 Долгосрочный проект Родительская гостиная
проект по психологии

Цель проекта: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_roditelskaya_gostinaya.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Проект

«Родительская гостиная»

Автор проекта: педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

 Гамилова Мария Геннадьевна


Долгосрочный проект «Родительская гостиная»

Краткое описание проекта

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании». Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. В современном мире часто не хватает времени многим родителям на общение детьми в силу занятости, некоторым не хватает знаний или уверенности в том, что они правильно воспитывают своего ребенка. Изучив семьи, ближе познакомившись с родителями, я отметила, что родители не имеют специальных знаний в сфере воспитания, образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми, беспомощны в решении проблем детей с ОВЗ. Наиболее эффективным способом взаимодействия с родителями, повышения их педагогической грамотности, культуры взаимоотношений через различные виды деятельности, на мой взгляд, выбрана «Родительская гостиная».

Цель проекта: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Задачи:

  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
  • оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Работа с родителями должны быть целенаправленной, систематической, открытость и доброжелательный подход.

Данный проект рассчитан на три учебных года (2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 г.г.) и реализуется во взаимодействии с родителями младшего, среднего, старшего дошкольного возрастов. Членами клуба являются родители (мамы, папы), законные представители, любой возрастной категории. Работа клуба предполагает участие в нем родителей, педагогов, узких специалистов. В дальнейшем планируется постоянная реализация проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – проектно-аналитический (подготовительный), на котором нами была сформирована теоретическая и методическая база для построения программы формирования педагогической компетентности родителей воспитанников. Реализация задач первого этапа рассматривается через: 

- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме проекта;

- отбор инструментария диагностического комплекса для изучения и оценки уровня педагогической компетентности родителей воспитанников, их нацеленности на взаимодействие с ДОУ;

- первичную диагностику;

- аналитическую обработку и систематизацию полученного экспериментального материала.

На данном этапе составлен план мероприятий, нацеленный на обучение, просвещение и консультирование родителей по проблемам семейного воспитания, развития детей дошкольного возраста. Мной и воспитателями проведена диагностика семей, помогающая выявить стиль воспитания ребенка, в том числе с ОВЗ, заинтересованность родителей в сотрудничестве  с ДОУ . Результатом работы на 1-м этапе проекта стало определение основных направлений и содержания взаимодействия специалистов ДОУ с семьями здоровых детей и детей с ОВЗ по формированию их педагогической компетентности.

2 этап – опытно-экспериментальный (основной). Реализует задачи формирования у родителей здоровых детей и детей с ОВЗ названных компонентов педагогической компетентности через разнообразные формы психолого-педагогического просвещения и обучения в рамках родительской гостиной ДОУ.

Решение поставленных задач осуществляется через:

  • разработку комплекса занятий, направленных на формирование педагогической компетентности родителей;
  • активное включение родителей в педагогический воспитательный процесс.

К эффективным средствам формирования педагогической компетентности родителей можно отнести просвещение, обучение и консультирование.

Планирование работы по педагогическому просвещению осуществляется как психологом, так и воспитателями, учителем-логопедом. В программу просветительской работы на лекциях и семинарах для родителей включены такие темы как: «Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием»; «Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; «Современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия; песочная терапия»; «Индивидуализация коррекционно-развивающей работы с ребенком» и др.

Просветительская работа планируется и проводится 1 раз в два месяца. Следующее средство формирования педагогической компетентности родителей – это обучение. Оно предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков развивающей деятельности в условиях семьи. В своей деятельности по проекту основной акцент нами сделан на обучении как одном из средств формирования педагогической компетентности родителей.

 В обучении родителей нами обозначены такие направления:

 – обучение родителя как воспитателя;

 – обучение родителя как союзника, партнёра ДОУ.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в логопедические группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы и у него нет особых проблем. У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим педагогическое консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. Консультирование носит индивидуальный и групповой характер. Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей, групповые – ежемесячно.

 Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации помощи семье в условиях родительской гостиной, в основном, носят традиционный характер:

 -коллективные формы взаимодействия (практические тематические занятия, собрания, круглые столы, праздники, дни открытых дверей);

-индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

 -наглядное информационное обеспечение (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)

Родительские гостиные проводятся ежемесячно, в вечернее время, продолжительность одной встречи 60 минут. Каждая встреча направлена на:

  • Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка, в том числе с ОВЗ;
  • Сплочение групп родителей;
  • Формирование у родителей практических умений в воспитании, обучении и развитии детей, в том числе с ОВЗ в домашних условиях;
  • Обогащение отношений детей и родителей, получения опыта эмоционально-насыщенного общения;
  • Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.

Использование родительских гостиных позволяет родителям общаться с другими родителями, научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родителей впоследствии применять самостоятельно в домашних условиях. В этой связи нельзя не сказать о важности работы с педагогами. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу, царящую в гостиной, повышает эффективность практических действий педагога, снижает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, нормализует психическое здоровье, снижает психологическую напряженность, агрессивную самозащиту, повышает творческую активность детей и взрослых.

На встречах в гостиной родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

3 этап – обобщающий (заключительный).

