Тренинг для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы».
план-конспект занятия по психологии

Горская Лариса Леонидовна

Тренинг для педагогов

«Способы и направления поддержки детской инициативы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 71 “Сибирская сказка”»

Тренинг для педагогов

«Способы и направления поддержки детской инициативы».

 

Подготовила педагог-психолог

Горская Л.Л.

Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития дошкольников и лежат в основе стратегических задач, определяющих работу в дошкольном учреждении.

В современном дошкольном образовательном учреждении ребенок скорее является объектом воспитательных воздействий взрослых, не имея возможности полноценно реализовать свои интересы, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Необходимо искать новые способы организации образовательной деятельности в ДОО. В связи с этим были  разработаны тренинговые занятия по тематике «Способы и направления поддержки детской инициативы», одно из которых представлено ниже.

Тренинг для педагогов «Способы поддержки детской инициативы».

Цель: оказание психолого – педагогической поддержки педагогов ДОУ в вопросах систематизации и актуализации знаний о способах поддержки детской инициативы, через тренинговые занятия, игры, решение проблемных ситуаций.

Задачи:

- сплочение коллектива педагогов и создание благоприятного эмоционального настроения, открытости;

- систематизация информации о формах и способах поддержки и развития детской инициативы;

- выявление затруднений и оказание помощи в практике применения методов поддержки и развития детской инициативы;

Метод проведения: тренинговое занятие.

Участники: педагоги детского сада (оптимальное количество 10 – 15 человек), ведущий - педагог – психолог.

Условия проведения: групповое помещение, музыкальный или спортивный зал.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Материалы и оборудование:

  1. Стулья по количеству участников.
  2. Ручки, карандаши для каждого участника.
  3. Мольберт или магнитная доска с бумагой для записей (или ватман).
  4. Музыкальное сопровождение (ноутбук, колонки, DVD диск – звуки природы);
  5. Стикеры разных цветов;
  6. Карточки с указанием возрастного периода: 1) 3 – 4 года, 2) 4 – 5 лет, 3) 5 – 6 лет, 4) 6 – 8 лет.
  7. Бумага формата А4;
  8. Разноцветный мяч или яркая игрушка.

Методические советы организаторам: мероприятие лучше проводить в просторном помещении,  необходимо наличие магнитной или маркерной доски, по возможности может быть использована интерактивная доска. Для создания положительного эмоционального настроя можно в течение мероприятия использовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).

Структура тренинга:

1.Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

Участники тренинга разбиваются на пары, в течение 5 минут задают друг другу вопросы, придумывают, каким образом они представят друг друга. Затем представляют своего партнера, демонстрируют его положительные черты характера и качества.

2.Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана.  Затем происходит обсуждение.

3.Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта»: Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

4.Упражнение «Черты инициативной личности»

Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.

Педагогам предлагается сделать коллаж – черты инициативной личности. Для этого на стикерах разных цветов, необходимо написать черты инициативной личности, а затем прикрепить их к ватману. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.

В итоге на интерактивной доске демонстрируется следующее:

ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО:

  • Произвольность поведения;
  • Самостоятельность;
  • Развитая эмоционально волевая сфера;
  • Инициатива в различных видах деятельности;
  • Стремление к самореализации;
  • Общительность;
  • Творческий подход к деятельности;
  • Высокий уровень умственных способностей;
  • Познавательная активность.

5.Упражнение «Педагогическая копилка»

Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.

Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, каждой группе будет предложен возрастной период 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 8 лет (вариант: можно сделать карточки, на которых указывается возрастной период, один педагог из каждой подгруппы вытягивает карточку). Затем вам необходимо обсудить и написать, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период. На обсуждение дается 7 – 10 минут.

Каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось. После демонстрируется следующий материал - методические рекомендации О.А. Скоролуповой, которые оформляются в буклет.

3 – 4 года.

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход в застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4 – 5 лет.

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет.

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу);
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6 – 8 лет.

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.д. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами испытали при обучении новым видам деятельности;
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Таким образом, создается копилка деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы в разные возрастные периоды.

6.Упражнение «Закончи предложение».

Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.

Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы:

Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …

Взрослые предоставляют возможность овладевать …

Взрослые предоставляют возможность для творческого …

Взрослые поощряют творческую …

Взрослые создают широкие возможности для творческого …

Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …

Подсказка для ведущего:

  • Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками;
  • Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения;
  • Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
  • Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
  • Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.

7. Игра «ХИМС»

Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.

Ведущий передает мяч по кругу и  говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:

- Хорошо, что…

- Интересно…

- Мешало…

- С собой возьму…»

Использованная литература:

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
  2. Справочник педагога – психолога №7, 2014г. Кремлякова А.Ю. «Рефлексивные техники в работе педагога - психолога».
  3. Толстикова О.В. Разработка основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: метод. рекомендации / О.В. Толстикова, О.В. Савельева - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.

D:\1. ВСЕ НАШИ документы\My Pictures\2023-2024\2023 ноябрь 23 Трениг для педагогов  инициатива\20231123_132716.jpgD:\1. ВСЕ НАШИ документы\My Pictures\2023-2024\2023 ноябрь 23 Трениг для педагогов  инициатива\20231123_135013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ»...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...

Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"...