Кинезиология в работе с детьми раннего возраста
статья по психологии

в данной статье раскрывается практическая значимость кинезиологии в профилактике и коррекции  психофизического развития детей раннего возраста. Обосновывается мысль о значении двигательно-мышечных ощущениях в процессе развития и освоения окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kineziologiya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Братчина А.А.

Педагог-психолог,  

МБДОУ д/с № 88

г. Белгород,  Россия

Курганская А.А.

педагог-психолог,  

МБДОУ д/с № 88

г. Белгород,  Россия
Кинезиология в работе с детьми раннего возраста 

Аннотация: в данной статье раскрывается практическая значимость кинезиологии в профилактике и коррекции  психофизического развития детей раннего возраста. Обосновывается мысль о значении двигательно-мышечных ощущениях в процессе развития и освоения окружающей среды.
         Ключевые слова: кинезиология, раннее развитие, интеграция полушарий, двигательные ощущения, дизонтогенез.

Непрерывно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

У педагога появляется задача, подобрать такие методы в коррекционной работе, которые могут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что позволит ему в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в обществе.

Следует отметить, что дифференциальная диагностика некоторых отклонений развития ребенка в раннем возрасте затруднена, поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике психического дизонтогенеза.

При выявленных формах патологий отмечается, что практически все дети, имеющие нарушения в раннем возрасте, сталкиваются с  замедленным формированием психофизических функций, что обусловлено незрелостью центральной нервной системы, отставание в становлении доминантности одного из полушарий.
        В таких случаях, по мнению Л.С. Выготского, развитие психики протекает, подчиняясь тем же законам, что и нормальное развитие, хотя и возможно формирование специфических черт и особенностей. Возможно формирование различных вариантов дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сфере.

Анализ особенностей развития организма показывает непреходящую значимость двигательной активности ребенка, как основы развития его двигательных, координационных, психических и интеллектуальных качеств.

Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни. Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.

Анализ научно-методической литературы показал, что одним из наиболее действенных способов укрепления здоровья детей раннего возраста является использование в работе педагога-психолога элементов кинезиологии.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции

 Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников но и работает в качестве профилактики на этапе раннего развития. В процессе работы с детьми, при помощи методов кинезиологии отмечается улучшение интегративной  функции мозга, при этом наблюдается значимый прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что профилактическая работа с детьми в рамках кинезиологии может благотворно и целенаправленно воздействовать на психический дизонтогенез в раннем возрасте.

Список литературы:

1.. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.

1. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М. : Парадигма, 2012. – 312 c.

3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /П.Альтхерр, Л.Берг и др. Под ред. М. Пассальта, Москва, 2004.

4.Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 335 c.

5.Энока Р.М. Основы кинезиологии / Р. М. Энока. - Киев: Олимпийская литература, 2000. – 189 с

                                                                          © Братчина А.А., 2023 г.

                                                                       © Курганская А.А., 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология при работе с детьми дошкольного возраста

Современное общество предполагает высокий темп жизни, выдвигая все больше требований к подрастающему поколению. Задача воспитателя дошкольного учреждения заключается в создании условий для интелл...

Консультация для воспитателей "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста"

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на раз...

Образовательная кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста (консультация)

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое во...

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" содержит цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, прменение которых возможно в образова...

«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Статья для воспитателей на тему: «Кинезиология в работе с детьми младшего возраста»

Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее «Кинезиология»— наука о развитии головного мозга через движение. Существу...

Презентация "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста"

Ссылки на видео-материал для презентации "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" 1. "Растяжки" (https://www.youtube.com/watch?v=UFfzXnkSTZU&list=PLfk25L0H7_a...