Задача – анализ и обобщение теоретического и практического опыта работы в рамках проекта. Для решения задач заключительного этапа были запланированы:

- повторная диагностика;

- рефлексивная деятельность педагогов и родителей;

- внешняя экспертиза продуктов исследования;

- внесение необходимых корректив в разработанные материалы;

- публикация материалов проекта.

 

Результаты проекта позволяют следующее:

1. Построить образовательное пространство ДОУ, направленное на формирование педагогической компетентности родителей.

2. Определить основные направления и систематизировать содержание взаимодействия специалистов ДОУ с семьями здоровых детей и детей с ОВЗ по формированию их педагогической компетентности.

3. Включить родителей здоровых детей и детей с ОВЗ в разнообразные формы психолого-педагогического обучения в рамках родительской гостиной ДОУ;

 4. Приобрести и апробировать материально-технические ресурсы для реализации разнообразных, в том числе интерактивных форм взаимодействия с родителями;

5. Через трансляцию полученного опыта расширить круг родителей и педагогов, активно участвующих в процессах интеграции воспитанников с ОВЗ и обладающих педагогическими компетенциями, необходимыми для гармоничного развития ребенка.

6. Сформировать у родителей воспитанников педагогические компетентности воспитателя, партнера ДОУ.

7. Улучшить психологическое и соматическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности).

8. Улучшить коммуникативные способности детей.

Темы, предложенные родителями для обсуждения на встречах гостиной, по итогам реализации первого этапа проекта.

Группа раннего возраста (2-3 года)

  1. Воспитание самостоятельности у детей второго-третьего года жизни.
  2. Какие игры можно организовать с ребенком дома.
  3. Как научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми.
  4. Какие требования можно и нужно предъявлять ребенку.
  5. Пути формирования здоровья малыша.
  6. Кризис трех лет: стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.
  7. Общение с детьми в семье.
  8. Изобразительная деятельность и работа детей с различными материалами дома.
  9. Ревность детей.
  10. Развитие речи у ребенка 3 лет.
  11. О нравственном воспитании ребенка, о самостоятельности.

Группа младшего возраста (3-4 года)

1.  Как провести выходной день с маленьким ребенком?

2.  Праздники в семье.

3.  Домашние питомцы и ребенок.

4.  Какие игрушки нужно покупать ребенку?

5.  Упрямство - это формирующаяся воля?

6.  Имеют ли родители право на гнев?

7.  Телевизор: друг или враг?

8.  Если ребенок плохо ест.

9.  Способы реагирования на негативные поступки детей.

10.Роль папы в воспитании малыша.

Средние группы (дети 4—5 лет)

  1. Способы воздействия на ребенка.
  2. О личных трудностях в обучении, поведении, усвоении знаний, программы.
  3. О физическом развитии.
  4. Способы развития у детей любознательности.
  5. Значение и приемы развития мелкой моторики.
  6. Гигиена зрения.
  7. Речевой этикет в жизни семьи.
  8. Правила предъявления требований к ребенку.
  9. Что значит «ябеда»?
  10. Фантазия и ложь: где граница?
  11. Речевые игры с дошкольниками.

Старшие группы (дети 6 лет)

  1. О физическом развитии ребенка.
  2. Ребенок и психология семьи.
  3. О развитии речи детей.
  4. О взаимоотношениях детей в коллективе, о контактности, как избежать конфликтов.
  5. О способностях ребенка, о его отношении к занятиям, детям, взрослым, о поведении ребенка на занятиях.
  6. Экспериментирование как способ исследования окружающего.
  7. Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.
  8. Интеллектуальные возможности ребенка 5-6 лет.
  9. Книга и ребенок.
  10. Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
  11. Произвольность ребенка и способы ее развития.

Подготовительные группы (дети 7 лет)

  1. О трудностях обучения чтению и концентрации внимания на занятиях.
  2. Как лучше преподносить материал для восприятия его ребенком.
  3. Воспитание дисциплины, подготовка к школе.
  4. Стоит ли наказывать детей: о взаимоотношениях в семье ребенка с родителями.
  5. Как правильно оценить способности ребенка.
  6. Воспитание самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста.
  7. Роль родителя в подготовке к школе и как вести себя на первых порах школьного обучения.
  8. Проблема воспитания в семье двоих (нескольких) детей.
  9. О коммуникабельности и о том, как воспитывать трудолюбие.
  10. О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье.
  11. Есть ли улучшения у моего ребенка в развитии речи.
  12. Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс.
  13. О здоровье ребенка и подготовке к школе.
  14. Домашний театр — способы организации.
  15. Игра + рисование (как освоить разные техники изображения).
  16. Кризис 7 лет - признаки и тактика поведения родителей.
  17. Воспитание усидчивости у детей.

Список литературы

1. Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).

 2. Дронь А.В. Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. С-Пб, 2011

3. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогической образование родителей. С-Пб, 2011

4. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

 6. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. – Ярославль, 1991.

7. . Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога родителям. – М., 1996.-С.36-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.

Долгосрочный проект: «Музыкальная   гостиная»              Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...

Проект "Родительская гостинная"

Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов....

Проект родительской гостиной «Всей семьей»

Вид проекта: информационно-творческий, долгосрочный ( с октября 2021г. по май 2022г)Авторы проекта: воспитатели Сусло М.А, Маслова Е.ИУчастники проекта: дети логопедической группы, родители, педагоги,...