Подготовка к школьному обучению
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Уровень образования: дошкольный;
подготовительные группы
«Приключение будущих первоклассников»
Пояснительная записка
Рабочая программа к планированию системы мероприятий игровых сеансов для групп детей 6-7 летнего возраста дошкольного образования составлена на основе:
- Программы Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -Семицветик. Приключения будущих первоклассников». Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений;
В работе используется УМК:
- Методические рекомендации по программе
Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик –Семицветик. 6-7 лет»
- Рабочая творческая тетрадь Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников»
Место системы мероприятий в плане работы школы
Система предлагаемых мероприятий направлена на развитие личностной и волевой сферы детей 6-7 летнего возраста и составляет модуль «Приключения будущих первоклассников».
Общая характеристика
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Цели и задачи программы «Цветик-Семицветик»
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Содержание системы мероприятий.
Целевая аудитория слушателей: дети 6-7 лет. Всего на проведение мероприятий предусматривается до 31 занятий в год, используемых в форме проведения игровых сеансов.
Тематическое планирование
Тема | Общее количество часов |
Сказки для школьной адаптации: | |
Создание «Лесной школы» | 1 |
Букет для учителя | 1 |
Смешные страхи | 1 |
Игры в школе | 1 |
Школьные правила | 1 |
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: | |
Собирание портфеля | 1 |
Белочкин сон | 1 |
Госпожа Аккуратность | 1 |
Жадность | 1 |
Волшебное яблоко (воровство) | 1 |
Подарки в день рождения | 1 |
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям | |
Домашнее задание | 1 |
Школьные оценки | 1 |
Ленивец | 1 |
Списывание | 1 |
Подсказка | 1 |
Сказки о здоровье, в том числе психическом | |
Бабушкин помощник | 1 |
Прививка | 1 |
Больной друг | 1 |
Сказки о школьных конфликтах | |
Ябеда | 1 |
Шапка-невидимка (демонстративное поведение) | 1 |
Задача для Лисенка (ложь) | 1 |
Спорщик | 1 |
Обида | 1 |
Хвосты (межгрупповые конфликты) | 1 |
Драки | 1 |
Грубые слова | 1 |
Дружная страна (межполовые конфликты) | 1 |
В гостях сказки | 1 |
Диагностика | 1 |
Итого | 30 |
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 7 годам (критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем – 7-8 пред
Слуховая образная – 7 звуков
Слуховая вербальная - 7 – 8 слов
Тактильная - 7 предметов
Словесно – логическая
Произвольность памяти
Внимание
Объем - 7 – 8 предметов
Устойчивость – 25-30 минут
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки
Умение видеть двойственные изображения
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Список литературы
1.Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -Семицветик. Приключения будущих первоклассников».
2. Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг общения с ребенком»
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Прогамма эмоционального развития детей»
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Сказкотерапия»
5.Сидорчук Т.А «Технология ТРИЗ и РТВ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....
Конспект НОД по подготовке к школьному обучению
Занятия педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе....
Развитие психических процессов у дошкольников – как основа подготовки к школьному обучению.
Консультационная работа для педагогв и родителей....