консультация "Знать ребёнка, чтобы воспитывать"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Викторовна Тихонова

             "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь.                                                                                                                    Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда,                                                когда с ним разговариваете, или поучаете его, или                                                              приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент                                                 вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы                                                  разговариваете с другими людьми и говорите о других                                                      людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы смеётесь,                                 читаете газеты - вс1 это для ребёнка имеет большое значение".         

А.С.Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7"

Консультация

"Знать ребёнка, чтобы воспитывать"

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Тихонова Ольга Викторовна

г.Никольск

Апрель 2017г.

"Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы смеётесь, читаете газеты - вс1 это для ребёнка имеет большое значение".

А.С.Макаренко

Изучением ребенка занимаются многие науки - педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В последние десятилетия сложились особые отрасли этих наук, посвятившие себя изучению детства; причем отрасли эти исключительно быстро развиваются.
Родителям - да и всем, кто занят воспитанием детей, - знакомство (в разной степени) с фактами и выводами, полученными этими науками, конечно, важно. Но если отец и мать, даже располагающие, скажем, всеми необходимыми сведениями об уходе за младенцем, остаются лишь помощниками специалиста, педиатра, призванного следить за состоянием здоровья ребенка, то в отношении развития личности ребенка, его психики и сознания дело обстоит иначе. Воспитательные задачи приходится решать изо дня в день - и самим.

2 слайд

О значении первых лет детства сказано много, особенно великими русскими педагогами, такими, как К. Д. Ушинский: "Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы". Ещё одно высказывание великого русского писателя Л. Н. Толстого: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? ОТ пятилетнего ребенка до меня только шаг".

3 слайд

А. С. Макаренко: "Главные основы воспитания закладываются до пяти лет - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет". Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним психологом "больше - меньше, лучше - хуже": взрослые рассуждают хорошо, а дети - хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками - проблема, для детей - пустяки...

Воспитание ребенка начинается с семьи, а точнее с самих родителей. Именно от них зависит, каким станет их ребенок во взрослой жизни, и даже то, что он привнесет в воспитание уже своих детей. Об этом высказывался ещё В.А.Сухомлинский: "Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей".

Начните с себя. Не зря фраза "Хочешь сделать мир лучше - начни с себя!" до сих пор пользуется огромной популярностью. Наши дети являются прямым отражением нас самих. Очень часто можно заметить, что, подрастая, дети привносят черты поведения своих родителей в свою повседневную жизнь. Поэтому, если вы хотите видеть своих детей счастливыми, станьте сами такими. Радуйтесь новому дню, ищите красоту во всем, следите за своим здоровьем и настроением, покажите своему ребенку, что эта жизнь прекрасна во всех ее проявлениях.

4 слайд

Предполагается пять основных принципов влияния родителей на ребёнка: #1056;одители являются основным источником жизненного опыта. #1057;емья обеспечивает чувство безопасности ребёнка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения. #1056;ебёнок перенимает у родителей основы поведения в обществе. #1054;бщение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребёнка. #1056;одители влияют на поведение ребёнка методами поощрения или наказания.

5 слайд

Л.Н.Толстой высказывался: "Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя".

Родители должны не просто знать что-то о ребенке с "чужих" слов - пусть слова эти и будут мудрыми, не просто поступать по науке, но изучать ребенка изо дня в день. Родители - постоянные исследователи своих детей, даже если они и не всегда отдают себе в этом отчет. Но как исследовать, какими методами? Не следует ли поучиться у детской психологии ее методам? Не стоит чрезмерно "онаучивать" воспитание.

Безусловно, тесная связь семьи с детскими дошкольными учреждениями помогает правильно решать эти задачи. Конечно, и в воспитании может помочь конкретный совет специалистов, но все-таки рецепта здесь никто не выпишет.

