Подготовка к школьному обучению
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Лопатина Валентина Алексеевна

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка.

На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Уровень образования: дошкольный;

подготовительные группы

 «Приключение будущих первоклассников»

Пояснительная записка

Рабочая программа к планированию системы мероприятий игровых сеансов для групп детей 6-7 летнего возраста дошкольного образования составлена на основе:

- Программы Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -Семицветик. Приключения будущих первоклассников». Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений;

В работе используется УМК:

- Методические рекомендации по программе

Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик –Семицветик. 6-7 лет»

- Рабочая творческая тетрадь Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников»

Место системы мероприятий в плане работы школы

Система предлагаемых мероприятий направлена на развитие личностной и волевой сферы детей 6-7 летнего возраста и составляет модуль «Приключения будущих первоклассников».

Общая характеристика 

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка.

На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.

Цели и задачи программы «Цветик-Семицветик»

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
  6. Формировать этические представления.
  7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
  8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.

Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Содержание системы мероприятий.

Целевая аудитория слушателей: дети 6-7 лет. Всего на проведение мероприятий предусматривается до 31 занятий в год, используемых в форме проведения игровых сеансов.

Тематическое планирование

Тема

Общее количество часов

Сказки для школьной адаптации:

Создание «Лесной школы»

1

Букет для учителя

1

Смешные страхи

1

Игры в школе

1

Школьные правила

1

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

Собирание портфеля

1

Белочкин сон

1

Госпожа Аккуратность

1

Жадность

1

Волшебное яблоко (воровство)

1

Подарки в день рождения

1

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Домашнее задание

1

Школьные оценки

1

Ленивец

1

Списывание

1

Подсказка

1

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Бабушкин помощник

1

Прививка

1

Больной друг

1

Сказки о школьных конфликтах

Ябеда

1

Шапка-невидимка (демонстративное поведение)

1

Задача для Лисенка (ложь)

1

Спорщик

1

Обида

1

Хвосты (межгрупповые конфликты)

1

Драки

1

Грубые слова

1

Дружная страна (межполовые конфликты)

1

В гостях сказки

1

Диагностика

1

Итого

30

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 7 годам (критерии результативности)

Мотивационная готовность к школе

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

Память

Зрительная образная: объем – 7-8 пред

Слуховая образная – 7 звуков

Слуховая вербальная - 7 – 8 слов

Тактильная - 7 предметов

Словесно – логическая

Произвольность памяти

Внимание

Объем - 7 – 8 предметов

Устойчивость – 25-30 минут

Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки

Умение видеть двойственные изображения

Воображение

Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов)

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение находить решение проблемных ситуаций.

Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений.

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.

Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

Умение планировать свою деятельность.

Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера

Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.

Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.

Список литературы

1.Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик -Семицветик. Приключения будущих первоклассников».

2. Е.К. Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг общения с ребенком»

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Прогамма эмоционального развития детей»

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Сказкотерапия»
5.Сидорчук Т.А «Технология ТРИЗ и РТВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению

   Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»

Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....

Конспект НОД по подготовке к школьному обучению

Занятия педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе....