ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА
консультация по психологии
Влияние воспитателей на психологическое здоровье детей. Необходимость развития эмоционального интеллекта. Работа с эмоциональным состоянием воспитателей как одна из первоочередных задач педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 319.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА
Аннотация. Влияние воспитателей на психологическое здоровье детей. Необходимость развития эмоционального интеллекта. Работа с эмоциональным состоянием воспитателей как одна из первоочередных задач педагога-психолога. Этапы психологической работы. Применение арт-терапевтических методов для снижения сопротивления сознания. Комплекс методов диагностики эмоционального состояния. Рисуночно- цветовой тест "Домики" Ореховой О.А., тест для выявления соматических проявлений и нарушений "Гомункулюс" Семенович А.В, набор метафорических материалов для психологической работы с внутренним состоянием "Тело проектор" Симоненко А.М.
Ключевые слова: воспитатели (педагоги), значимые взрослые, воспитанники (дети), психологическое здоровье, эмоциональный интеллект, благоприятная атмосфера, этапы психологической работы, диагностика, методы арт-терапии.
Для детей дошкольного возраста значимые взрослые играют очень большую роль в формировании их характера, внутренних установок, поведенческих паттернов. Самые значимые взрослые для ребенка - это родители. На втором месте часто оказываются именно воспитатели. Так
как с воспитателями дети проводят в этом возрасте гораздо больше времени, чем даже с родителями. Мы много времени уделяем физическому здоровью детей, их умственным способностям и мало времени посвящаем психологическому здоровью воспитанников. Здоровый образ воспитателя рядом - залог психологического здоровья детей. Эмоциональный интеллект сейчас становится очень популярным направлением. Однако педагоги практически не владеют сами навыками эмоционального интеллекта и соответственно не могут дать эти навыки детям.
Именно поэтому работа с эмоциональным состоянием воспитателей должна стать одной из первоочередных задач педагога-психолога детского сада. Этим мы сможем достигнуть сразу двух целей:
- Создание благоприятной атмосферы в группе.
- Овладение педагогами навыками эмоционального интеллекта, а в последствии и воспитанниками ДОУ.
Психологическая работа с эмоциональным состоянием воспитателей включает несколько этапов:
- Диагностический
- Коррекционный
- Просветительский
- Профилактический
На этапе диагностики появляется сразу несколько ограничений:
- Немного времени для работы как со стороны педагогов, так и со стороны психолога, так как основное их внимание и мысли посвящены детям.
- Вопрос о " сохранении лица", что характерно для многих работников образования (почти как издержка профессии).
- В процессе работы может подниматься внутреннее сопротивление. Поэтому применение текстовых тестов для диагностики эмоционального состояния и наличия эмоционального выгорания педагогов занимает много времени. При этом данные такого тестирования не всегда достоверны, поскольку в процессе педагоги чаще думают, как правильно ответить на вопрос, чем честно отвечают. Применение арт-терапии позволяет снизить сопротивление сознания и провести диагностику быстро и эффективно. Не напрягает человека, а даже может и расслабить (некоторые педагоги с удовольствие
раскрашивают, наслаждаясь процессом).
Из методов арт-терапии для диагностики эмоционального состояния педагогов ДОУ предлагается использовать комплекс методик:
- Рисуночно-цветовой тест для определения эмоционального состояния. Один из расширенных вариантов методики "домики" О.А. Ореховой [1] позволяет: составить восьми-цветовую шкалу (красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, черный, коричневый, серый), приоритетных для человека цветов, определить цветовую гамму чувств и эмоций, обозначить эмоционально-чувственное наполнение основных сфер жизни педагогов, рассчитать вегетативный коэффициент, характеризующий энергетический баланс организма (рисунок 1).
Рис.1 Рисуночный тест "Домики"
Обязательно обращается внимание на процедуру раскрашивания: как выбирает цвета (быстро не задумываясь, обдумывает, меняет решения, другие варианты), закрашивает домики целиком или делает пометки, закрашивает все в одном стиле или меняет направление штриховок, какими комментариями сопровождается раскрашивание и.т.д. При этом первый ряд (ранжирование цветов) будет жестко фиксированным по количеству – 8 позиций, а второй и третий ряды в процессе диагностики предлагаем расширять по мере необходимости. Так, например, если воспитатель, заполняя предложенные психологом варианты чувств и эмоций, не отразил какой-то из цветов, то начинается поиск эмоций (чувств), которые могли бы соответствовать этому цвету путем подбора: предлагаем варианты и смотрим, какой цвет используется. Так до момента попадания. При этом клиент в процессе диагностики должен быть уверен, что все идет по регламенту, чтобы избежать тревожности. А вот в третий ряд, отражающий жизненные сферы, можно помимо интересующих нас сфер, связанных с ДОУ, добавлять любые сферы важные для педагога, открыто спрашивая его.