Вот почему одна из наук, изучающая ребенка, а именно детская психология, представляет для тех, кто воспитывает детей, особый интерес. Более ста лет назад К. Д. Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

6 слайд

В Федеральном государственном образовательном стандарте существует раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», в котором представлены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. И одним из таких условий является обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

Подробнее остановимся на понятии «Потребность».

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального

ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями

активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Тем не менее, несмотря на трения в академических кругах, существует все-таки

несколько “общественно признанных” классификаций потребностей, которые служат ориентирами для социологов, маркетологов и т.д.

7 слайд

Самая известная принадлежит американскому ученому Абрахаму Маслоу, который в качестве иллюстрации структуры человеческих потребностей предложил своеобразную пирамиду (известная “пирамида Маслоу”). В основе ее – потребности, связанные с поддержанием функционирования своего организма; далее идут так называемые бытийные потребности, стимулирующие развитие человека в социуме. На самом верху – метапотребности, связанные с такими ценностями, как добро, истина, красота и т.д.

По теории Маслоу, чем ближе к основанию пирамиды находится потребность, тем для большего количества людей она актуальна. Большинство исследований показывает, что пирамида Маслоу статистически достаточно верна применительно к взрослым; в то же время она не очень корректно описывает мотивацию детей, чья личность находится еще в стадии формирования.

Давайте же посмотрим, каким образом специалисты описывают структуру

психологических потребностей ребенка (используем для их обозначения достаточно условные названия, в разной литературе эти потребности могут называться по- разному).

8 слайд

#1060;изиологические потребности. Самые простые: голод, сон, жажда и

инстинктивное половое влечение, размножение. Есть уже хорошая шутка, что

главной нашей физиологической потребностью является интернет.

#1055;отребность безопасности и защите. Как только человек удовлетворил

чувство сытости, им движет потребность в безопасности, крыше над головой, тепло, комфорт.

#1055;отребность принадлежности и любви. Потребность в любви и потребность

состоять в какой-нибудь группе иметь друзей и единомышленников по интересам.

Человек очень хочет любить и быть любимым. Также ему важно социальный уровень общения.

#1055;отребность в самоуважении (почитании). Потребность в успехе, достижении.

#1055;ознавательные потребности. Человек стремиться познавать информацию,

уметь ее применять на практике, стремится больше читать, смотреть познавательных, умных передач.

#1069;стетические потребности. Эстетические потребности. Гармония, красота,

прекрасное, художественный вкус, воображение.

#1055;отребности самоактуализации, самореализации. Это и достижение целей,

постоянное духовное развитие, применение способностей, талантов.

Востребованность, желание постоянно двигаться вперед!

9 слайд

Основные потребности ребёнка

Психологические потребности

2 года

В движении;

В общении со взрослыми (ласка внимание сотрудничество);

В новых впечатлениях;

В стремлении к самостоятельности.

3 года

В доброжелательном внимании;

В сотрудничестве;

В уважении.

4 года

В самовыражении;

В движении;

В самостоятельности;

В общении;

В соучастии.

Дети 5-7 лет.

Потребность обучения;

Потребность иметь собственность;

Потребность быть самостоятельным;

Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо;

Потребность иметь друзей и умение дружить;

Потребность общения со взрослыми.

10 слайд

Физиологические потребности

В первую очередь, это потребность в пище и тепле, в молоке (в питании и питье). Что касается терморегуляции, то знайте, что у совсем маленьких детей этот механизм «отлажен» не так хорошо, как у более старших. Маленькие дети быстро потеют, но и быстро мерзнут, поэтому за этим нужно внимательно следить.

Эмоциональные и психологические потребности. Было установлено, что привязанность к матери (или к лицу, ее заменяющему) играет огромную роль в формировании личности ребенка. Эта тесная связь с матерью возникает очень рано – она рождается из обонятельных и слуховых впечатлений ребенка, но также и благодаря обмену взглядами, ласковыми словами – одним словом, всему, что составляет их общение. Нежность, душевное тепло, внимание и регулярность общения необходимы ребенку. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным. Последствия дефицита любви, испытанного в детстве, в зрелом возрасте

зачастую с трудом поддаются коррекции.

