Кружок "Адаптируемся вместе"
проект по психологии (младшая группа)

Пояснительная записка

Программа «Адаптируемся вместе» учитывает возрастные особенности усвоения программного обучения у детей раннего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yasli_po_adaptatsii.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Адаптируемся вместе»

Возраст детей: 2-4 года

Срок реализации: 1 год.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематический план

5

3

Календарно-тематический план

6

4

Список литературы

9

5

Приложения

10

Пояснительная записка

Программа «Адаптируемся вместе» учитывает возрастные особенности усвоения программного обучения у детей раннего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая.

Новизна программы «Адаптируемся вместе»: разработка и реализация индивидуального дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению в целях развития и реализации своих творческих способностей и эмоционально-личностной сферы. В данной программе осуществляется комплексный подход к преодолению стресса поступления и успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Именно в системе ДО стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями. Именно педагог помогает ребенку познать себя и развить свои возможности.

Актуальность состоит в развитии навыков общения и способностей детей. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: от 2 до 4 лет. Состав группы постоянный. В течение года могут добавляться дети.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Срок реализации программы «Адаптируемся вместе» 1 год обучения.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Длительность одного занятия: 10-15 минут, в зависимости от утомляемости детей. Занятия проводятся по методическому пособию А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться:

  • стабильностью, уравновешенностью; позитивным настроем.

У ребенка должна наблюдаться динамика развития:

  • зрительно-моторной координации;
  • эстетического и художественного восприятия;
  • образного мышления, творческого воображения;
  • внимания, усидчивости;
  • самостоятельности, активности;

Форма подведения итогов.

Фотовыставки по результатам текущих и итоговых занятий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название занятий

Количество часов

Кол-во занятий

Мин

1

Божья коровка

2

15

2

Листопад

2

15

3

Мячик

2

15

4

Прогулка в осенний лес

2

15

5

Веселый петрушка

2

15

6

Новый год

2

15

7

Мячики

2

15

8

Зайка

2

15

9

Мыльные пузыри

2

15

10

Музыканты

2

15

11

Мамин день

2

15

12

Мишка

2

15

13

Непослушные мышата

2

15

14

Колобок

2

15

15

Котята

2

15

Итого

30

225

Календарно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол.-во занятий

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работа с родителями

1

Божья коровка

2

создание положительного эмоционального настроя в группе;

развитие умения действовать соответственно правилам

игры;

развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

2

Листопад

2

развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера

предметов);

развитие внимания, речи и воображения.

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

3

Мячик

2

сплочение группы, развитие умения взаимодействовать

со сверстниками;

повышение эмоционального тонуса

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

4

Прогулка в осенний лес

2

сплочение группы, развитие эмпатии;

снижение излишней двигательной активности;

азвитие слухового внимания, произвольности, способ-

ности быстро реагировать на инструкцию

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

5

Веселый петрушка

2

развитие умения согласовывать свои действия с действия-

ми других детей, с правилами игры, с ритмом стиха

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

6

Новый год

2

создание положительного эмоционального настроя в группе;

отработка быстроты реакции

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

7

Мячики

2

развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно,

подстраиваться к темпу движений партнера)

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

8

Зайка

2

развитие умения подражать движениям взрослого

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

9

Мыльные пузыри

2

снятие эмоционального напряжения и агрессии;

снижение излишней двигательной активности, импульсивности

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

10

Музыканты

2

сплочение группы, отработка умения согласовывать свои

движения с движениями других детей, с ритмом музыки

и текста

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

11

Мамин день

2

оптимизация детско-родительских отношений;

воспитание доброго отношения к маме;

развитие двигательных навыков

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

12

Мишка

2

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре-

вожности

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

13

Непослушные мышата

2

преодоление упрямства, негативизма в период кризиса

трех лет;

формирование положительной самооценки

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

14

Колобок

2

сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на-

выкам сотрудничества;

снятие страхов перед сказочными героями

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

15

Котята

2

формирование положительной самооценки;

развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

снятие мышечного напряжения

Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Групповое занятие

Индивидуальные беседы

Список литературы

1. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. — М., 1999.

2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М., 2001.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. // Тренинговая программа адаптации детей 4–6 лет к условиям дошкольного учреждения. — М., 2000.

4. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб., 2001.

5. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. дисс... канд. псих. наук. — М., 1999.

6. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада / Составитель Елисеева Л.Н. — М., 1987.

Приложения

Приложение 1

Списочный состав детей группы

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Приложение 2

Табель посещаемости детей по дополнительной общеобразовательной программе

«Адаптируемся вместе»

№п/п, Ф.И. ребенка

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25

26

27

28

29

30

№п/п, Ф.И. ребенка

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25

26

27

28

29

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...