Наставничество. Взгляд психолога.
статья по психологии

Ежегодно коллективы образовательных учреждений пополняются молодыми специалистами. Главная задача администрации – обеспечить благоприятные условия для профессиональной адаптации выпускника средних специальных и высших образовательных  заведений. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его профессиональным и личностным качествам, к его социальной  и профессиональной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baranova_l.n.nastavnichestvo.vzglyad_psihologa.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество. Взгляд психолога.

Баранова Л.Н., педагог-психолог МДОУ

«Детский сад№78 города Ярославля»,

Система наставничества в России существует с 1860 года. Она была представлена сообществом инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина в Московском техническом училище. Данная система получила признание, так как обеспечивала индивидуальный учет знаний, умений и навыков учащихся. [4]

В образовательных учреждениях и социально – реабилитационных центрах подобное направление работы так же востребовано.

Ежегодно коллективы образовательных учреждений пополняются молодыми специалистами. Главная задача администрации – обеспечить благоприятные условия для профессиональной адаптации выпускника средних специальных и высших образовательных заведений. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его профессиональным и личностным качествам, к его социальной и профессиональной позиции.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. «… Это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал президент В.В. Путин. В связи с этим активно развивается система наставничества, в том числе и в дошкольных образовательных организациях. [2]

Наставником не может стать неподготовленный педагог, так как данная форма взаимодействия требует наличия определенных личностных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков. В данном вопросе особая роль отводится психолого – педагогическому сопровождению. Работа психолога должна вестись как с молодым специалистом, так и с педагогом – наставником.

Первостепенная задача педагога – психолога заключается в диагностическом исследовании личностных качеств педагогического коллектива на предмет готовности выступить в роли педагога – наставника. После диагностического этапа внимание уделяется просвещению педагогов – наставников в вопросах эффективного взаимодействия с младшим коллегой.

С молодым специалистом работа ведется над формированием психологической готовности к сотрудничеству. Если молодой специалист не готов корректировать свою деятельность с учетом рекомендаций наставника, задача педагога – психолога снять эмоциональный барьер между коллегами и выстроить эффективный диалог.

В рамках реализации системы взаимодействия «наставник – молодой специалист» практическая помощь более опытного коллеги поможет подготовить грамотного, ориентированного на данное учреждение и контингент специалиста, быстрее сориентирует его в направлениях, формах и методах работы.

Наставничество приносит пользу не только молодым специалистам, но педагогам с большим стажем работы в системе образования. Им становиться доступным освоение инноваций в более простой и доступной форме, чаще всего они подключаются на этапе практической реализации, а молодой специалист берет на себя подготовительный этап, тем самым показывая как быстрее и легче внедрить инновации в образовательный процесс. При такой организации сопровождения опытный педагог, «махровый классик», сможет не только увидеть применение инновационных технологий на практике, поучаствовать в их внедрении и отследить эффективность, но и сделать вывод о том, что новое – не всегда трудное, непонятное.

Грамотно организованное сопровождение (психологическая помощь и поддержка, поддержание инициатив) поможет облегчить процесс адаптации и мотивировать молодого специалиста остаться в педагогике.

Социально – реабилитационные центры и школы ведут активную работа по поддержке детей подросткового возраста.

Одаренные дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, сопровождаются уже на уровне дошкольных образовательных учреждений. Образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Для системы образования определяющим фактором успешной социализации является необходимость обеспечения особых образовательных потребностей, что особенно важно в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями. [3]

Наиболее значимой является проблема улучшения условий социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствие или несвоевременно оказанная специальная помощь данной категории обучающихся может привести к нежелательным последствиям.

Для того, чтобы процесс адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития проходил успешно, «особому» ребенку необходима помощь на пути адаптации, активное включение их в жизнь образовательного заведения.

Наиболее эффективной формой сопровождения обучающихся с ОВЗ является именно наставничество.

На этапе становления личности любому ребенку важен ориентир на значимую личность, ориентир на позитивный пример. Конечно, всегда рядом есть важные для них люди: родители, педагоги. Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто друзьями. Наставник же объединяет в себе все эти роли, помогая ребенку и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения.

Наставник помогает обучащимся с ОВЗ или инвалидностью поверить в свои силы и свои возможности, учит адекватно оценивать и понимать проблему, находить ресурсы для ее решения, учит справляться с ней и при необходимости обращаться за помощью.

Наставник помогает им безопасно войти в социум, учит овладевать социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. [1]

Наставничество применимо для одаренных детей, детей, имеющих тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нарушения слуха и зрения, опорно – двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения.

Одной из основных задач сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего, работа с родителями. Педагог должен стремиться помочь семье ребенка с ограниченными возможностями справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ , способствовать социальной адаптации семьи. Педагог выступает связующим звеном между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а самое главное, в роли наставника (модель «Педагог - воспитанник») при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от правильной работы педагогов зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую дошкольным образовательным учреждением по отношению к воспитанию, развитию детей, и участвуют в ее реализации.

На сегодняшний день основной формой взаимодействия с родителями детей с ОВЗ остаётся индивидуальная работа, которая строится по следующим принципам:

#1054;ткрытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок).

#1057;отрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

#1057;оздание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

#1044;иагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.

Не менее важным направлением работы в рамках наставничества является сопровождение одаренных детей. «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята могли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять не одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной»,Владимир Владимирович Путин.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1]. Задача педагогов обнаружить подобные способности и максимально развить их, поддерживая инициативы ребенка.

Таким образом, мы видим, что система наставничества – это эффективный инструмент помощи и поддержки молодых специалистов, детей подросткового возраста, переживающих один из самых трудных этапов в жизни, а так же сопровождение одаренных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Данная форма работы будет актуальна еще многие годы.

Библиографический список

#1040;ржаных Е.В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 4. – С. 27–35.

#1040;темаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб: Детство-Пресс, 2012.

#1054;рганизационно-методическое обеспечение профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] / В. А. Адольф [и др.] // Народное образование. - 2022 - №3. - С.115-120.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в широком понимании смысла этого слова в образовательном процессе дошкольного учреждения. Взгляд психолога.

Презентация опыта работы в рамках методического объединения педагогов  "Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "По...

Подготовка к школе. Взгляд психолога.

В данной статье представлены критерии готовности ребенка к школе. Современная школа предъявляет к будущему первокласснику высокие требования  и задача родителей адекватно оценить возможност...

Статья на тему " Проблема творчества детей во взглядах педагогов и психологов"

В истории  дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очере...

Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...

Мультимедийная презентация для занятия с педагогами "Игрушка в жизни ребенка:взгляд психолога"

Мультимедийная презентация освещает исторические корни возникновения игрушки в жизни людей, рассказывает о базовых видах игрушек для детей, помогает педагогам оценить важдность и необходимость професс...

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ..

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ.....

Подготовка к школе. Взгляд психолога.

Подготовка к школе. Взгляд психолога....