Кинезиология в работе с детьми раннего возраста
статья по психологии
в данной статье раскрывается практическая значимость кинезиологии в профилактике и коррекции психофизического развития детей раннего возраста. Обосновывается мысль о значении двигательно-мышечных ощущениях в процессе развития и освоения окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kineziologiya.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Братчина А.А.
Педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Россия
Курганская А.А.
педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Россия
Кинезиология в работе с детьми раннего возраста
Аннотация: в данной статье раскрывается практическая значимость кинезиологии в профилактике и коррекции психофизического развития детей раннего возраста. Обосновывается мысль о значении двигательно-мышечных ощущениях в процессе развития и освоения окружающей среды.
Ключевые слова: кинезиология, раннее развитие, интеграция полушарий, двигательные ощущения, дизонтогенез.
Непрерывно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
У педагога появляется задача, подобрать такие методы в коррекционной работе, которые могут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что позволит ему в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в обществе.
Следует отметить, что дифференциальная диагностика некоторых отклонений развития ребенка в раннем возрасте затруднена, поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике психического дизонтогенеза.
При выявленных формах патологий отмечается, что практически все дети, имеющие нарушения в раннем возрасте, сталкиваются с замедленным формированием психофизических функций, что обусловлено незрелостью центральной нервной системы, отставание в становлении доминантности одного из полушарий.
В таких случаях, по мнению Л.С. Выготского, развитие психики протекает, подчиняясь тем же законам, что и нормальное развитие, хотя и возможно формирование специфических черт и особенностей. Возможно формирование различных вариантов дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сфере.
Анализ особенностей развития организма показывает непреходящую значимость двигательной активности ребенка, как основы развития его двигательных, координационных, психических и интеллектуальных качеств.
Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни. Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.
Анализ научно-методической литературы показал, что одним из наиболее действенных способов укрепления здоровья детей раннего возраста является использование в работе педагога-психолога элементов кинезиологии.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников но и работает в качестве профилактики на этапе раннего развития. В процессе работы с детьми, при помощи методов кинезиологии отмечается улучшение интегративной функции мозга, при этом наблюдается значимый прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что профилактическая работа с детьми в рамках кинезиологии может благотворно и целенаправленно воздействовать на психический дизонтогенез в раннем возрасте.
Список литературы:
1.. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.
1. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Парадигма, 2012. – 312 c.
3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, Москва, 2004.
4.Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 335 c.
5.Энока Р.М. Основы кинезиологии / Р. М. Энока. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 189 с
© Братчина А.А., 2023 г.
© Курганская А.А., 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиология при работе с детьми дошкольного возраста
Современное общество предполагает высокий темп жизни, выдвигая все больше требований к подрастающему поколению. Задача воспитателя дошкольного учреждения заключается в создании условий для интелл...
Консультация для воспитателей "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста"
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на раз...
Образовательная кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста (консультация)
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое во...
Мастер-класс для педагогов «Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" содержит цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, прменение которых возможно в образова...
«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»
Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Статья для воспитателей на тему: «Кинезиология в работе с детьми младшего возраста»
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее «Кинезиология»— наука о развитии головного мозга через движение. Существу...
Презентация "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста"
Ссылки на видео-материал для презентации "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" 1. "Растяжки" (https://www.youtube.com/watch?v=UFfzXnkSTZU&list=PLfk25L0H7_a...