11 слайд

Сенситивные потребности.

Уже с самого рождения все органы чувств ребенка развиты достаточно хорошо, и

структуры его головного мозга будут формироваться в соответствии с получаемой от них информацией. Но для полноценного развития органов чувств требуется

постоянная стимуляция. Таким образом, для развития будущего интеллекта ребенка (в самом широком смысле этого слова) важно не оставлять его на целый день одного в колыбельке, но стараться постепенно включать его в жизнь, побуждая к познанию. По мере роста и развития, у ребёнка кроме потребности в защищённости и любви появляется потребность в освоении ряда навыков.

Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими

вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых

ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).

12 слайд

Кроме того, появляется потребность соответствовать требованиям своего возраста. Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.

13 слайд

Для ребёнка очень важна потребность оставаться самим собой (сохранять индивидуальность). С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

14 слайд

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая

боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать

сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать множество повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой

заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей.

Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

15 слайд

Как можно отличить капризы ребенка от проявления его базовых потребностей?

Если для вас принципиально не избаловать ребенка и не потакать ему в мелочах, то при оценке его поведения можете учитывать следующие критерии:

1) Возрастные особенности. К примеру, для малыша в возрасте полутора лет

нормально хватать вещи в магазине, для карапуза 2,5 лет – требовать присутствия взрослого в темной комнате, а для пятилетнего ребенка выпрашивать у родителей новые ботинки, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Конечно, в последнем случае (где речь идет о ботинках) далеко не все родители могут позволить себе постоянные траты, да и в этом нет необходимости. Просто не стоит однозначно отмахиваться от стремления чада – подумайте вместе с ним, как он может заработать себе социальный капитал без ущерба для семейного бюджета.

2) Индивидуальные черты ребенка. Малыши очень активные или очень

впечатлительные, эмоциональные всегда будут демонстрировать более высокий

уровень потребностей, чем их спокойные флегматичные сверстники.

3) Степень фиксации ребенка на том или ином желании. Если чадо просто

капризничает, то его достаточно легко можно “переключить” на что-то другое (иными словами, если вы пришли в магазин и малышу просто хочется, чтобы ему что-то купили, то вместо ботинок он, скорее всего, согласится на книжку или плавательный круг). Но если же ребенок транслирует вам какое-то желание настойчиво, изо дня в день, то стоит обсудить его с карапузом, чтобы понять, какая потребность скрывается за этой настырностью.

16 слайд

Содержание процесса развития личностных потребностей детей в разные возрастные периоды отражает характер межличностного (ребенок-человек) и

предметно-опосредованного взаимодействия с людьми (ребенок-предмет-взрослый) в условиях общения со взрослыми и сверстниками. Остановимся на этих двух составляющих содержания процесса развития личностных потребностей и рассмотрим их в возрастной динамике.

Первые контакты ребенка с людьми осуществляются во взаимодействии с матерью.

Первичными (базальными) личностными потребностями после рождения ребенка

становятся потребность во впечатлениях (к одному месяцу:Л. И. Божович; М.И.

Лисина) и потребность в доброжелательном внимании, привязанности (от 0 до 6 мес.). М.И. Лисина отмечает, что именно эти потребности влекут за собой развитие всех других социально обусловленных потребностей ребенка и в первую очередь потребности в общении (коммуникативной). Потребность в общении является производной личностной потребностью, в которой реализуются и развиваются базальные потребности человека в познании и самопознании, в принадлежности, в признании и другие на основе организации совместной с людьми деятельности.

