Знать ребенка чтобы воспитывать
консультация (младшая группа)

Ксения Александровна Леонова

Знать ребенка чтобы воспитывать

      Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поис­тине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный жи­вой комочек в человеческую личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znat_rebenka_chtoby_vospityvat.docx106.38 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг».

Знать ребенка чтобы воспитывать

      Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.

      О значении первых лет детства сказано много. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

       Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг».

       А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет— это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним психологом «больше — меньше, лучше — хуже»: взрослые рассуждают хорошо, а дети — хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками — проблема, для детей — пустяки...

        И действительно, маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы...

     Очень многого не может ребенок. Однако если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом.

          В Федеральном государственном образовательном стандарте существует раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», в котором представлены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. И одним из таких условий является обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

Подробнее остановимся на понятии «Потребность».

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте.

           Интересно, что у исследователей до сих пор нет единой классификации потребностей и даже единой точки зрения на то, что же такое, по сути своей, потребность. Состояние это, отношение или определенное поведение? Какие потребности относятся к врожденным, а какие приобретаются в процессе социализации? К примеру, логично было бы предположить, что духовные потребности являются приобретенными и возникают у человека как результат накопления определенных знаний и эмоционального опыта. В то же время есть ученые, говорящие о так называемом религиозном инстинкте, который относится к врожденным структурам человеческой психики. В общем, в теории потребностей вопросов пока больше, чем ответов.

Подходы разных учёных

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков— три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Тем не менее, несмотря на трения в академических кругах, существует все-таки несколько “общественно признанных” классификаций потребностей, которые служат ориентирами для социологов, маркетологов и т.д. Самая известная принадлежит американскому ученому Абрахаму Маслоу, который в качестве иллюстрации структуры человеческих потребностей предложил своеобразную пирамиду (известная “пирамида Маслоу”). В основе ее – потребности, связанные с поддержанием функционирования своего организма; далее идут так называемые бытийные потребности, стимулирующие развитие человека в социуме. На самом верху – метапотребности, связанные с такими ценностями, как добро, истина, красота и т.д. По теории Маслоу, чем ближе к основанию пирамиды находится потребность, тем для большего количества людей она актуальна.

Большинство исследований показывает, что пирамида Маслоу статистически достаточно верна применительно к взрослым; в то же время она не очень корректно описывает мотивацию детей, чья личность находится еще в стадии формирования. Давайте же посмотрим, каким образом специалисты описывают структуру психологических потребностей ребенка (используем для их обозначения достаточно условные названия, в разной литературе эти потребности могут называться по-разному).

http://detyvradost.ru/wp-content/uploads/2012/02/500px-Maslowsneeds.svg-copy-copy2-1024x341.jpg

  1. Физиологические потребности. Самые простые: голод, сон, жажда и инстинктивное половое влечение, размножение. Есть уже хорошая шутка,  что главной нашей физиологической потребностью является интернет.
  2. Потребность  безопасности и защите. Как только человек удовлетворил чувство сытости, им движет потребность в безопасности, крыше над головой, тепло, комфорт.
  3. Потребность принадлежности и любви. Потребность в любви и потребность состоять в какой-нибудь группе  иметь друзей и единомышленников по интересам. Человек очень хочет любить и быть любимым. Также ему важно социальный уровень общения.
  4. Потребность в самоуважении (почитании). Потребность в  успехе, достижении.
  5. Познавательные потребности. Человек стремиться познавать информацию, уметь ее применять на практике, стремится больше читать, смотреть познавательных, умных передач.
  6. Эстетические потребности. Эстетические потребности. Гармония, красота, прекрасное, художественный вкус, воображение.
  7. Потребности самоактуализации, самореализации. Это и достижение целей,  постоянное  духовное развитие, применение способностей, талантов. Востребованность, желание постоянно двигаться вперед!

Основные потребности ребёнка

Психологические потребности

2 года

В движении;

В общении со взрослыми (ласка внимание сотрудничество);

В новых впечатлениях;

В стремлении к самостоятельности.

3 года

В доброжелательном внимании;

В сотрудничестве;

В уважении.

4 года

В самовыражении;

В движении;

В самостоятельности;

В общении;

В соучастии.

Дети 5-7 лет.

Потребность обучения;

Потребность иметь собственность;

Потребность быть самостоятельным;

Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо;

Потребность иметь друзей и умение дружить;

Потребность общения со взрослыми.

