Программа по работе с детьми в сенсорной комнате " Волшебная комната"
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Волшебная комната»
Уровень образования: дошкольный.
Пояснительная записка
Рабочая программа к планированию системы мероприятий сенсорных занятий для групп детей разного дошкольного возраста составлена на основе пособий:
- Колос Г. Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении», Кокорева А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении»,Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ»
Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Неосознанные негативные эмоции, которые ребенок испытывает в течении длительного времени проводят к соматическим заболеваниям
Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- нормализации нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
- релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
- активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.
Цели и задачи программы «Волшебная комната»
Цель: стимулирование сенсорного развития и создание положительного эмоционального фона детей.
Задачи:
1. стимулировать все сенсорные процессы;
2. развивать общую и мелкую моторику;
3. создать положительный эмоциональный фон;
4. снять психическое и эмоциональное напряжение.
Содержание системы мероприятий.
Целевая аудитория слушателей: дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Тематическое планирование
Занятие | Программное содержание |
1 | Тема: «Знакомство с волшебной комнатой». Цель: -познакомить с СК; -объяснить правила поведения в СК. 1. Ритуал начала занятия Игра «Дружба начинается с улыбки» Подвеска «Веселки» 2. Упражнение «Как меня зовут» Массажорный мяч 3. Игры: Центр спокойных игр. 4. Релаксация «Отдых в лесу» (мягкое напольное покрытие) #1056;итуал окончания «Речевка» |
2 | Тема: «Знакомство с тактильной средой» Цель: -развитие зрительно-маторной координации; развитие тактильной чувствительности. #1056;итуал начала занятия «Комплименты» #1048;гра «Большие и маленькие» Массажные мячики, валики; Сенсорная тропа для ног; Сухой душ. #1048;гра «Я кленовый листочек» Напольное покрытие. #1056;итуал окончания занятия «Солнечные лучики» |
3 | Тема: «Знакомство со зрительной средой» Цель: -развитие внимания; исследовательского интереса. 1. Ритуал начало занятия «Волшебный клубочек» #1059;пражнение «Исследование» Звездное небо; Волшебная нить; Безопасная пузырьковая колонна. #1048;гры в центре тактильности. #1056;елаксация «Радуга» 5. Завершения занятия «Прощание на экзотических островах». |
4 | Тема: «Знакомство со звуковой средой». Цель: тонизирование центральной нервной системы. -музыкальный центр; -висящая система «Мелодичный звон» #1056;итуал начало занятия «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. #1048;гра «Тихое озеро» -использование пузырьковой колонны #1056;елаксация «Отдых на море» #1047;авершение занятия «Эстафета дружбы» |
5 | Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение поведение. #1056;итуал начала занятия. #1048;гра «Быстро-медленно» : напольные сенсорные дорожки. #1056;елаксация «Водопад»:мягкое напольное покрытие. #1047;авершение занятия «Круг друзей». |
6 | Тема: «Прогулка по волшебному лесу». Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, умение соотносить умение с речью. #1056;итуал начала занятия «Позови ласково» Цель: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. #1048;гра «Опиши предмет» Центр спокойных игр. #1052;ягкие модули Цель: развитие наглядно-образного мышления; развитие цвета, восприятие формы. #1047;авершение занятия «Эстафета дружбы» |
7 | Тема: «Перевоплощение» Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. #1056;итуал начала занятия «Разноцветный букет». Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. 2. Сказка «Путешествие по морю – океану». #1048;зотерапия «Нарисуй цвет своего настроения». #1047;авершение занятия «Самый- самый». |
8 | Тема: «Волшебники» Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. #1048;гра –путешествие . (напольные дорожки) #1048;гра «Холодно-жарко»(на напряжение и расслабление мышц туловища). #1056;елаксация «Радуга» 4. Завершение занятия «Солнечные лучики». |
9 | Тема: «Воздушный шарик» Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения. #1059;пражнение «Заряд бодрости». #1048;гра с шарфиком (на расслабление мышц шеи). #1055;утешествие в волшебный лес Цель: релаксация и развитие воображения. #1047;авершение занятия «Речевка». |
10 | Тема: «Страна чудес» Цель: развивать тактильные ощущения, внимание. #1048;гра-упражнение «Угадай что в мешочке» #1056;аспределение по центрам сенсорной комнаты: -шнуровка; -«сложи квадрат»; -пирамидка; 3. «Путешествие на голубую звезду»( с использованием звездной сетки). #1043;ора с плеч. Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей. #1047;авершение занятия « |
Структура занятий
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми воспитанниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:
- элементы сказкотерапии ;
- элементы пескотерапии;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- творческая мастерская (рисование, лепка).
Часть 3. Релаксация
Целью этой части является:
- упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
- дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему;
- мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения.
Часть 4. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Литература
1. Г.Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении». Практические рекомендации. 2006.
2. А.И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». 2009.
3. А.В. Кокорева «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199799-1360405702.jpg)
методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате
В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-827787-1706435871.jpg)
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми в сенсорной комнате.
Работа с детьми в сенсорной комнате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-70404-1387389861.jpg)
программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"
программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-477248-1554104001.jpg)
Занятие для тёмной сенсорной комнаты "Волшебная комната"
Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-938649-1502342834.jpg)
Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"
Данная программа разработана для развития способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным пере...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-1206027-1583785576.jpg)
Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»
Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния....