Формирование интеллектуальной активности, через развитие мелкой моторики.
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Горская Лариса Леонидовна

Формирование интеллектуальной активности, через развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 71 “Сибирская сказка”»

Презентация работы студии «Весёлые клеточки»

Формирование интеллектуальной активности, через развитие мелкой моторики.

Возраст детей: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка


"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев"
В.А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками  изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика,  работа в прописях  для дошкольников.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей, а также всех психических процессов, способствует формированию интеллектуальных способностей, развитию памяти, внимания, восприятия, воображения, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка - систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.

Общие принципы и содержание программы:

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа в тетрадях

Физкультминутки, гимнастика для глаз

Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

Структура занятий:

1 часть - Логическая разминка. Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками и другими материалами.

3 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

 Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.                                                            4 часть -  Рефлексия.

Продолжительность занятия:

Занятия проводятся по 25-30  минут

Задачи: 
- развитие психических процессов (логического и образного мышления, памяти,     восприятия, воображения);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку.


Цели: 
- подготовка руки ребёнка к письму;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
- воспитание творческой активности и воображения;
- развитие зрительного восприятия.

Прогнозируемый результат:
- укрепить мышечный тонус кисти рук;
- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
- снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Формы обучения:
- специально организованная деятельность;
- совместная работа педагога с детьми вне занятий;
- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план с детьми 2-3 лет «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»

Перспективный план «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»...

Игры своими руками. Игры по формированию лексико-грамматического компонента через развитие мелкой моторики.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч...

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...

«Формирование навыков самообслуживания через развитие мелкой моторики детей младшей группы»

Консультация предназначена для родителей детей младшей группы...