайно может что-то сломать, пролить или просто сделать некачественно. Обычно это вызывает шквал эмоций и выражений типа: « Ты ничего не умеешь», «Не умеешь – не лезь», «Ты всегда только мешаешь», «Ты просто источник проблем, у тебя все ломается» и так далее… Подобные слова не просто программируют на определенный тип поведения, но и напрочь убивают любую инициативу ребенка помогать, познавать, изучать. В психологии есть понятие «удобный ребенок» - это ребенок, который удобен взрослым, он не плачет, не задаёт вопросов, во всём слушается, не капризничает, не мешает. Эта модель поведения сохранится и во взрослом возрасте. Так кем вырастет такой ребёнок? Он будет счастлив или успешен? Сможет ли он достигать целей? Насколько сильна будет его воля? А в праве ли мы ломать, подавлять маленькую личность? В.А.Сухомлинский говорил: «"Что значит хороший учитель? Это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»… Эти слова говорят об искренности, правдивости, открытости чувств и помыслов взрослого по отношению к ребенку. А это не возможно без слов похвалы, поддержки: «Это мне нравится», «Это восхитительно!», «Ты сделал это превосходно!», «У тебя замечательно получится». Важно помнить, ругаете ли вы ребенка или хвалите – это действует на подсознание совершенно одинаково и совершенно одинаково реализуется и воплощается в реальности. Поэтому, называя ребёнка «лентяем» и «неумёхой» или «помощником» и «умницей», не удивляйтесь, когда получите соответствующий результат.
Я понимаю: с детками бывает не просто. Порой проще прикрикнуть, пристыдить, одёрнуть… Но помните: «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» - Л.Н.Толстой. К тому же, проявляя большую осознанность в словах, вы создадите и для себя лучшее будущее: ведь наше настоящее — результат того, что мы делали в прошлом, а наше будущее — результат действий в настоящем. Следовательно мы пришли к выводу, что сила доброго слова, сила родительского благословения и безоговорочная вера в силы и способности ребенка — вот та движущая сила, которая поможет вашим детям в жизни, труде, семье, мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...