Физиологические потребности

В первую очередь, это потребность в пище и тепле, в молоке (в питании и питье). Что касается терморегуляции, то знайте, что у совсем маленьких детей этот механизм «отлажен» не так хорошо, как у более старших. Маленькие дети быстро потеют, но и быстро мерзнут, поэтому за этим нужно внимательно следить.
Эмоциональные и психологические потребности.
Было установлено, что привязанность к матери (или к лицу, ее заменяющему) играет огромную роль в формировании личности ребенка. Эта тесная связь с матерью возникает очень рано – она рождается из обонятельных и слуховых впечатлений ребенка, но также и благодаря обмену взглядами, ласковыми словами – одним словом, всему, что составляет их общение. Нежность, душевное тепло, внимание и регулярность общения необходимы ребенку. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным. Последствия дефицита любви, испытанного в детстве, в зрелом возрасте зачастую с трудом поддаются коррекции.
Сенситивные потребности
Уже с самого рождения все органы чувств ребенка развиты достаточно хорошо, и структуры его головного мозга будут формироваться в соответствии с получаемой от них информацией. Но для полноценного развития органов чувств требуется постоянная стимуляция. Таким образом, для развития будущего интеллекта ребенка (в самом широком смысле этого слова) важно не оставлять его на целый день одного в колыбельке, но стараться постепенно включать его в жизнь, побуждая к познанию.
По мере роста и развития, у ребёнка кроме потребности в защищённости и любви появляется
потребность в освоении ряда навыков.
Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).
Кроме того, появляется
потребность соответствовать требованиям своего возраста.
Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.
Для ребёнка очень важна
потребность оставаться самим собой (сохранять индивидуальность).
С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать множество повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Как можно отличить капризы ребенка от проявления его базовых потребностей?

Если для вас принципиально не избаловать ребенка и не потакать ему в мелочах, то при оценке его поведения можете учитывать следующие критерии:

1) Возрастные особенности. К примеру, для малыша в возрасте полутора лет нормально хватать вещи в магазине, для карапуза 2,5 лет – требовать присутствия взрослого в темной комнате, а для пятилетнего ребенка выпрашивать у родителей новые ботинки, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Конечно, в последнем случае (где речь идет о ботинках) далеко не все родители могут позволить себе постоянные траты, да и в этом нет необходимости. Просто не стоит однозначно отмахиваться от стремления чада – подумайте вместе с ним, как он может заработать себе социальный капитал без ущерба для семейного бюджета.

2) Индивидуальные черты ребенка. Малыши очень активные или очень впечатлительные, эмоциональные всегда будут демонстрировать более высокий уровень потребностей, чем их спокойные флегматичные сверстники.

3) Степень фиксации ребенка на том или ином желании. Если чадо просто капризничает, то его достаточно легко можно “переключить” на что-то другое (иными словами, если вы пришли в магазин и малышу просто хочется, чтобы ему что-то купили, то вместо ботинок он, скорее всего, согласится на книжку или плавательный круг). Но если же ребенок транслирует вам какое-то желание настойчиво, изо дня в день, то стоит обсудить его с карапузом, чтобы понять, какая потребность скрывается за этой настырностью.

                      Содержание процесса развития личностных потребностей детей в разные возрастные периоды отражает характер межличностного (ребенок-человек) и предметно-опосредованного взаимодействия с людьми (ребенок-предмет-взрослый) в условиях общения со взрослыми и сверстниками. Остановимся на этих двух составляющих содержания процесса развития личностных потребностей и рассмотрим их в возрастной динамике.

Первые контакты ребенка с людьми осуществляются во взаимодействии с матерью. Первичными (базальными) личностными потребностями после рождения ребенка становятся потребность во впечатлениях (к одному месяцу:Л. И. Божович; М.И. Лисина) и потребность в доброжелательном внимании, привязанности (от 0 до 6 мес.). М.И. Лисина отмечает, что именно эти потребности влекут за собой развитие всех других социально обусловленных потребностей ребенка и в первую очередь потребности в общении (коммуникативной). Потребность в общении является производной личностной потребностью, в которой реализуются и развиваются базальные потребности человека в познании и самопознании, в принадлежности, в признании и другие на основе организации совместной с людьми деятельности.

Во втором полугодии первого года жизни в ситуативно-деловом общении со взрослым появляется потребность в совместной деятельности и сотрудничестве с ним, а затем в раннем возрасте (1-3 года) видоизменяется содержание и способы удовлетворения этой потребности в процессе самостоятельного освоения предметной среды. Эта потребность реализуется при условии предметно-обусловленного взаимодействия со взрослыми, в котором реализуются и когнитивные потребности дошкольников. Л.А. Венгер, А.Н. Поддьяков и другие отмечают, что содержание сенсорной среды усиливает потребность в сенсорной стимуляции и вызывает разносторонне направленное ориентировочно-исследовательское поведение, удовлетворяющее когнитивные потребности, появляющиеся у детей с младенчества (А.Маслоу).

