К проблеме связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Надежда Чуева

Актуальность изучения эмоционального интеллекта определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию и успешность личности. Одним из основных условий развития ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, важнейшим фактором формирования личности является общение. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chueva_n_v_sad_2.docx679.04 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧУЕВА Н.В.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Актуальность изучения эмоционального интеллекта определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию и успешность личности. Детство действительно является очень важным периодом жизни, ведь именно тогда у человека закладываются основные жизненные принципы, воспитание, собственное видение мира. Одним из основных условий развития ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, важнейшим фактором формирования личности является общение. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Исследователи отмечают, что процесс общения ускоряет развитие детей. Влияние коммуникации в форме ее положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Первое появление термина «эмоциональный интеллект» датируется 1964 годом: М. Белдок написал в своем исследовании, что «интеллект бывает не только аналитическим, но и чувственным» .В дальнейшем данное определение было уточнено многими авторами в связи с проведенными прикладными исследованиями. Так, психолог И. Н. Андреева дает следующее определение термину «эмоциональный интеллект»: «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями в коммуникациях» .

Автор Ю.В. Давыдова определяет эмоциональный интеллект как «интегральную категорию в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, основные функции которой сводятся к обеспечению успешности деятельности и процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия» .

Е.А. Петрова, М.А. Колоколова интерпретируют эмоциональный интеллект как, прежде всего, «способности, способствующие успешному выстраиванию взаимоотношений с другими людьми. Эти способности являются врожденными, а затем развиваются на протяжении всей жизни в процессе общения с социумом и профессиональной деятельности» .

Обобщив приведенные выше определения, можно обозначить эмоциональный интеллект как особую структуру, способствующую пониманию как собственных эмоций и чувств, так и эмоций и чувств других людей, а также управлению ими в ситуациях межличностного общения.

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя.

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Анализ литературы показал, что проблема межличностных отношений среди детей дошкольного возраста была рассмотрена В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломыйским, М.И. Лисиной, А.В. Мудрик, Т.Д. Савенковой и др. Показано, что навыки межличностных отношений уже достаточно сформированы в дошкольном детстве. О. Е. Стекларь указывает, что «в период до 7 лет общение и формирование коммуникативных навыков проходят ряд важнейших этапов в своем развитии. Гармоничное прохождение этих этапов не только формирует высокий уровень коммуникативных компетенций, но и способствует полноценному формированию личности в целом» .

По мнению Р.С. Буре: «Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне находит выражение в общении, и под его влиянием формируются привычки культурного межличностного общения с окружением, отражающие его нравственное отношение к людям» .

Проведенный мной анализ литературы по проблеме межличностного общения со сверстниками детей дошкольного возраста показал, что межличностные отношения дошкольников являются важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста – это субъективно переживаемые взаимосвязи, которые проявляются в характере и способах влияний в ходе какой-либо совместной деятельности. Дошкольный возраст является периодом возникновения и развития совместной деятельности, в которой происходят качественные изменения в сознании ребенка и появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения.

А.Н. Поддьяков считает важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности – понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно встать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами» Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими и становление психики ребенка возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно.

Эмпирические исследования многих авторов выявляют значимые корреляции между эмоциональным интеллектом и важными личностными характеристиками у детей, например, А. И.Савенкова указывает, что «эмоциональный интеллект и социальная компетентность, обычно определяемые как сложный сплав не когнитивных способностей, проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка дошкольного возраста. Одним из действенных средств их развития выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей» . Таким образом, была четко обозначена связь уровня эмоционального интеллекта и совместной деятельности детей-дошкольников, которая немыслима без межличностного общения.

Психологом М. И. Лисиной установлено, что на межличностные отношения дошкольников со сверстниками влияет степень сформированности базовой самооценки» . При этом, по мнению И. Н. Андреевой, «степень развития эмоционального интеллекта оказывает влияние на уровень самооценки» .

Исследователь Я.Л. Коломинский указывает, что «…в коллективе дошкольников в результате межличностного взаимодействия развиваются такие положительные качества личности, как сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости; ребенок начинает осознавать такие самооценочные убеждения, что другие дети также имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться» .

А.Н. Поддьяков отмечает, что понимание эмоций людей, выражение и контроль своих эмоций и чувств «должны быть результатами развития эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста» При этом для эффективности развития эмоциональной сферы педагогом-психологом должен использоваться целый комплекс психолого-педагогических технологий (арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.).

Таким образом, на основании приведенных исследований я могу сказать о том, что эмоциональный интеллект связан с расширением сферы социализации и социальной компетентности дошкольника. Большую роль здесь играет среда, в которую помещен ребенок, стиль семейного воспитания, степень сформированности самооценки, проявление вербальных и невербальных способностей в произвольном поведении и совместной деятельности дошкольника с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностного общения дошкольников

Особенности межличностного общения дошкольников...

Межличностное общение дошкольников

Консультация для родителей: "Межличностное общение дошкольников"...

Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В статье представлены рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью контактности, инициативности,вербальных средств общения,коммуникативных у...

Проект «Разноцветный мир эмоций» (эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников)

Проект «Разноцветный мир эмоций»(эмоциональный интеллект как фактор психологического здоровья дошкольников) Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознава...

Консультатация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта через театрализованную деятельность старших дошкольников" (сам. обр)

Театральная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовные ценности, учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в...

Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста

Межличностное общение как условие развития эмоционального интеллекта ребёнка дошкольного возраста Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века ...