Развитие мышления у детей дошкольного возраста
консультация по психологии
К моменту поступления в школу у ребенка 6 - 7 лет должно быть сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а так же элементы логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
К моменту поступления в школу у ребенка 6 - 7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно-образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Что такое сформированное наглядно-действенное мышление?
Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито наглядно-действенное мышление, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.
Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.).
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
а) «четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащает его словарный запас, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: большой - маленький. Можно предложить детям следующие пары слов: толстый-тонкий, черный-белый, горячий-холодный, пустой- полный, легкий- тяжелый, чистый- грязный, огонь- вода, трус-храбрец и другие. Можно подбирать самые разные пары слов, ориентируясь на опыт ребенка.
в) логические загадки и задачи. Например, «Как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине?». Ответ: Один человек берет яблоко вместе с корзиной.
Выше были приведены упражнения, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому мы можем предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Наряду с этим можно использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развивать функцию мышления путем усложнения условий задания, например: от «Змейки Рубика» - к «Кубику Рубика», от «Игры в 5» - «Игре в 15» и многие другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование обра...
Научная статья "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Круг мыслительных задач в этом возрасте расширяется особ...
Картотека игр на развитие мышления для детей дошкольного возраста
Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным зан...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.«Геометрические фигуры»Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышк...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста...
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста
В картотеке представлены игры для развития мышления у детей дошкольного возраста. Подобранные игры и задания позволяют сделать работу ребенка более динамичной, насыщенной и менее утомительной, а значи...
Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению и игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста...