Кружок "Адаптируемся вместе"
проект по психологии (младшая группа)
Пояснительная записка
Программа «Адаптируемся вместе» учитывает возрастные особенности усвоения программного обучения у детей раннего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yasli_po_adaptatsii.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Адаптируемся вместе»
Возраст детей: 2-4 года
Срок реализации: 1 год.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план | 5 |
3 | Календарно-тематический план | 6 |
4 | Список литературы | 9 |
5 | Приложения | 10 |
Пояснительная записка
Программа «Адаптируемся вместе» учитывает возрастные особенности усвоения программного обучения у детей раннего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая.
Новизна программы «Адаптируемся вместе»: разработка и реализация индивидуального дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению в целях развития и реализации своих творческих способностей и эмоционально-личностной сферы. В данной программе осуществляется комплексный подход к преодолению стресса поступления и успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Именно в системе ДО стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями. Именно педагог помогает ребенку познать себя и развить свои возможности.
Актуальность состоит в развитии навыков общения и способностей детей. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Цель – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: от 2 до 4 лет. Состав группы постоянный. В течение года могут добавляться дети.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Срок реализации программы «Адаптируемся вместе» 1 год обучения.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Длительность одного занятия: 10-15 минут, в зависимости от утомляемости детей. Занятия проводятся по методическому пособию А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться:
- стабильностью, уравновешенностью; позитивным настроем.
У ребенка должна наблюдаться динамика развития:
- зрительно-моторной координации;
- эстетического и художественного восприятия;
- образного мышления, творческого воображения;
- внимания, усидчивости;
- самостоятельности, активности;
Форма подведения итогов.
Фотовыставки по результатам текущих и итоговых занятий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название занятий | Количество часов | |
Кол-во занятий | Мин | ||
1 | Божья коровка | 2 | 15 |
2 | Листопад | 2 | 15 |
3 | Мячик | 2 | 15 |
4 | Прогулка в осенний лес | 2 | 15 |
5 | Веселый петрушка | 2 | 15 |
6 | Новый год | 2 | 15 |
7 | Мячики | 2 | 15 |
8 | Зайка | 2 | 15 |
9 | Мыльные пузыри | 2 | 15 |
10 | Музыканты | 2 | 15 |
11 | Мамин день | 2 | 15 |
12 | Мишка | 2 | 15 |
13 | Непослушные мышата | 2 | 15 |
14 | Колобок | 2 | 15 |
15 | Котята | 2 | 15 |
Итого | 30 | 225 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол.-во занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
1 | Божья коровка | 2 | создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
2 | Листопад | 2 | развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения. | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
3 | Мячик | 2 | сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
4 | Прогулка в осенний лес | 2 | сплочение группы, развитие эмпатии; снижение излишней двигательной активности; азвитие слухового внимания, произвольности, способ- ности быстро реагировать на инструкцию | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
5 | Веселый петрушка | 2 | развитие умения согласовывать свои действия с действия- ми других детей, с правилами игры, с ритмом стиха | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
6 | Новый год | 2 | создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка быстроты реакции | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
7 | Мячики | 2 | развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера) | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
8 | Зайка | 2 | развитие умения подражать движениям взрослого | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
9 | Мыльные пузыри | 2 | снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
10 | Музыканты | 2 | сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
11 | Мамин день | 2 | оптимизация детско-родительских отношений; воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
12 | Мишка | 2 | сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре- вожности | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
13 | Непослушные мышата | 2 | преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
14 | Колобок | 2 | сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на- выкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
15 | Котята | 2 | формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения | Игровой момент. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Итог. | Групповое занятие | Индивидуальные беседы |
Список литературы
1. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. — М., 1999.
2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М., 2001.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. // Тренинговая программа адаптации детей 4–6 лет к условиям дошкольного учреждения. — М., 2000.
4. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб., 2001.
5. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Автореф. дисс... канд. псих. наук. — М., 1999.
6. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада / Составитель Елисеева Л.Н. — М., 1987.
Приложения
Приложение 1
Списочный состав детей группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | |
30 |
Приложение 2
Табель посещаемости детей по дополнительной общеобразовательной программе
«Адаптируемся вместе»
№п/п, Ф.И. ребенка | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | ||||||||||||
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||
30 |
№п/п, Ф.И. ребенка | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||
30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...