Консультация для родителей "Детские страхи"
консультация по психологии

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskie_strahi.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей детей 3-7 лет «Детские страхи»

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем особенностями ребенка, и во многом носят преходящий характер. Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют свое отношение к детским проблемам.

Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других - независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» - настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи.

До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время «что это?» и «кто это?». Так малыш узнает не только,  кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти «кто» и «что».

С двух до трех лет ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью).

От трех до четырех лет с вопросом «почему?» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.

К пяти годам ребенок выходит на вопрос «что будет?» и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы «а я не умру?», «а ты, мама, не умрешь?" Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.

Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития.

Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны.

Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности различных жизненных ситуаций. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.

Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д.), рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, болезненность.

В любом случае нужно помнить, что детскую тревожность порождают:

1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребенку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.

2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно.

3. Противоречивые требовании к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.

4. Стремление сравнивать своего ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами.

5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.

Существуют практические способы преодоления детских страхов и очень важно освоить их. Среди них можно выделить изотерапию и игру. Эти способы доступны всем родителям в домашних условиях.

Изотерапия

Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так:

•   нарисуй свой страх;

•    нарисуй, чего ты боишься;

•    нарисуй, что тебе снится страшное.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа - воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость - пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота,

бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла}, проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т.д.). Можно рисунок со страхом порвать, выкинуть, спрятать подальше, запереть на замок и т.д., т.е. уничтожить.

Игра

Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.

В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности, прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь.

В раннем возрасте изживанию страхов способствуют известные всем жмурки, прятки, пятнашки.

В прятки можно играть с 2 лет - это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества.

В пятнашки и жмурки лучше играть с 3 лет - пятнашки снижают страх нападения и наказания. вырабатывает способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.

Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Страх воды у детей"

Вода — это жизнь. В особо жаркие дни эту истину многие проверили на себе. Но на берегу водоемов обязательно можно увидеть ребенка, которого буквально насильно волокут в воду. Он кричит, упирается, бье...

Консультация "Прогоним детские страхи"

консультации для педагогов...

Консультация для родителей "Страх это серьёзно"

Причины возникновения страхов у детей и их преодоление...

Консультация для родителей "Страхи у дошкольников"

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображени...

Консультация для родителей "Страх воды у детей"

Страх воды у детей.      Вода - это жизнь.     Четыре года - возраст расцвета детских страхов. Любая отрицательная эмоция, переживание могут развиться в невротически...

Консультация для родителей "Страхи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей.«Страхи у детей дошкольного возраста».Чего и почему боятся дети дошкольного возраста? Как это отражается на их психическом здоровье? Как взрослые могут помочь малышам?Страх,...

Консультация для родителей «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их преодоления»

Приведены полезные игровые советы по преодолению страхов в домашних условиях....