В дальнейшем новой потребностной ситуацией для детей 3-4 лет будет уважение со стороны взрослого как источника познания, обсуждение с ним причин и связей в физическом мире. На основе познавательной потребности во внеситуативно-познавательном общении со взрослым у ребенка формируется потребность в уважительном отношении к нему взрослого, в сопереживании и взаимопонимании (5-6 лет). Эта потребность включается в контекст разных видов деятельности и преобразуется на этой основе в различные производные (контекстные) потребности в общении, в сотрудничестве и сотворчестве, в автономности, в компетентности, в активности в конкретной деятельности, в самостоятельном освоении предметной среды.

Реализация личностных потребностей детей дошкольного возраста наиболее интенсивно осуществляется в ведущей деятельности, игре и в общении со сверстниками. Данный возрастной период является сензитивным для удовлетворения потребностей в оценке и оценивании сверстником, в самовыражении, в доброжелательном внимании (пик 3-4 лет), в сотрудничестве с ним, в уважении, в сотворчестве и признании (пик в 5-6 лет), в обыгрывании (пик 4-5 лет), во взаимопонимании, сопереживании (пик в 6-7 лет). М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Годовикова, O.A. Карабанова выделяют потребности, которые побуждают детей к межличностному взаимодействию со сверстниками. К ним отнесены потребность детей в активной деятельности, познавательные потребности в знаниях о мире. Как самостоятельная категория авторами выделены личностные мотивы, порождаемые потребностью в общении, отражающей стремление ребенка познать возможности свои и «другого», подтвердить оценкой сверстника свои достоинства, сформировать отношение к себе. Д.Б. Годовикова подчеркивает, что личностные составляющие являются обязательным компонентом деловых и познавательных потребностей.

Ранний возраст (1-3 года) является основой для развития предметно-обусловленного взаимодействия с окружающей средой в младшем школьном возрасте (Н.Ф.Талызина). В эти периоды, отмечает Д.И. Фельдштейн, «дети осваивают позицию «Я в обществе», где акцент делается на себя, отражает стремление ребенка понять свое «Я» - что такое «Я» и что я могу делать». «Предметно-практическая сторона деятельности, освоение социального опыта через орудия, знаки, символы, овладение социально зафиксированными действиями,.. выработка способов обращения с предметами при оценке своих действий», по мнению автора, является основой утверждения позиции «Я» среди других. Потребность в достижениях как стремление человека к улучшению результатов своей деятельности пробуждает активность ребенка. На этой основе у него возникают познавательные и учебные мотивы, он готов к постановке учебных целей. Если потребность в общей познавательной активности, формирующаяся в раннем возрасте, не находит выражения в формах самостоятельной учебной деятельности школьника, то возникают трудности в работе с учеником. Учебная деятельность, как ведущая в этот период, способствует отработке и закрепление имеющихся производных личностных потребностей. Социальная ситуация развития младшего школьника делает личностные потребности предметно-обусловленными в учебной деятельности со значимым «другим» взрослым-учителем, который и определяет межличностные отношения со сверстниками (O.A.Карабанова).


ПАМЯТКА

Личностные потребности детей дошкольного возраста

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте. 
 http://detyvradost.ru/wp-content/uploads/2012/02/500px-Maslowsneeds.svg-copy-copy2-1024x341.jpg

Основные потребности дошкольников по возрастам.

1-3 года

3-4 года

5-6 лет

6-7 лет

- в движении

- в совместной деятельности и сотрудничестве со взрослым

- в новых впечатлениях

- в оценке и оценивании сверстником, в самовыражении, в доброжелательном внимании

-в стремлении к самостоятельности

- в самовыражении

- в самостоятельности

- в общении

- в уважении со стороны взрослого как источника познания, его доброжелательном внимании

- в обыгрывании со сверстником (в сотрудничестве)

- потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо

- быть самостоятельным

- иметь собственность

-в уважительном отношении к нему взрослого, в сопереживании и взаимопонимании

- в сотрудничестве со сверстником, в уважении, в сотворчестве и признании

- потребность обучения

- потребность во взаимопонимании, сопереживании со стороны сверстников

Литература: http://www.glavsovet.ru/child/children01/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...СЕРДЦЕМ И РАЗУМОМ

        Психическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах — она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в простых и милых проявл...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Открытие Детства

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пяти­летнего ребенка до меня ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...

Консультация для педагогов ДОО "Знать ребенка, чтобы воспитывать"

Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье...

Консультация для родителей "Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?"

Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем?  Нередко родител...

Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться?

Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться?...