Сферы раскрашивать допустимо сразу несколькими карандашами, но опять же по запросу и интуиции самого педагога. Таким образом, в диагностике идем за клиентом, не навязываем жестких рамок. Интересно выявить связки чувств и эмоций, обозначенных одним цветом. Они могут быть достаточно противоречивы, что объясняется, как правило, детскими установками.
- Рисуночно-цветовое обозначение зон тела. Диагностическая методика "Гомункулюс" проективная методика А.В. Семенович [2], разработанная для выявления соматических проявлений и нарушений. При этом мы предлагаем использовать ее в дополнение к "домикам" в качестве второй части диагностики с использованием тех же восьми цветов для раскрашивания. И это уже будет диагностикой соматического состояния, а точнее эмоциональной наполненности тела, что в дальнейшем может привести к появлению соматических проблем (рисунок 2).
Рис. 2. Рисуночный тест "Гомункулюс"
При закрашивании обращаем внимание на процедуру: какие части тела, в каком порядке раскрашивались, были ли сомнения или остановки. Какими высказываниями сопровождался процесс. Есть ли четко отсеченные зоны, свидетельствующие о блоках в теле, или наблюдаются плавные переходы. Сопоставляем раскраску рисунка 2 с диагностикой «Домики». Получаем картину наполненности тела различными эмоциональными состояниями, связанными с разными сторонами жизни человека. При этом рисунок тела свидетельствует о наиболее актуальных состояниях, влияющих на соматическое здоровье. Таким образом, если тело переполнено «негативными» эмоциями, которые сдерживаются (не доходят до переферии, не находят выхода), то риск заболеваний значительно повышается.
Обязательно знакомим педагога с результатами диагностики (расширяем виденье ситуации). Делаем акценты на ресурсные стороны, после чего обозначаем выявленные вопросы. Дальнейшая коррекционная работа после этого идёт по желанию педагога. Любая коррекционная работа предполагает собственное желание клиента и его готовность. Мы не можем навязывать свое видение об обязательной необходимости. Пока человек сам не готов менять что-то в своей жизни, любые рекомендации просто бессмысленны. Поэтому мы предлагаем варианты, а клиент уже сам делает выбор о готовности к коррекционной работе.
- Для более глубинной проработки: при желании педагога проработать какие-то ситуации, либо в кризисных эмоциональных состояниях, - предлагаем расширить наш диагностический комплекс набором метафорических материалов для психологической работы с внутренним состоянием "Тело Проектор" автора Симоненко А.М [3].
Карточки созданы на основе методики Психокатализа Ермошина А.Ф. Последовательность: выкладывается из составных частей картинка тела, подбираются карточки с подходящими эмоциональными состояниями, выбираются картинки с образами, образы выкладываются по телу, определяются ощущения в теле в местах расположения картинок (рисунок 3).
Рис. 3. Работа с метафорическими материалами "ТелоПроектор"
Не ограничиваем творческую инициативу педагогов, если у них возникает желание вырезать из бумаги дополнительно какие-то части тела для человечка, написать дополнительные карточки с состояниями или дорисовать свою картинку с подходящим образом. На этом кончается диагностический этап с использованием этих материалов и начинается коррекционная работа (этап, на котором определяются ощущения в теле и запускаются процессы, требующие корректировки для высвобождения блоков и получения ресурса).
Качественно проведенная диагностика является отправной точкой для всей последующей коррекционной работы. К арт-терапевтическим методам ещё можно добавить наблюдение за работой воспитателей в группах, сравнение образа тела со структурами характера из метода Бодинамики Лиз Марчер для выявления внутренних противоречий, которые не всегда озвучиваются вслух. Чем более точный образ эмоциональных состояний воспитателя мы получаем в процессе диагностики, тем более корректную траекторию дальнейшего взаимодействия с клиентом мы можем выстраивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...
Диагностика эмоционального состояния
Диагностика эмоционального состояния на физкультурных занятиях...
Диагностика эмоционального состояния
Определение настроения ребенка на занятиях с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера...
Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...
«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства....
Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера
Для диагностики эмоционального благополучия детей в Детском саду используется проективная методика с использованием цветовой гаммы. Эта методика предназначена для детей 4,5-7 лет и проводится как инди...