Во втором полугодии первого года жизни в ситуативно-деловом общении со взрослым появляется потребность в совместной деятельности и сотрудничестве с ним, а затем в раннем возрасте (1-3 года) видоизменяется содержание и способы удовлетворения этой потребности в процессе самостоятельного освоения предметной среды. Эта потребность реализуется при условии предметно-обусловленного взаимодействия со взрослыми, в котором реализуются и когнитивные потребности дошкольников. Л.А. Венгер, А.Н. Поддьяков и другие отмечают, что содержание сенсорной среды усиливает потребность в сенсорной стимуляции и вызывает разносторонне направленное ориентировочно-исследовательское поведение, удовлетворяющее когнитивные потребности, появляющиеся у детей с младенчества (А.Маслоу).

17 слайд

В дальнейшем новой потребностной ситуацией для детей 3-4 лет будет уважение со стороны взрослого как источника познания, обсуждение с ним причин и связей в физическом мире. На основе познавательной потребности во внеситуативно- познавательном общении со взрослым у ребенка формируется потребность в уважительном отношении к нему взрослого, в сопереживании и взаимопонимании (5-6 лет). Эта потребность включается в контекст разных видов деятельности и преобразуется на этой основе в различные производные (контекстные) потребности в общении, в сотрудничестве и сотворчестве, в автономности, в компетентности, в активности в конкретной деятельности, в самостоятельном освоении предметной среды.

18 слайд

Реализация личностных потребностей детей дошкольного возраста наиболее

интенсивно осуществляется в ведущей деятельности, игре и в общении со

сверстниками. Данный возрастной период является сензитивным для удовлетворения потребностей в оценке и оценивании сверстником, в самовыражении, в доброжелательном внимании (пик 3-4 лет), в сотрудничестве с ним, в уважении, в сотворчестве и признании (пик в 5-6 лет), в обыгрывании (пик 4-5 лет), во взаимопонимании, сопереживании (пик в 6-7 лет). М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Годовикова, Карабанова выделяют потребности, которые побуждают детей к межличностному взаимодействию со сверстниками. К ним отнесены потребность детей в активной деятельности, познавательные потребности в знаниях о мире. Как самостоятельная категория авторами выделены личностные мотивы, порождаемые потребностью в общении, отражающей стремление ребенка познать возможности свои и «другого», подтвердить оценкой сверстника свои достоинства, сформировать отношение к себе. Д.Б. Годовикова подчеркивает, что личностные составляющие являются обязательным компонентом деловых и познавательных потребностей.

19 слайд

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же

действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на всё его последующее развитие.

Дети привыкшие к критике,

Учатся осуждать.

Дети. враждою воспитанные,

Знают, как нападать.

Дети, в насмешках выросшие,

Впитывают робость.

Много и часто стыдимые,

С виною своей неразлучны.

Те, кто воспитан терпимостью,

Постигают науку терпения.

Воспитанные ободряющим словом,

Умеют верить в себя.

Дети, взращённые похвалою,

Умеют видеть хорошее.

А воспитанные справедливостью,

Учат детей доверию.

Дети, воспитанные одобрением,

Живут с собой в ладу.

Одарённые дружбой, душевным теплом,

Находят в мире любовь.

Сэлли Фельдман

20 слайд

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание - кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Эдуард Асадов - Берегите своих детей!..

Берегите своих детей, -
Их за шалости не ругайте !
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте !
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились ! . .

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка ? -
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг ! -
Быть счастливыми поспешите !

Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти, -
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети !
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе !

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться ! -
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться !
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться, -
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство !

21 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:«Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка,чтобы он не устраивал капризы.»

Тот, кто рано проснулся, вчера вовремя лёг спать. Организм, приученный засыпать и просыпаться в одно и тоже время, легко и привычно переходит из одного состояния в другое. Обязательным является соблюд...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...СЕРДЦЕМ И РАЗУМОМ

        Психическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах — она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в простых и милых проявл...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Открытие Детства

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пяти­летнего ребенка до меня ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...

Консультация для педагогов ДОО "Знать ребенка, чтобы воспитывать"

Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье...

Знать ребенка чтобы воспитывать

Знать ребенка чтобы воспитывать      Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поис­тине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от ...